Патриотизм, отлитый в асфальте
Три балла из пяти – такую оценку дорогам Саратовской области поставил глава регионального министерства транспорта и дорожного хозяйства Николай Чуриков. И хотя 90 процентов дорог по-прежнему не соответствуют нормативам, а ремонтом охвачен только один процент, по мнению министра, в области всё равно не так уж всё и плохо. На минувшей неделе министр встретился с прессой и рассказал о том, что на самом деле означал Год дорог, почему жители области считают наши дороги самыми худшими, а еще очень много хвалил губернатора.
Николай Николаевич традиционно открыт для общения, и в этот раз он работал с журналистами, что называется, до последнего вопроса. Чуриков напомнил, что в начале года губернатор Радаев объявил в области Год дорог. «Некоторые думают, что Год дорог – это значит, что все дороги за год будут отремонтированы, – заметил министр. – Естественно, здравомыслящие люди понимают, что невозможно отремонтировать такой объём дорог, который фактически не ремонтировался на протяжении 30–40 лет». Он объяснил, что Год дорог означает, что с этого времени в области начали серьёзно заниматься проблемой дорожного хозяйства: «Это начало большого пути по приведению дорог Саратовской области в нормативное состояние».
Что касается обещаний, которые давал губернатор, то они были воплощены в жизнь. Чуриков заметил, что глава региона вообще не склонен бросать слова на ветер: «То, что говорит губернатор, обязательно воплощается в жизнь, и вы должны это замечать». В качестве примера министр напомнил восстановленную филармонию, которая «стояла пять лет сгоревшая и к ней никто не подходил». А ещё отремонтированный мост Саратов – Энгельс, по которому ещё 15 лет назад была проведена экспертиза, но «никто не занимался этим вопросом». И балаковский мост, который начали строить ещё шесть лет назад, но, пока действующий губернатор не приложил усилия, «два или три года вообще не выделялось финансирование». Чуриков упомянул и другие проблемы, разрешенные благодаря активным действиям главы областного правительства, работающего «без отпуска уже три года, а уходящего с работы за полночь».
Да, состояние дорог в области оставляет желать лучшего. Да, ремонтом охвачена лишь мизерная их часть. Да, подавляющая часть дорог не соответствует нормативному состоянию. Но, во-первых, надо понимать, что означает это «ненормативное состояние». «Если на каком-то километре появилась волна – это уже ненормативное состояние», – пояснил министр. И заметил, что иногда несоответствие норме вообще могут выявить только специалисты при помощи соответствующего оборудования, в то время как простым автолюбителям такая дорога может показаться просто отличной. При этом основные дороги региона всё равно «не вызывают особого возражения и беспокойства».
Министр объяснил и то, почему некоторые саратовские дороги хуже, чем в близлежащих регионах. Дело в том, что там ряд дорог передан в федеральную собственность. «Поэтому, когда люди едут из одного региона в другой, они говорят: там-то у них хорошо, – пояснил Чуриков. – А у них федеральные дороги, которые финансируются из федерального центра. Огромные деньги на это выделяются».
В нашем же регионе Федерации передана только дорога Сызрань – Саратов – Волгоград и два подъезда к ней. Остальные дороги вынужден содержать областной бюджет, и тех денег, которые выделяет федеральный центр, для этого просто недостаточно. Однако работа по передаче дорог в федеральную собственность ведётся (и уже не первый год). По словам Чурикова, осталось передать дорогу от Саратова Энгельс – Ершов – Озинки, дорогу по тамбовскому направлению и подъезд к Балаковской АЭС. Министр пояснил, что передать можно только те дороги, которые соответствуют федеральным критериям: соединяющие два и более региона, дороги между государствами и дороги к стратегическим объектам федерального значения.
«Мой сосед рассказывает: «Все говорят, что у нас в области самые плохие дороги», – поделился историей Чуриков. –
Я его спрашиваю: «А ты сам как считаешь?» Он отвечает: «Ну все же говорят». – Ну ты же сам ездишь? Как тебе саратовские и волгоградские дороги?» – «Мне кажется, что волгоградские хуже». По мнению министра, в области не так уж всё и печально: «Конечно, кто хочет говорить, что у нас всё плохо, что Саратовская область плохая, что город Саратов плохой, ему хоть что отвечай, он просто хочет так говорить. Я патриот своей родины. Я люблю город Саратов, люблю Саратовскую область и думаю, что у нас не всё так плохо. Не каждый хочет анализировать ситуацию, но если подумать, в области делается много хорошего. Много строится, развивается промышленность. Сколько строится заводов, развивается инфраструктуры. Будет с каждым годом лучше и лучше, я в этом больше чем уверен».
Чуриков пояснил, что снижения объёмов дорожных работ в следующем году пока не планируется: «Контрольные цифры, которые нам даны по формированию областного бюджета, на уровне этого года». Работы текущего года чуть более чем на половину финансировались из областного бюджета, остальная часть средств поступила из федерального бюджета. «Если средства из федерального бюджета не уменьшатся, то никакого снижения не будет», – сделал прогноз министр.
До конца года
По данным облминтранса, в текущем году в области планируется капитальный ремонт и ремонт на 14 участках региональных дорог общей протяжённостью 82,3 км. За счёт средств федерального бюджета ведётся строительство и реконструкция пяти автомобильных дорог общей протяжённостью около 16,5 км. Планируется строительство 6 км дороги «Озинки – Перелюб» (на участке отмыкания на п. Новозаволжский – граница Перелюбского района). Средства на эти работы появились в результате снижения цены на аукционах. В конце ноября планируется открытие движения на мостовом переходе через судоходный канал в городе Балаково, строительство которого было начато в 2009 году. Стоимость строительства (вместе с затратами на отселение жителей, снос попавших в зону строительства зданий, вынос коммуникаций и т. д.) составила «в ценах соответствующих лет» 5,2 млрд рублей.
Проверки на дорогах
Журналисты напомнили Чурикову его высказывание, согласно которому от использования на дорогах электронных средств фото– и видеофиксации областной бюджет мог бы собирать штрафов чуть ли не вдвое больше, чем получал в тот момент. В ответ чиновник рассказал, что областная власть забрала передвижные и стационарные камеры из оперативного управления. Были обучены люди, и теперь передвижные камеры выставляются на дорогах каждый день, а не несколько раз в неделю, как это было раньше. «Рост фиксации нарушений ПДД резко возрос», – констатировал министр.
В будущем количество камер планируется увеличить и использовать более новые модели. Ведь если раньше камеры могли реагировать только на скорость, то теперь они в состоянии фиксировать и такие нарушения, как проезд на красный свет, пересечение разделительной полосы, отслеживать поведение автомобилей на перекрёстках и взаимодействие с пешеходами. Чуриков добавил, что в пилотном режиме многофункциональные камеры уже работают.
Внедрение камер на региональных дорогах планируется в рамках участия области в соответствующей федеральной программе. Кроме того, правительство области изучает предложения инвесторов. «Есть ряд инвесторов, которые готовы прийти на этот рынок», – пояснил Чуриков. Инвесторы предлагают устанавливать камеры за свой счёт, а прибыль планируют извлекать от процента с взятых штрафов. Министерство со своей стороны ставит условия, чтобы по окончании действия договора камеры перешли в региональную собственность.