Не синоним изоляции

Оценить
В региональном правительстве оценивали потенциал импортозамещения и подводили его промежуточные итоги

Импортозамещение. Как много в этом слове... Иллюзий, мифов и надежд. Вот уже год как в России объявлен курс на замещение товаров импортного производства отечественной продукцией. Если учесть заверения руководства страны в том, что России нужно всего пару-тройку лет, чтобы избавиться от зарубежных комплектующих и уж тем более от привозного продовольствия, то год – достаточный срок, чтобы оценить, продвинулось ли отечественное производство к намеченной цели хотя бы на сантиметр.

Вот в областном правительстве Саратовского региона в минувший четверг как раз занимались чем-то вроде оценки промежуточных результатов следования курсу на импортозамещение в промышленности и АПК. Организовали выставку на эту тему. Трогали и пробовали на зубок, чему-то очень радовались и делились впечатлениями. Прямо тут, на заседании правительства.

Слова и слова

Выставка всем очень понравилась. Но эмоции восторга некоторым, кажется, мешали связно формулировать речь. Вот, например, Михаил Исаев, член Совета Федерации саратовского происхождения, говорил так: «Эта выставка дала новое понимание слова «импортозамещение». Слова и дела. И дело не в конечном продукте, который заменяет импортные продукты, а когда представители предприятий говорят, что не только конечный продукт, но и сырьё, и идеи, воплощение, где идёт сочетание идей учёных и производителей, и, самое главное, наше саратовское сырьё, которое в конечном продукте содержится... Вот полный цикл, полный комплекс – это и есть выполнение той задачи, которую президент поставил перед руководителями регионов, предприятиями промышленности, направлениями целыми (здесь и далее всё дословно. – Прим. ред.). И Саратовской области есть чем гордиться и в промышленности, и в агропромышленном комплексе. И те фирмы, которые представлены на выставке, – это лидеры, первые среди первых. И всем остальным есть пример подтягиваться и выходить на новый уровень... Думаю, наша Саратовская область впереди планеты всей будет».

А Александр Ландо, председатель Общественной палаты Саратовской области, говорил так: «Чем сто раз услышать, лучше один раз попробовать. Вот некоторые продукты на выставке мы имели возможность попробовать. И это настолько экологически чистая продукция, действительно. Есть стопроцентная уверенность, что она без всяких добавок и примесей. Нам просто нужно, чтобы этот продукт доходил до потребителей и вообще превалировал во всех наших закупках. А то в тот последний раз то, что мы увидели по нашим детским учреждениям, явно не выполняется та установка губернатора, который сказал, что вот наша продукция должна там быть представлена, потому что это деньги, которые должны идти нашим сельхозтоваропроизводителям. Потому что мы пензенскую посмотрели продукцию, взяли на анализ, и оказалось, там полный фальсификат. И не то что там дороже или не дороже. Это здоровье наших детей, и должны быть так прописаны условия, что должно там быть всё наше. С сетями мы с Соловьёвым проделали работу. Они уже таблички вешают, что тут вот саратовская продукция... А выставка замечательная!»

Хорошо, что все говорили по-русски, поэтому основную мысль этих выступлений всё же нам удалось уловить: в вопросе импортозамещения продовольственных товаров всё движется куда надо. При этом отечественные продукты питания, конечно же, лучше и чище зарубежных, а саратовские – лучше российских. Или хотя бы пензенских.

А теперь адекватно и разумно

Губернатор Саратовской области Валерий Радаев в своём выступлении придерживался более сдержанных формулировок. Отметил, что импортозамещение для государства – вопрос номер один. И что останется таковым не один ближайший год (то есть и не два, и не три года, как говорили вначале, а сколько-то неопределённых лет). Цитировал Путина про «разумное импортозамещение, независимое от обстоятельств», поясняя, что нет у России, мол, цели заменить оте­чественными товарами всё и вся. А есть цель адекватно заменить привозные комплектующие, в меру, надо полагать возможностей, и обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции». И вкратце напомнил, что региональным правительством вот уже больше трёх лет особое внимание уделяется вопросам наращивания сельскохозяйственного производства – и в первую очередь продуктов питания, как основы продовольственной безопасности страны. Промышленность, по словам губернатора Радаева, вниманием властей тоже не обделена. И здесь главная задача не только в наращивании объёмов отгрузки (производства), но и в том, чтобы в регионе появилось как можно больше конечных производств.

