«Платон» – кому он друг?

Оценить
«Налог Ротенберга»: дальнобойщики протестуют, эксперты сомневаются, а готовность системы под сомнением

Десять километров в час – с такой скоростью массивные фуры в течение часа ездили по федеральным дорогам в нескольких регионах России. Акция состоялась 2 ноября. Большегрузы собирали за собой протяжённые пробки и вызывали недовольство других водителей. Так дальнобойщики протестовали против внедрения в стране системы сбора дорожной пошлины «Платон».

На 11 ноября активисты запланировали более масштабные действия: минимум две сотни фур должны перекрыть федеральные трассы в Московской области, Красноярске, Омске, Новосибирске и Краснодарском крае.

Полный контроль

С 15 ноября в России должен заработать «Платон» – это система взимания платы с автомобилей с разрешённой массой свыше 12 тонн. Ранее этого налога в стране не существовало. Теперь же с каждого километра, пройденного по федеральной дороге, водитель должен будет заплатить 3,06 руб. Деньги собираются якобы в счёт возмещения вреда, причиняемого федеральным трассам большегрузами.

«Платон» отличает высокая степень автоматизации: контроль за пройденным расстоянием будет осуществляться дистанционно при помощи специального оборудования. Для этого на дорогах по всей России планируется установить контрольные рамки, также по федеральным трассам будут курсировать машины мобильного контроля. Водителям необходимо будет заранее приобретать маршрутные карты (электронные билеты) с отмеченными участками пути либо устанавливать в фуры контрольные устройства и авансом вносить плату на специальный счёт. Контрольные устройства должны будут устанавливаться в фуры бесплатно.

Делать остановки водителям лишний раз не придётся: как пояснили «Газете недели» в пресс-службе «Платона», параметры автомобиля будут считываться бесконтактно с помощью лазерной технологии. Система сможет определить, попадает ли машина под категорию свыше 12 тонн, проверить регистрацию карты или наличие в авто контрольного устройства. После этого со счёта автомобиля спишется плата за проезд. Если автомобиль не обладает ни картой, ни устройством с деньгами на счету, сведения о нём будут переданы в ГИБДД, после чего нарушителя ожидает штраф.

Отмечается, что аналогичные системы уже работают в европейских странах. При этом в Германии за установку и обслуживание устройства взимается плата, в других государствах установка бесплатна, но приходится платить за обслуживание.

Вне конкурсов

Очень быстро выяснилось, что у российского «Платона» существуют свои выгодоприобретатели с громкими именами. Изначально планировалось, что оператор, которому государство доверит организацию взимания налога, будет выбран на конкурсной основе. В конкурсе могли принять участие и иностранные компании. Однако позже планы изменились: конкурс был отменён, а функции оператора были доверены компании «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС). На тот момент она на 100 процентов контролировалась госкорпорацией «Ростехнологии» и её дочерней компанией «РТ-инвест». Сообщается, что конкурс был отменён из соображений национальной безопасности, так как информация о перевозках может относиться к разряду стратегически важной. В сентябре 2014 года федеральное дорожное агентство (Росавтодор) подписало договор с РТИТС на 13 лет.

А уже в ноябре у РТИТС появился новый владелец: 50 процентов её акций перекочевали из государственных компаний в руки Игоря Ротенберга – сына Аркадия Ротенберга, миллиардера и старинного (ещё со времен занятий в секции по дзюдо) приятеля президента РФ Владимира Путина. Оценить сумму этой сделки представитель «РТ-инвест» в комментариях СМИ затруднилась. Известно, что за операторские и организационные услуги РТИТС будет получать от государства по 10,6 млрд рублей в год.

Меня зовут Ротенберг

Страсть к госзаказам вообще известная черта семьи Ротенбергов. По данным журнала «Форбс», компании, связанные с Аркадием Ротенбергом, за пять лет получили госзаказов на сумму более 1 трлн рублей. А в 2015 году контролируемая Ротенбергом-старшим фирма «Стройгазмонтаж» без конкурса получила генподряд на строительство знаменитого Керченского моста стоимостью 228 млрд рублей.

