SMM министерств и ведомств
Десять средств массовой информации прекратили свое существование в Саратовской области. На минувшей неделе стало известно, что по решению суда были закрыты информационное агентство «ОРТ Саратов» и журнал «МеТРО», так как они не действовали больше года. Первого января прекратит вещание региональная вкладка телеканала РЕН ТВ, учредитель прекратил финансирование проекта «Родной город». Медиапространство области сжимается. Меж тем министерство информации и печати Саратовской области продолжает стремиться к максимальной открытости, а региональные журналисты решают внутрицеховые вопросы на закрытой площадке.
Впрочем, стремится не только мининформ. В социальной сети «ВКонтакте» не так давно открылись официальные группы сразу еще нескольких министерств. Помимо министерства информации и печати, там еще появились группа министерств образования, сельского хозяйства, а также занятости, труда и миграции. Мининформ, конечно, лидер по подписке: среди участников этого сетевого паблика целых 207 человек, основная часть которых – это саратовские журналисты.
Казалось бы, вот она – возможность публично высказывать взаимные претензии, работать над взаимоотношениями журналистов и чиновников, обсуждать острые темы, возникающие в общем поле деятельности. Но куда там.
Во-первых, при всей внешней открытости – вступить в нее может любой желающий – группа очень закрыта и консервативна. В правилах группы обозначено, что создана исключительно ради размещения материалов о работе министерства, мероприятиях, которые оно организует, и о важных событиях в жизни области. Иногда, при согласовании с модератором группы, там можно разместить социальную рекламу. Коммерческая, понятное дело, запрещена. В комментариях модераторы группы просят участников быть сдержаннее, не провоцировать собеседников, не пользоваться ненормативной лексикой.
А во-вторых, с группой получилось, как с неуловимым Джо из старого анекдота. Никому особенно не интересно что-то там комментировать, потому что комментировать особо и нечего.
Ну вот о чем дискутировать в новости про итоги конкурса социальной рекламы, посвященной 80-летию Саратовской области? Можно порадоваться за победителей, можно поёрничать на тему даты рождения региона, можно задать вопрос: в какую сумму вылилось проведение этого конкурса и не было ли возможности потратить эти деньги по-другому? И потом думать, а не внесут ли тебя в черный список за легкий троллинг.
При всем прочем не очень ясно, кто осуществляет администрирование и модерацию группы: в контактах указан только телефон и электронный адрес министерства – никакой «живой» странички администратора группы в социальной сети нет. Чем в этом случае отличается публичная группа в социальных сетях от официального сайта, не очень понятно. Видимо, местом размещения.
В пабликах других министерств ситуация не лучше.
Даже блоги министров, которые появились в период работы Павла Ипатова и тогдашнего министра информации и печати Натальи Есиповой на официальном сайте правительства области, были задуманы как дискуссионная площадка. Тексты для блогов, конечно, писались из-под палки, и зачастую пресс-секретарями этих министров, а комментарии проходили обязательную премодерацию, но они все-таки были интересны хотя бы первое время и журналистскому сообществу, и отчасти читателям, ищущим правды. Но, увы, после того как кадровый состав правительства претерпел серьезные изменения, столь же изменения претерпел и сайт. От министерских блогов остались лишь воспоминания, а чиновники занялись продвижением ведомств в социальных сетях.
Кстати, у министерства информации и печати области есть еще и свой аккаунт в «Твиттере». Только «Фейсбук» и «Одноклассники» остались без внимания.
Социальные сети на самом деле штука очень полезная в работе журналиста. И я никогда не понимала те редакции, которые блокировали своим сотрудникам доступ к сетям и мессенджерам. На самом деле весь саратовский бизнес, а также часть политиков, политологов и общественников предпочитают «Фейсбук». Никакой мобильник уже не нужен, если ты имеешь возможность быстро написать сообщение, задать интересующие тебя вопросы, оперативно получить ответы – письменно или по телефону, тут уж как пожелает твой онлайн-собеседник.
Вот только никто из опрошенных мною журналистов не припоминает ни одного аккаунта чиновника ни в одной социальной сети. Хотя пресс-секретари начинают осваивать пространство социальных сетей. Кто-то из них в сети уже давно, как, например, Денис Желтов, руководитель пресс-службы областного УГИБДД. Кто-то только начал активно пользоваться аккаунтом, созданным достаточно давно, как руководитель пресс-службы губернатора Саратовской области Нина Попова.
Впрочем для внутрицеховых дискуссий журналисты Саратовской области, а также журналисты, давно покинувшие наш регион, объединились в группу «Саратовской интернет-журналистики» на «Фейсбуке». Точнее, их объединил главный редактор информагентства «Взгляд-Инфо» Николай Лыков, который является единственным в группе администратором. Времена тогда в саратовском медиапространстве были менее кровожадные – это был, если я не ошибаюсь, 2012 год. Однако времена прошли, а группа осталась.
Изначально клуб задумывался как дискуссионная площадка, консультативный центр, касса взаимопомощи и архив блогов и фотографий авторов.
Так как группа закрытая, то темы обсуждений в публичное пространство выносить, естественно, нельзя. Но надо сказать, что в последнее время интерес к дискуссиям несколько упал, как упал интерес и к группе в целом. Только одна тема пользуется неизменной популярностью – это работа пресс-служб министерств и ведомств.