Невезучий транспорт

Оценить
Региональные власти снова повысили цены на проезд, не объяснив толком, зачем они это делают

Споры по поводу цены проезда в общественном транспорте наконец закончились. Региональные власти приняли решение, как они считают, «компромиссное». Стоимость проезда для пассажиров вырастет на два рубля, а действовать новые цены начнут уже с ближайшего воскресенья. Однако это решение, якобы «компромиссное», на самом деле не устроило никого. Ни перевозчиков, ни, естественно, граждан, ни бьющийся в предсмертных конвульсиях муниципальный Саратовгорэлектротранс.

То есть получается, что «золотая середина» – это не всегда хорошо и даже никому не во благо.

Мёртвому припарка

Правительство Саратовской области всячески делает вид, что само по себе оно не является сторонником роста цен на проезд и вообще не любит принимать такие решения. Потому что оно, правительство, не любит, когда население волнуется. И из боязни «социального взрыва» всегда перед гражданами оправдывается. Дескать, тарифы на проезд у нас самые низкие по стране, меняются крайне редко (чуть ли не раз в пять лет), а от этого перевозчикам нечего есть-пить, не на что развиваться, нечем обеспечивать пассажирам комфорт и безопасность. Правда, если посмотреть на то, как менялись тарифы на услуги общественного транспорта, то станет понятно, что пересматриваются они в нашем регионе регулярно. Каждые два года стабильно.

Последний раз цены на проезд в саратовских автобусах поднимали в августе 2014 года, в трамваях, троллейбусах – в октябре. Тогда всё подорожало на два рубля. За два года до этого, в 2012-м, цена разового проездного билета тоже поднималась на два рубля. До этого проезд дорожал летом 2010 года.

Другое дело, что ожидаемого эффекта – того, который про развитие, комфорт и безопасность – это не даёт. Но отсутствию эффекта тоже нашлось убедительное объяснение. И перевозчики, и собственно власть в ответ на претензии граждан к состоянию общественного транспорта и качеству обслуживания обычно постфактум признаются, что состоявшееся повышение, по сути, носило инфляционный характер. Ведь подорожали энергоресурсы, топливо, запчасти и т. д. А для того чтобы решить имеющиеся в отрасли проблемы, нужны куда более серьёзные вливания.

Казалось бы, если за последние пять-семь лет «инфляционным» повышением цен на билеты не удаётся решить проблемы транспортной отрасли, то надо искать другие пути. А то ведь получаются у нас всем известные бесполезные припарки на бездыханное тело. Но нет. С грядущим увеличением стоимости проезда в городском общественном транспорте, намеченном на 15 ноября текущего года, дело обстоит точно так же, как и всегда.

Ни нашим, ни вашим

Уже весной текущего года, то есть менее чем через год после предыдущего изменения стоимости проездного билета, областной минтранс объявил, что в связи с обращениями транспортных компаний, занимающихся пассажироперевозками, начал прорабатываться вопрос об изменении действующих цен на проезд. А летом глава регионального комитета по тарифам Лариса Новикова сообщила, что изучает запросы перевозчиков, обоснования их предложений и проводит собственные расчёты.

Перевозчики просили правительство поднять цены на проезд до 22–25 рублей «для безубыточной работы предприятий». Но комитет в результате своих расчётов пришёл к выводу, что для безубыточной работы перевозчикам достаточно накинуть на нынешние цены по 1–2 рубля. Таким образом, с 15 ноября 2015 года проезд в автобусах, трамваях и троллейбусах должен стоить 17 рублей, в маршрутках – 18 рублей.

Губернатор Валерий Радаев, согласившийся с выводами комитета по тарифам, не удержался от напоминания, что при обозначенном росте цен на проезд стоимость билета в общественном транспорте всё равно остаётся одной из самых низких среди регионов ПФО. Но при этом пообещал, что в следующий раз цены будут пересматриваться не так скоро, а только года через полтора-два.

Лучше, чем ничего

Пассажироперевозчики, добивавшиеся увеличения тарифов на их услуги, принятым решением регионального правительства остались недовольны. Потому что это повышение не имеет даже инфляционного характера, в то время как транспортная отрасль Саратовской области уже находится «в катастрофическом положении».

Представители транспортных предприятий объясняли, что в настоящее время живут в режиме строгой экономии. Доходы от перевозки пассажиров не покрывают всех производимых компаниями затрат.

