Тропики и бегемотиха Муха

Оценить
В саратовском цирке начала свою работу новая программа — «Тропик-шоу» Тиграна Акопяна

Это вторая программа нового, 143-го сезона. В дни школьных каникул обещает пользоваться огромной популярностью: разноплановые номера, все виды цирковых жанров, потрясающий балет и огромное количество самых разнообразных животных. Нам удалось посмотреть часть репетиции нового шоу, а также заглянуть за цирковые кулисы.

Мы заходим в здание цирка со служебного входа. Мимо гримерных, сквозь приоткрытые двери которых видны стойки для одежды, увешанные разноцветными костюмами, мы попадаем в фойе, а оттуда – в зрительный зал. Он непривычно тих и пуст. Над ареной уже установлен аттракцион – американское колесо смелости. Журналисты рассаживаются на кресла привычного третьего сектора.

Директор цирка Иван Кузьмин традиционно коротко рассказывает о новой программе. Но не только о ней. В ночь с 3-го на 4-е ноября во всех культурных учреждениях страны пройдет «Ночь искусства в России». И цирк решил отметить ее совершенно особенным способом. А именно – бесплатно показать своим зрителям, а также любителям кино «А зори здесь тихие» в двух вариантах.

С 21:00 до 23:00 на большом экране, установленном прямо над цирковой ареной, будет показана новая версия режиссера Рената Давлетьярова, а уже с одиннадцати до часу ночи любителям старого советского кино продемонстрируют версию Станислава Ростоцкого, снятую в 1971 году. Для этого цирк объединил усилия с Саратовским областным методическим киновидеоцентром.

– Сакраментальная фраза «Важнейшим из искусств для нас является кино», которая в таком виде в советские годы висела буквально на всех углах, имеет продолжение, – заявила глава киновидеоцентра Ирина Бережная. – Она заканчивается так: «...кино и цирк». Мы решили наконец восстановить справедливость.

Пока артисты совершали последние приготовления к репетиции, у нас появилась возможность внимательнее рассмотреть оформление зала. Длинные зеленые лианы, украшенные яркими цветами, свисают из-под купола цирка, там же наверху натянуты полотна с изображениями древнеегипетских фресок. А арка над главным выходом украшена пальмами и статуями сфинксов и фараонов.

Гаснет свет. Под тревожную музыку в пятне прожектора к колесу смелости движется процессия в белых балахонах. Он ведут как под конвоем человека в темно-бордовом одеянии. И расступаются. Момент – и балахон сброшен на пол, а бесстрашный гимнаст забирается внутрь колеса и с помощью своих «конвоиров» начинает его раскручивать.

Он бежит внутри колеса, иногда спотыкается, падает, а колесо крутится всё быстрее и быстрее. И когда колесо проходит высшую точку, гимнаст подпрыгивает на месте и на секунду как будто зависает в воздухе.

Но это не самое страшное – потом он выйдет на внешнюю сторону колеса и разгонит его до невероятной скорости. Прыжки на скакалке под куполом цирка? Легко! Пробежать два полных оборота с черной повязкой на глазах? Не вопрос! Сыграть на нервах доверчивого зрителя? Конечно!

И ты, глядя, как он в очередной раз спотыкается на колесе смелости (а некоторые называют его колесом смерти), чувствуешь, как сердце ухает вниз: все воздушные номера в этом шоу выполняются без страховки.

Паузы между разными номерами традиционно заполняют коверные. В шоу Тиграна Акопяна работает клоунский дуэт «Арго» – Аргам Маргарян и Питер Поппер. В этом месте будет реприза «Кино». В руках у Аргама огромная сумка с реквизитом и игрушечный пистолет. В шоу важно, чтобы оркестр вовремя включал звуковые эффекты для клоунского номера: «тук-тук-тук» для стука в воображаемую дверь, «скрип-скрип-скрип» для шагов, «скри-и-и-ип» для открывающейся двери, «бах» – для выстрела. Под конец репризы звукорежиссер, видимо, зазевался – и в нужный момент последнего «бах» не прозвучало. Клетчатый клоун схватился за голову, а потом прицелился из игрушечного пистолета в оркестр и... выстрелил! «Бах» – стрельнул пистоном пистолет, из дула пошел дымок, а звукорежиссер больше не забывал про свои обязанности.

Но самое интересное во втором отделении программы – это, конечно, номер «Джамбо». Экзотические животные – кенгуру, дикобразы, лама, – сменяют друг друга один за одним. Затем на манеж выходит огромная бегемотиха Муха. В ней две с половиной тонны живого веса и у нее весьма непростой характер. Муха, исправно выполнив трюк с качелями, дважды отказывается идти по барьеру. Только ласковое слово дрессировщика да в придачу вкусное яблоко смогли убедить бегемотиху показать всё, на что она способна.

– У нас в системе Росгосцирка всего четыре бегемота, один из них – в нашем шоу. Сейчас их довольно трудно приобрести, потому что Европа, Америка и Австралия для нас закрыты в связи с напряженными политическими отношениями между нашими странами. Поэтому мы Муху бережем.

Трудно приобрести и других животных. Сейчас в шоу Акопяна осталось всего три обезьяны-шимпанзе. Но они работают за восьмерых. И катаются на маленьких изящных пони, и выполняют акробатические трюки. А еще изображают артистов российской эстрады. И не одного-двух, а с десяток. Тут вам и Алла Пугачева – в длинном черном балахоне с блестками и в рыжем парике шимпанзе шествует по барьеру под песни примадонны, и Максим Галкин – в очках и строгой жилетке, и цыганский табор... Переодеваются они с невероятной скоростью.

– У меня за кулисами три костюмера, – приоткрывает тайну Тигран. – Это мои ассистенты. Они в темпе и очень четко работают – кто-то снимает парик, кто-то платье, кто-то меняет белье.

А обезьяны просто стоят свободно, руки-ноги вытягивают так лениво. Как настоящие звезды эстрады.

В прелюдии к номерам с животными работает отличный балет – юноши и девушки в спортивном трико танцуют так, что ты начинаешь тут же, немедленно ими восхищаться. А воображение уже дорисовывает сценические костюмы.

Репетиция завершается. И нас ведут в святая святых – за кулисы. Тут и становится ясно, почему цирк – это жизнь. За кулисами на ковре играет трехлетний мальчишка, рядом его мама укачивает в коляске грудничка, тут же гимнастка выполняет стойку на руках. И дети растут. Чуть дальше огромного лохматого бобтейла дрессировщица готовит к выступлению – расчесывает и сушит феном его густую длинную шерсть. А собака стоит неподвижно, позволяя проделывать с ней все необходимые парикмахерские процедуры.

Бегемотиха Муха после репетиции лежит в бассейне. Нам открывают вольер и приглашают внутрь, посмотреть, как это 2,5-тонное создание с удовольствием съест свой обед: порезанные на кусочки батон, яблоки и бананы сотрудник цирка приносит в плетеной корзинке.

Муха – настоящая артистка. Доев очередную порцию, она со вздохом кладет огромную тяжелую морду на край бассейна и с трогательным умилением разглядывает пришедших в вольер гостей.