Как видно, Игорь Ротенберг старается от отца не отставать: приобретя акции РТИТС, он получил право собственности в компании, планирующей опять же без конкурса получать многомиллиардные выплаты от государства. Более того, выглядит всё так, будто средства на развитие нового бизнеса Игорь Аркадиевич получил не без помощи всё того же государства. Судите сами: по словам Ротенберга-младшего, в создание системы «Платон» было вложено более 29 млрд рублей, из которых 27 млрд – кредит Газпромбанка. Около 45 процентов акций Газпромбанка, согласно открытым источникам, контролируются государством (через Газпром и Внешэкономбанк). Ещё около 47 процентов принадлежат негосударственному пенсионному фонду «Газфонд», среди учредителей которого снова значатся Газпром и его дочерние структуры.

Неудивительно, что после реализации такого «государственно-частного партнёрства» систему «Платон» уже прозвали «налогом Ротенберга».

«Платон» слезам не верит

Но возмущение перевозчиков вызвал вовсе не факт участия в сборе денег сына вездесущего Ротенберга. Их возмутил сам факт введения нового налога. По мнению дальнобойщиков, значительная часть перевозчиков не сможет нести таких затрат и будет вынуждена уйти с рынка. По их оценкам, стоимость перевозимых товаров теперь вырастет на 10–15 процентов, что приведёт к росту цен в магазинах.

«То, что будет удорожание процесса, это 100 процентов, – делится мнением генеральный директор логистической компании «Девон-Альянс» Анатолий Мамедов. – А любые затраты переносятся на потребителей. Вы думаете, транспортные компании должны их выплачивать из прибыли?» Собеседник приводит пример: перевезти груз по России стоит в среднем 20 тысяч рублей на одну тысячу км. Теперь к этой сумме надо будет прибавить ещё около трёх тысяч рублей нового налога. «Откуда-то это деньги им надо будет добрать», – поясняет Мамедов. По словам собеседника, крупные поставщики уже пересчитывают свои логистические потоки, так как вводимый сбор будет существенно влиять на стоимость товара.

«Безусловно, удорожание будет», – согласен председатель комитета по транспорту Саратовского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Роман Репин, хотя и затрудняется назвать конкретные цифры.

Статистика под вопросом

Однако в Росавтодоре считают, что удорожание потребительской продукции не превысит одного процента. Чиновники обращают внимание, что продовольственные товары в общей массе большегрузных перевозок занимают только несколько процентов, основную же часть составляют щебень, песок и прочие инертные и промышленные материалы. Но с этими объяснениями согласны на все. «Я несколько сомневаюсь в этой статистике, – сообщает Репин. – По моим данным, у нас по стране везут гораздо больше потребительских товаров. А инертные материалы – дешёвые, объёмные и тяжёлые. Если есть необходимость везти их на дальние расстояния, их везут железнодорожным путём. Всё равно так дешевле получается».

«Это уже третий налог на транспорт, – резюмирует Репин. – Мы платим акциз на бензин, платим транспортный налог, а сейчас нам ещё добавят налог на передвижение. Вы, может быть, помните, что когда-то Госдума колебалась – принять акциз на бензин или транспортный налог. Поколебавшись, она решила принять и то, и другое. И мы сейчас дважды оплачиваем своё право пользоваться автомобилем. А это будет уже третье обременение».

Степень готовности

Перевозчики заявляют, что многим из них новый налог грозит разорением. Однако Репин обращает внимание, что критическим здесь может стать вопрос готовности системы к работы. «Я думаю, что перевозчики будут разоряться именно на штрафах», – считает собеседник, поясняя, что неизвестно, сколько пройдёт времени, прежде чем «Платон» заработает нормально. В качестве примера он приводит единую государственную автоматизированную информационную систему по контролю за алкогольной и спиртосодержащей продукцией (ЕГАИС), которую, по его словам, настраивали 5–6 лет. Запустить же систему надзора за федеральными трассами будет на порядок сложнее.

Несмотря на то что до запуска «Платона» остались считанные дни, степень её готовности, по мнению Репина, оставляет желать лучшего: «Оператор должен был по всей стране установить систему контроля. Должен был вложить, по прошлогодним меркам, 25 млрд рублей, чтобы каждый автомобиль бесплатно оборудовать специальным устройством. Должен был заложить огромные дата-центры в областях и в федеральных округах. Ничего это не сделано. Нет устройств, нет дата-центров, нет кабелей связи, которые позволили бы передавать такие объёмы данных».

