Почему саратовцы не летают?
Осень. Время года, в которое как никогда хочется поддаться унынию. С каждым днем темнеет всё раньше, с деревьев опадает последняя листва, а то и дело моросящий дождь превращает тротуары нашего города в труднопроходимые болотца.
Путь на станцию
Улица Бульварная в Ленинском районе. Каждое утро сотни человек идут из поселка Техстекло на электричку на станцию «Молодежный проезд», а вечером обратно. Кто на учебу, кто на работу, а кто на свои шесть соток. Чтобы сократить себе путь, многие ходят через гаражи. «Здесь столько людей ходит каждый день, а привести дорогу в порядок не могут. Во-первых, нет освещения. Но с этим у нас жители сами справились. Практически у каждого есть фонарик. Во-вторых, здесь нет асфальта. Только намек на то, что он когда-то был. И самое опасное на этой дороге – лестница к гаражам», – рассказывает пенсионерка Зинаида Викторовна, поставив тяжелые сумки на землю.
В беседу включается и ее супруг Виктор: «Недавно здесь ко всему прочему еще и перекопали всё. Вырыли яму огромную и бросили. Прямо посреди дороги! А в яме вода. Судя по запаху, из канализации».
Виктор рассказал, что это место облюбовали местные дети. Их любимая игра – кидать в яму кирпичи и отбегать, чтобы брызги не задели. Кого обрызгало, тот и проиграл.
Но в итоге большую яму спустя месяц закопали, оставив несколько небольших, источающих не самый приятный аромат луж. Местные энтузиасты для удобства кинули туда несколько кирпичей. Если прыгать по ним, проявляя чудеса сноровки, то можно даже не испачкаться.
«Канализация в этом месте практически всегда течет. Прямо по ступенькам лестницы. Когда это всё подмерзает, то спускаться по лестнице уже небезопасно. Можно руки-ноги переломать. В прошлом году кто-то приварил к лестнице перила. Хоть держаться есть за что, когда спускаешься вниз. Ничего у нас для людей не делается! Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Но люди как ходили здесь на электричку, так и будут ходить», – добавляет пенсионерка.
Жителям ВСО добраться до электрички в осеннюю непогоду и при этом не испачкаться тоже не так просто. Хотя вдоль дороги до остановки «Завод «Контакт» и есть пешеходный тротуар. «Есть-то он есть, только вот он больно узкий. Брызги от машин, которые мимо проезжают, всё равно достают. Да и не вдоль всей дороги тротуар есть. До Следственного комитета можно более-менее нормально идти, а потом всё. Дальше выбирай: или ты идешь по проезжей части (тут движение как в городе), или сворачиваешь на тропинку. Когда на улице сухо, то никаких вопросов. Можно и по тропинке пройти. Но вот после дождя придется грязь помесить, – говорит Марина, жительница ВСО. – А из водителей очень редко кто снижает скорость, когда видит рядом пешехода. Подумаешь, обрызгал. И что с того? Придет домой и отмоется. А некоторые водители и вовсе специально разгоняются. У нас это взаимно. Пешеходы не уважают автомобилистов, а автомобилисты пешеходов».
Не центр города
«С рождения живу на ВСО. Грязи после дождя на районе предостаточно. Хоть грязелечебницу открывай. Просто надо за дорогами и тротуарами следить, ремонтировать. А кто это будет делать? Кому это надо? В центральных районах Саратова не все сделали. Что уж про ВСО говорить. Правда, недавно у нас отремонтировали аллею. Новые лавочки поставили, дорожки сделали. Но это капля в море. На ВСО полно мест, в которых лужи никогда не высыхают», – жалуется еще один местный житель Артем.
С Артемом мы решили проделать путь от остановки до его дома. Для начала переходим через дорогу, и путь нам преграждает огромная лужа. Стараемся обойти ее стороной. «Раньше я ходил вдоль дома. Там чище. Но потом в конце дома перекопали всё, и теперь там не пройти. Пойдем другим путем», – предлагает мой спутник.
Заходим за пятиэтажку. «Наверное, когда-то здесь были тротуары асфальтированные, дорога нормальная. Но я это время не застал. У нас ведь как делают? Раскопать-то раскопают, а к первоначальному виду приводить не торопятся. В лучшем случае если обратно закопают. Вот так от тротуаров и следа не осталось», – объясняет Артем.
Дальше он ведет меня вдоль детской площадки. Если быть точным, то вдоль того, что от нее осталось. Покосившиеся качели и горку назвать детской площадкой никак нельзя. Неожиданно бордюр, по которому мы шли, заканчивается. Метров десять по грязи – и ноги ступают на асфальт. «Самый неприятный промежуток пути мы прошли», – успокаивает Артем.
И таких неприятных промежутков пути предостаточно. И не только на ВСО.
Например, в районе 108-й школы есть такие же лужи, которые никогда не высыхают. «Летом еще можно к дому на машине подъехать, а вот зимой, когда всё подмерзает, я уже не рискую. Ремонт автомобиля нынче не дешевый», – рассказывает местный житель.
В этом районе текущей ручьями канализацией тоже никого не удивишь. «В воскресенье на трамвае ехала от родственников. Двери трамвая открываются, и передо мной река. А я уже не в том возрасте, чтобы ручьи перепрыгивать», – говорит пенсионерка Вера.
Центр города
Улица Киселёва, одна из центральных. По одной из сторон улицы от Рахова до Чапаева после дождя быстро пройти не получится. То и дело приходится обходить лужи и долго думать над тем, в какую сторону сделать следующий шаг, чтобы как можно меньше испачкаться. Уже в нескольких метрах от пересечения с улицей Чапаева путь преграждает грузовик, который доставляет продукты в магазин. Чтобы обойти его, приходится выходить на проезжую часть и надеяться на то, что проезжающие мимо машины тебя не обрызгают.
Другая сторона улицы выглядит более привлекательно. Отчасти из-за того, что там вход в торговый комплекс «Мир». «Вот у нас все жалуются на то, что в Саратове слишком много магазинов и они все продолжают открываться. Лично я только за магазины, – считает мужчина, с которым мы прошли квартал по улице Киселёва. – Когда магазин открывают, то, помимо помещения, приводят в надлежащий вид и прилежащую территорию. Цветы могут посадить, тротуар плиткой выложить. Мимо каждого торгового центра можно спокойно идти хоть в дождь, хоть после дождя. Если у нас власти не могут улицы привести в порядок, то надежда только на бизнесменов остается!»
Но позволить себе такую роскошь, как укладка асфальта или плитки, могут далеко не все владельцы магазинов. Или просто не хотят позволить себе это. Недавно новый магазин построили у платформы «Завод «Контакт». «Для магазина выбрали более чем странное место, – жалуется Марина. – Обычно тут автостоянки появляются, как грибы после дождя. Но если ты уж взялся магазин открывать, то будь добр, сделай всё возможное, чтобы к твоему магазину покупатели могли спокойно подойти или подъехать. Этот магазин выглядит, как островок в море грязи. Платформа заканчивается, и начинается грязь. К магазину не подойти. Неудивительно, что в этом магазине покупателей я вижу не часто. Странное отношение к клиентам. Мы, чтобы там что-то купить, должны летать, что ли?»