Глава ОАО «Автокомбинат № 2», председатель правления СРО НП «Поволжский транспортный союз автоперевозчиков» и депутат областной думы в одном лице Андрей Беликов в своих комментариях саратовской прессе напоминал, что за последний год в стране произошли серьёзные экономические изменения, которые, естественно, сказались и на сфере пассажироперевозок. Подорожало всё – от самой техники и запчастей до услуг по ремонту и обслуживанию подвижного состава и ГСМ. Другими словами, инфляционные процессы в полной мере отразились на себестоимости перевозки пассажиров, и повышать цены на проезд в общественном транспорте в этих условиях просто необходимо. Причём не на рубль-два, а как минимум на два-три рубля.

По словам перевозчиков, это и так очень скромная просьба, потому что на самом деле цена билета в общественном транспорте в нашем регионе уже сегодня должна быть не меньше 30 рублей.

Тот вариант цены, на котором остановилось областное правительство, по мнению представителей транспортных предприятий, никак не решит существующих у них финансовых проблем. И от режима жёсткой экономии им далеко не уйти. Тем не менее даже один-два рубля к существующей сегодня цене билета – это лучше, чем совсем ничего. Может быть, мол, предприятиям как-нибудь удастся стабилизировать свою работу.

С 15 ноября 2015 года проезд в автобусах, трамваях и троллейбусах будет стоить 17 рублей, в маршрутках – 18 рублей.

Ноль эффекта

Точно не помогут эти один-два рубля саратовским трамваям и троллейбусам, которые от исчезновения с городских улиц пытаются спасти уже совместно муниципальные и региональные власти. Конечно, стоимость поездок в городском электротранспорте для пассажиров устанавливается городскими властями самостоятельно. Но в своём решении они всегда ориентируются на те расценки, которые для автобусов устанавливает региональное правительство.

Ещё весной в муниципальном предприятии «Саратовгорэлектротранс» говорили о том, что себестоимость провоза одного пассажира в трамвае или троллейбусе составляет свыше 20 рублей. Но если проезд в автобусах будет стоить максимум 18 рублей, то и в трамваях-троллейбусах он будет не дороже. На минувшей неделе о бесполезности такого повышения цен на билеты прямым текстом заявил глава города Саратова Олег Грищенко.

«Эта мера не спасет Горэлектротранс от плачевного предбанкротного состояния, в котором находится предприятие, – уверен он. – Чтобы предприятие более или менее работало в ноль, цена проезда в электротранспорте должна составить 24 рубля. Но и 24 рубля СГЭТу нет смысла делать в нынешних условиях. Потому что частные перевозчики будут демпинговать».

Собственно, одними только тарифами вытягивать Саратовгорэлектротранс власти вроде бы и не планировали. Заместитель председателя областного правительства Валерий Сараев месяц назад рассказывал, что «одним из главных путей повышения эффективности деятельности предприятия и стабилизации его финансово-экономического состояния» является оптимизация транспортной схемы города Саратова. В новой транспортной схеме города, работать над которой муниципалитет начнёт с 2016 года, маршруты горэлектротранспорта должны стать приоритетными перед автобусными. Их попытаются максимально развести, чтобы они пореже друг друга дублировали.

Погашать долги Горэлектротранса перед кредиторами планируется за счёт продажи части имущества предприятия. А повышение тарифов на проезд, которое, как изначально предполагалось, приблизит стоимость поездки к нынешним экономическим реалиям, должно было, по идее, уберечь предприятие «Саратовгорэлектротранс» от новых убытков в будущем.

Сейчас, по словам Олега Грищенко, никакого экономического эффекта от новых цен на проезд предприятие не ощутит. И прежде всего потому, что Саратовгорэлектротранс работает не в равных условиях.

У частных перевозчиков, по словам Грищенко, есть преимущество в части налогооблагаемой базы. К тому же они, в отличие от муниципальных предприятий, зачастую работают по серым и чёрным схемам – не продают билеты, прячут выручку и прочее. И пока разрабатывается новая схема транспортной сети Саратова, на что уйдёт ещё год или два, эти неравные условия сохранятся.