Попробуй оштрафуй

Как опасается Репин, все недоработки системы могут сказаться в первую очередь на самих перевозчиках: «Я уверен, что основными потерпевшими будут не чиновники, а водители и собственники автопарка. Их будут штрафовать, и они будут нести всю полноту ответственности за то, что не доработали чиновники. Нет оборудования, не включено либо его не увидел спутник, какой-то косяк картографирования – всё равно будет виноват водитель».

«Платон» начинает сейчас работать в Северо-Западном федеральном округе самым бестолковым, на мой взгляд, способом, – замечает собеседник. – Деньги-то будут собирать, причём авансом, а системы учёта никакой нет. Водитель должен будет в письменном виде подавать заявки о том, куда и когда он выедет и сколько собирается проехать по федеральной трассе. Какова будет его ответственность, если он эту заявку не подаст и будет пойман на трассе, неизвестно». Да, размер штрафов за неоплаченный проезд уже известен, но только непонятно, кто их будет собирать. «Я буквально недавно разговаривал с нашими областными гаишниками, – поделился историей Репин, – и они меня спрашивают: «Cлушай, а кто штраф-то этот будет собирать?» Я говорю: «Как кто? Либо ДПС на постах, либо техконтроль». Они мне: «Нет. Мы открываем ПДД – у нас в обязанностях этого нет». А им чужая работа тоже не нужна. Здесь огромная юридическая лакуна».

Предстартовое состояние

Как пояснили редакции в пресс-службе «Платона», бортовые устройства уже произведены. Однако на прошлой неделе они находились на «этапе доставки» в Саратовскую область. В начале текущей недели информацию об их появлении в регионе уточнить затруднились, заметив, что «на этой неделе выдача сто процентов начнётся».

При этом в пресс-службе отметили, что устройство является только одним из способов оплаты. Наиболее массовым способом должны стать маршрутные карты, которые можно оформить на сайте Platon.ru или через приложение для смартфона. Однако приложение пока не функционирует, а оформление карт должно открыться «на днях». Пока на сайте доступна только регистрация.

Контрольные рамки пока установлены только на дорогах Московской области. В пресс-службе пояснили, что, как и было задумано, рамки будут строиться по России постепенно, а для работы системы пока будет достаточно контроля мобильных постов. К 15 ноября их сеть должна будет покрыть страну. Что касается штрафов, то как раз с 15 ноября вступает в силу новый КОАП, в котором оговаривается возможность их взимания сотрудниками ГИБДД.

Серая жизнь

По словам Репина, сфера большегрузных перевозок в России является низкодоходным видом бизнеса, в котором очень высока конкуренция. При этом с легальными перевозчиками успешно соревнуются нелегальные, которых большинство. По подсчётам Репина, в Саратовской области в «сером» секторе перевозок занято более 96 процентов всех участников рынка. Они не платят официальных зарплат и налогов. «Гаишникам отстёгивают – и вполне себе успешны, – замечает собеседник. – Легальным перевозчикам вообще не остаётся места на земле». «Естественно, этот рынок теневой, – подтверждает Мамедов. – Есть экспедиторы, которые нанимают частников, а те работают по своим законам. У них задача – сделать по деньгам, которые им предлагают».

Разумеется, «серым» перевозчикам будет невыгодно устанавливать контрольные устройства или приобретать электронные билеты, так как это выводит их из тени. Поэтому, по мнению Репина, они будут решать вопрос уже привычным для себя способом: «Сейчас недобросовестные транспортники не оформляют никаких документов и, перегружая автомобили, просто доплачивают денежку инспектору весового контроля». Только теперь они будут тратить на взятки больше. При этом Репин отметил, что перевозчики уходят в тень не от хорошей жизни: «Для них платить налоги неприемлемо с экономической точки зрения. Не потому что они такие негодяи, а просто потому что они тут же вываливаются из проходной цены».

Как считает представитель «Опоры», внедрение «Платона» лишь усугубит ситуацию на рынке: «Это будет ещё один способ выдавить легальных перевозчиков в «серый» сектор экономики». Однако в пресс-службе «Платона», наоборот, высказали предположение, что система сможет стать стимулом к наведению порядка в секторе перевозок и к экономическому развитию отрасли.