«Подчеркну, импортозамещение – это не синоним натурального хозяйства и изоляции, – сообщил Валерий Радаев в итоге. – Мы, как и каждый крупный регион, являемся частью мирового разделения труда и частью глобальной системы. Поэтому главная задача – найти в этой системе свою нишу и развиваться, повышая собственную конкурентоспособность».

Это, кстати, какое-то новое веяние. Теперь о том, что никакое импортозамещение в России невозможно в принципе или в условиях изоляции от остального мира, стали говорить чуть чаще и чуть громче. И не независимые эксперты (экономисты, аналитики), которые всегда так и говорили, а представители околовластных структур, которые год назад были уверены как раз в обратном. Как будто бы всё-таки пришло осознание, что импортозамещение – совсем не простая история, и теперь концепция заданного курса слегка корректируется. Мол, оказалось, что для того, чтобы решить поставленную задачу, замещать нужно не только конечный продукт, но и всю производственную цепочку. Тогда как в российской промышленности на данный момент ни один высокотехнологичный процесс невозможен без зарубежных, в первую очередь европейских, комплектующих и оборудования. В общем, технологий нет, кадров нет, спроса нет, да и деньги уже кончаются. И понятно уже некоторым и в околоправительственных кругах, что в ближайшие два, три и все пять лет России много чего придётся покупать за рубежом. Если не на Западе, то на Востоке, но придётся.

План принят, план реализуется

В правительстве Саратовской области в это не очень верят и читают доклады об успешном следовании заданным год назад курсом на импортозамещение без каких-либо глобальных проблем с выполнением поставленных задач.

В области вся работа по замещению импорта отечественным товаром-продуктом проводится в рамках двух принятых документов – Концепции импортозамещения в реальном секторе экономики Саратовской области и Плана по содействию импортозамещению в реальном секторе экономики региона на 2015–2016 годы.

Министр экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области Владимир Пожаров отчитался, что в целом всё идёт по плану. Продовольствием себя Саратовская область обеспечивает полностью. За исключением разве что мяса, молока, фруктов и сахара. Этих продуктов собственного производства региону не хватает.

Структура внешнеторгового оборота, по словам Пожарова, уже существенно изменилась за первое полугодие в сторону снижения импорта продовольственных товаров (на 38 %), продукции химической (на 76 %) и машиностроительной (на 27 %). Правда, доля товарных групп в структуре импорта остаётся, как отмечает министр, довольно высокой. Другими словами, Саратовская область потребляет много привозных товаров и пока не может от этого отказаться. Машиностроительная продукция составляет 56 % от общего объёма импорта, продукты питания и сырьё – 15 %, продукция химической промышленности – 14,5 %.

Для дальнейшего стимулирования саратовских товаропроизводителей следовать курсом импортазамещения, по словам министра Пожарова, будет использоваться господдержка и информационно-консультационная поддержка фирм и предприятий на предмет взаимодействия с федеральными институтами развития. Это всё из понятного. Потом в качестве стимулов к импортозамещению были названы «создание кластеров», «развитие региональной инновационной системы», «формирование институциональной среды для привлечения инвестиций», «развитие кадрового потенциала». Что это и как должно работать, министр не пояснил.

Опираясь на госкостыль

Подробнее о том, как к импортозамещению двигается промышленная отрасль региональной экономики, рассказывал Максим Шихалов, министр промышленности и энергетики Саратовской области. Министр сообщил, что в нашем регионе достаточно много предприятий, которые легко могут справиться с задачами по замещению импортной продукции. У нас есть даже те, кто выполнит эту задачу на 100 %, потому что производит уникальный товар.

Ряд этих производств, хоть и занимают лидирующие позиции на отечественном рынке, в нынешних условиях столкнулись с серьёзными финансовыми трудностями и нуждаются в поддержке государства. Вот, например, на энгельсском заводе «Тролза» возникла проблема задержки заработной платы. И по словам Максима Шихалова, минпром «пытается системно оздоровить ситуацию». В том числе путём оказания помощи в обеспечении спроса и рынков сбыта для продукции ЗАО «Тролза». Как сообщил министр, есть договорённости по поставке троллейбусов в Крым. Детали этого проекта сейчас прорабатываются. Есть также планы по поставке троллейбусов в другие регионы и города РФ.

