Прощание с фараонами

Оценить
Восьмого ноября Владимир Путин подписал указ, согласно которому российским авиакомпаниям временно запрещается осуществлять воздушные перевозки граждан из России в Египет.

Восьмого ноября Владимир Путин подписал указ, согласно которому российским авиакомпаниям временно запрещается осуществлять воздушные перевозки граждан из России в Египет. Вплоть до прояснения ситуации с катастрофой российского аэробуса, случившейся 31 октября. Причина крушения авиалайнера до сих пор достоверно не определена. Во всём мире склоняются к тому, что это был террористический акт, даже называют имя организатора взрыва – главаря египетской ячейки ИГИЛ (организация запрещена в РФ). Дольше всего не принимали эту версию в нашей стране, ибо признать, что самолет был взорван, значит признать, что военная операция в Сирии не так уж и безопасна для наших граждан. Поступили разновекторно: полеты прекращены по рекомендации главы ФСБ Александра Бортникова (значит, все-таки теракт?), и в то же время глашатай Кремля Дмитрий Песков призывает не заниматься спекуляциями на тему возможной диверсии.

Как бы то ни было, двести двадцать четыре человека погибли, более 80 тысяч остаются заложниками ситуации на египетских курортах. Египет вообще очень популярен у россиян как место зимнего отдыха. Хотя надо признать, что отдых там понятие специфическое. Что называется, испытано на себе. Да, тепло и море тоже теплое, но в это время года часто ветрено и купаться в море запрещают. Хотя на лезущих в воду туристов египтяне-спасатели смотрят сквозь пальцы. Остаются многочисленные бассейны и столь же многочисленные (по правде их гораздо больше) бары. В отелях действует система «всё включено» и потому выпивка бесплатная – что относительно хорошее пиво, что совершенно дрянное виски. Экскурсии немногочисленны, дороги и, на мой взгляд, чересчур утомительны.

Судите сами, чтобы из Шарм-эль-Шейха или Хургады добраться до пирамид, Каира, Мертвого моря, нужно провести в автобусе от шести до восьми часов. При этом автобусы идут большой колонной в сопровождении египетских войск, потому что в пустыне «шалят» исламисты. Не каждый решится поехать. Что остается туристам? Один или два организованных выезда в центр Шарм-эль-Шейха. Там вы неминуемо попадете в цепкие объятия местных торговцев. Здесь принято торговаться до исступления, ибо на человека, купившего товар без торга, смотрят с нескрываемым сожалением. Зато уважение вызывает тот, кто сбил цену вдвое (и тем самым приблизился к реальной стоимости товара). Да и честно говоря, шопинг там никакой – сувениры, какие-то якобы лечебные травы и летние тряпки.

Тем не менее, а может, в силу именно этих обстоятельств Египет влечет россиян. На момент прекращения полетов на берегах Красного моля оставалось от 60 до 80 тысяч наших соотечественников. Уже этот разнобой в цифрах вызывает недоумение: неужели нет учета улетевших и прилетевших пассажиров? Эвакуацию россиян с родины фараонов поручили курировать вице-премьеру Аркадию Дворковичу – на мой взгляд, одному из самых невнятных чиновников медведевского правительства. И вот он уже говорит, что за сутки вернулось на Родину около 11 тысяч человек, и он же говорит о десяти совершенных рейсах. Позвольте, но в мире нет самолетов, которые брали бы на борт по тысяче человек. Короче, что-то не сходится в рапортах вице-премьера. Но – это по бюрократическим понятиям главное – создан штаб. Журналист Первого канала посмотрел на работу штаба с другой – египетской – стороны и написал об этом в социальных сетях: «От посольства РФ не было никого, хотя поводов вмешаться и повлиять на египетский персонал был миллион. Из-за отсутствия российского посла при завершающем досмотре багажа образуются чудовищные очереди, дети орут, людям становится плохо, а из четырех рамок металлоискателей и досмотровых систем египтяне открыли лишь две...»

Это из жизни тех 70–80 тысяч, что оказались сейчас в Египте. Еще 120 тысяч (!) купили путевки на период с ноября по март. Что будет с ними, точнее, что будет с их деньгами? Ответа нет. Не считать же ответом то, что сказали журналистам «Общественного мнения» в саратовском министерстве спорта и туризма. Мол, туристам, купившим путевки в Египет в ближайшие недели, предлагается два варианта сохранения средств – обмен на путевку в Турцию либо заморозка средств на депозитном счете на неопределенный период. Кстати, о Турции. Первый зампред комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Хож Магомед Вахаев заявил, что надо установить, могут ли россияне столкнуться с какой-либо опасностью на турецких курортах. То есть и Турция тоже – давай до свидания?

Очень даже может быть, что мы видим начало конца российской туриндустрии. Предварительно ее потери оцениваются в три с половиной миллиарда рублей. Весьма вероятно, что потери на самом деле будут еще больше. Египет закрывается, Турция вдруг оказалась под вопросом, Европа становится недоступной по причине падения рубля.

По телевидению россиян призывают успокоиться и смириться, быть готовыми жертвовать личным ради интересов государства. Сначала пожертвовали уровнем жизни, теперь вот возможностью скромно, но относительно комфортно провести отпуск. Что еще положим на алтарь геополитического величия? Но, судя по всему, россияне готовы пойти на эти жертвы.