«Положение предприятия помогло бы стабилизировать и большее количество автобусных маршрутов. Но на сегодня ему сложно конкурировать с частными перевозчиками. В нынешнем состоянии СГЭТ не справится со всеми маршрутами, которые обслуживаются в городе, – отмечает Олег Грищенко. – Нам в упрёк ставят, что у нас многие электротранспортные и автобусные маршруты дублируются. Но наш город спланирован так, что избежать этого невозможно и невозможно развести маршруты по разным улицам».

Пока решение по тарифам СГЭТа Саратовской городской думой не принято и ещё будет обсуждаться депутатами.

Кто нас услышит?

Население новым ценам на проезд тоже не обрадовалось. И заявления властей о том, что, мол, они принимали решения с заботой о гражданах и их семейных бюджетах, как-то не очень сработали. С точки зрения обывателя, цены на проезд повышаться не должны вообще. Особенно сейчас, в такое экономически тяжёлое время, когда реальные доходы населения сокращаются и обесцениваются.

Согласно опросам, проведённым саратовскими СМИ, особенно негативно на новость о повышении стоимости проезда реагировали пенсионеры и студенты. Первые говорили, что сейчас их пенсии и так едва хватает на оплату коммунальных услуг, лекарства и еду. Поэтому радоваться очередному повышению стоимости одной из необходимых потребительских услуг они, естественно, не могут. Студенты, особенно иногородние, переживают в основном за то, что теперь увеличатся расходы на их содержание у родителей. Так как стипендии – максимум 3–4 тысячи рублей в месяц – на жизнь в Саратове не хватает.

Работающие граждане реагировали на новость о повышении цен на проезд устало и обречённо: «Ничего хорошего в этом нет. Цены повышают постоянно, и больше ничего не меняется. Как ходили старые автобусы, так и будут ходить, сколько бы билет ни стоил. Как грубили водители пассажирам, так и будут грубить. Мы и так переплачиваем сейчас за эти услуги, учитывая их состояние и качество. Но кому на это жаловаться? Кто нас услышит? Деваться некуда, будем, значит, ездить по новым ценам».

Экономить – значит ограничивать

Кстати, пенсионерам и другим льготным категориям граждан придётся ограничивать себя в поездках по городу, хотя возможность приобретения льготного проездного билета им оставили. Дело в том, что в этой системе тоже произошли серьёзные изменения. Льготный проездной будет иметь ограниченное действие на 50 поездок.

О том, как будет работать новая система, рассказывала недавно на своём брифинге министр социального развития Саратовской области Лариса Калязина.

По её словам, основанием для замены привычного льготного проездного билета билетом на 50 поездок послужил мониторинг пассажиропотока. В результате исследования выяснилось, что только каждый третий региональный льготник пользуется правом бесплатного проезда. 12 процентов льготников покупают два проездных, а 6 процентов – три. При этом льготники, как оказалось, редко ездят на общественном транспорте более 50 раз в месяц.

Раз так, то незачем переплачивать транспортным компаниям компенсации за перевозку льготников, посчитало правительство. Тем более что сейчас в бюджете лишних денег на это ну совсем нет.

Соответствующий закон о замене льготного социального проездного единым социальным проездным уже одобрен Саратовской областной думой и вступит в действие с 1 января 2015 года. Действие нового билета будет распространяться на все виды публичного транспорта – городские и пригородные автобусы и электротранспорт.

Единый социальный проездной билет (ЕСПБ) – это, по сути, набор одноразовых проездных со специальным штрихкодом, необходимым для того, чтобы избежать подделок. При этом для покупки ЕСПБ, как сообщила министр, льготники должны будут показать справку, дающую право на льготный проезд на протяжении шести месяцев. А сами они, получив билет, будут занесены в специальную базу данных для предотвращения разнообразного рода мошенничеств.

Контрольную отрывную часть ЕСПБ кондуктор или шофёр, принимающие плату за проезд от пассажиров, должны обменивать на обычный разовый проездной билет. А отрывные талоны хранить до конца месяца, чтобы ими отчитаться о перевезённых льготниках и получить в минсоцразвития соответствующую компенсацию.

Если льготник не использует свои 50 поездок, то в следующем месяце они будут недействительны.

В остальном, по словам Калязиной, ничего не изменится. Стоить ЕСПБ будет те же 150 рублей, что и прежний социальный проездной. И продаваться будет в тех же местах, что и раньше.