Содействие в выходе на внешние рынки областное правительство в лице минпрома планирует оказывать и другим предприятиям. Таким как ГК «Рубеж», ООО «Мебельная фабрика «Мария», ООО «Торэкс», ООО «НПФ «Моссар» и др.

Государственной помощи промпредприятия ждут и через отраслевые планы импортозамещения. По словам Максима Шихалова, в рамках формирования отраслевых планов импортозамещения в Минпромторг были отправлены сведения по 150 наименованиям продукции 30 саратовских предприятий. В их числе «Балтекс», «Базальт», «Лапик», завод «СиН-газ», «Нефтегазоборудование» и др. При этом, как отметил саратовский министр, заводы Саратовской области могли бы стать производителями более чем 70 наименований импортозамещаемой продукции. Пока, правда, в федеральном Минпромторге сформированы 19 планов импортозамещения без указания конкретных производителей.

Фонд развития промышленности – ещё один государственный инструмент поддержки отечественного производителя и выполнения задач по импортозамещению. Эта структура обещает софинансирование некоторым проектам. Соискатели есть и среди саратовских предприятий, конечно же. ЗАО «Тролза», ОАО ЭОКБ «Сигнал» им. А. И. Глухарёва, ОАО «Саратовстройстекло», ОАО «Трансмаш», ПАО «Завод АИТ» и др.

Продвижение в субъекты естественных монополий продукции саратовских производителей – тоже часть плана по импортозамещению, выполняемого региональным минпромом. По словам министра Шихалова, минпром в этой части взаимодействует с РЖД, «Газпромом», «Роснефтью» и другими компаниями. С «Газпромом» уже даже удалось договориться. Компания включила в проектно-сметную документацию проектируемых объектов ПАО «Газпром» продукцию 18 предприятий Саратовской области.

Теперь в регион пригласили главу РЖД Олега Белозёрова, с тем чтобы он ознакомился с промышленным потенциалом нашего региона и что-нибудь себе выбрал.

Своим прокормимся

С импортозамещением продовольственных товаров в Саратовской области проблем, как известно, нет. Министр сельского хозяйства региона Татьяна Кравцева в очередной раз это подтвердила. По её словам, работа в данном направлении идёт в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности России и соответствующим федеральным планом мероприятий.

При этом наш регион полностью обеспечивает себя зерном (даже несмотря на засуху, в области было собрано зерновых в 2,6 раза больше, чем требуется для того, чтобы прокормиться), крупами, растительным маслом, бараниной, свининой (непонятно тогда, о нехватке какого мяса говорил министр Пожаров), яйцами и овощами. При этом значительная часть произведенного продовольствия вывозится для реализации в другие регионы и за рубеж. Этот факт, видимо, убеждает министра Кравцеву в том, что вывозятся излишки произведённого продовольствия, и дело не в проблемах местных товаропроизводителей со сбытом на внутреннем региональном рынке.

Кравцева сообщила членам правительства также, что целевыми направлениями импортозамещения для Саратовской области, как и для всей России, являются молочное и мясное скотоводство. А усилия ведомства направлены на увеличение продуктивности сельскохозяйственных животных за счёт селекционно-племенной работы, применения рациональной технологии воспроизводства стада, повышения качества ветеринарного обеспечения. Помимо этого, поддерживается строительство современных животноводческих комплексов, дающих наибольший прирост производства молока и мяса, модернизация действующих скотоводческих предприятий и развитие семейных животноводческих ферм.

Важную роль в импортозамещении, по словам Кравцевой, играет развитие рыбоводства. С помощью прудовой рыбы министр надеется частично заместить на рынке импортную морскую рыбу.

Сейчас прудовое рыбоводство в нашем регионе развивается в основном на базе малых предприятий. Поэтому свой потенциал в рыбоводстве регион, по словам министра, будет реализовывать за счёт увеличения средней рыбопродуктивности, вовлечения в оборот неиспользуемых водных объектов, применения новых технологий. А также в перспективе развитие индустриального рыбоводства.

В овощеводстве тоже всё складывается прекрасно: «Регион стабильно с избытком производит овощебахчевую продукцию». Единственная проблема – зависимость от импортных семян. Но и она будет решена, как уверена министр, с появлением селекционно-семеноводческих центров.

Господдержка их создания, мол, уже предлагается федеральным Минсельхозом.