«Картонки Минервы: Заметки на спичечных коробках»

Оценить
Если бы Умберто Эко написал всего одну книгу – роман «Имя Розы», – а потом, например, был похищен инопланетянами и исчез с нашей планеты, его имя все равно бы уже попало в историю мировой литературы.

Если бы итальянский прозаик, журналист, литературный критик, ученый-культуролог Умберто Эко написал всего одну книгу – роман «Имя Розы», – а потом, например, был похищен инопланетянами и исчез с нашей планеты, его имя все равно бы уже попало в историю мировой литературы. Однако Эко по-прежнему здравствует, никакие пришельцы его не похищали, а былой славой сыт не будешь. Так что синьор Эко продолжает ежегодно выпускать по книге: тут и статьи, и эссе, и романы (одна из последних по времени его прозаических книг – «Нулевой номер» – вышла уже в этом году; те, кто в советские годы читал шведскую антиутопию Пера Валё «Гибель 31 отдела», получит более-менее точное представление о проблематике романа Эко). Подобно всякому професиональному писателю, который также занимается и газетно-журнальной работой, Эко старается не потерять ни крупицы написанного.

Так, например, книгу Умберто Эко «Картонки Минервы: Заметки на спичечных коробках», недавно переизданую в Москве («АСТ», «CORPUS», 2015) составляют колонки, которые он с 1991 года по 1999 год писал для миланского журнала «Экспрессо». Теперь эти колонки – благодаря переводчику Михаилу Визелю – доступны и нашим читателям.

Итак, какие же проблемы волновали европейскую знаменитость в последнее десятилетие ХХ века? О, самые разные, глобальные и локальные: смертная казнь (Эко не одобряет ее, ведь может пострадать и невиновный), современная миграция с юга на север (Эко смиряется с неизбежным), применение силы против Милошевича и Саддама (Эко признает необходимость этого шага, но с оговорками), наступление политкорректности (Эко отважно борется с перегибами оной), парадоксы privacy (Эко убежден, что «сегодня обычный человек не желает прайваси»), перспектива исчезновения книг (Эко абсолютно уверен, что никакие мультимедиа книгу не заменят, нет-нет!), искусство оскорбления оппонента (по мнению Эко, ныне оно утрачено, увы) и др.

Одна из животрепещущих тем, затронутых Эко: «Нужен ли нам на самом деле портрет личности, которой мы восхищаемся?» Автор «La Bustina di Minerva» уверен, что не нужен: интеллектуальным кумирам снимки не добавят достоинства. Мол, вряд ли кого-нибудь, например, впечатлит портрет седого длинноволосого дядечки с внешностью провинциального пьющего профессора, если не знать, что это – сам Альберт Эйнштейн...

Кстати, если не знать, что автор текстов под обложкой «Картонок Минервы» – знаменитый создатель «Имени Розы» (ну, например, по оплошности типографии имя-бренд внезапно исчезло бы с обложки нового), можно было бы заподозрить в книге лишь собрание вяловатых банальностей вкупе с журналистскими откликами на позавчерашние новости.