История фотографии за пару часов

Оценить
Какие были приоритеты у людей, бравших в руки камеру?

«Онтология фотографического проекта» – такую лекцию прочитал фотограф, руководитель Школы фотографии Екуб Гаффаров в Саратовском государственном художественном музее имени Радищева в минувший вторник.

Екуб Гаффаров ставил перед собой несколько задач. Он постарался рассказать о двойственной природе фотографии (буквальности, точности и иллюзорности, объективности и субъективности), о роли автора в фотографическом проекте (фотограф-художник, фотограф-исследователь), о наполнении и необходимых условиях создания фотографических проектов. Лектор постарался дать экскурс в историю фотографического искусства, определить понятие «фотографический проект» и, наконец, презентовать и прокомментировать дипломные проекты выпускников школы.

Первый этап развития фотографии (до XX века) характеризуется, по мнению Екуба, «схватыванием», фиксацией реальности, репрезентацией единичного, то есть конкретного объекта, максимальной реализацией драматического потенциала кадра, то бишь взаимодействием смыслов внутри кадра, а также поиском момента равновесия и стремлением к идеальному повествованию. Впрочем, замечает Гаффаров, и на нынешнем этапе мы порой обращаемся к этим вещам.

На втором этапе развития (начало XX века), после появления «Кодака» и становления фотографии как массового искусства начинается уже подробное изучение инструмента и предметного мира. В частности, проводятся эксперименты со светом, с предметами (рейографика), с техникой съемки (ракурсы) и с химическими процессами (соляризация).

Третий этап – 60–80-е – ищет уже новые пути в фотографировании: для него приоритетным становится субъективная репрезентация действительности, происходит поиск момента «нарушенного равновесия», наблюдается желание застать реальность врасплох, раскрыть ее в некий «промежуточный» момент, начинается поиск «транзитных», «неактуальных» сюжетных пространств, максимальное удаление от линейного повествования, стремление увидеть «изнанку», наконец, визуальная репрезентация различия, случайности. А что же нынешняя фотография? Она характеризуется тяготением к концептуальности и отказом от уникальности и единичности предмета фотографирования, да и вообще отказом от авторизации изображения в пользу авторизации концепции.

В ходе лекции Екуб познакомил зрителей с творчеством Ласло Мохой-Надя, Августа Сандера, Бернда и Хиллы Бехеров, Эжена Атже, Анри Картье-Брессона и многих других, в том числе и учеников своей школы. В дальнейшем на базе сектора новейших течений Радищевского музея планируется цикл лекций по разным жанрам фотографии, например стрит– и свадебной фотографии.