Чума нашего времени и герои его

Оценить
Молодая общественность на страже трезвости и здоровья нации

Бесспорный вред алкоэнергетиков в очередной раз обсудили молодые политики на прошедшем в минувший четверг заседании круглого стола молодежного парламента при областной думе.

Закон о запрете продажи алкоэнергетиков на территории региона был принят депутатами Саратовской областной думы в конце мая этого года. К слабоалкогольным тонизирующим напиткам, согласно ГОСТу 2007 года, были отнесены «напитки специального назначения, в том числе энергетические, кроме напитков брожения, содержащие в этиловый спирт от 1,2 до 9,0 процентов объема готовой продукции, кофеин (0,151 – 0,400 мг/куб. см) и (или) другие тонизирующие компоненты».

А через пару месяцев, в июле, члены общественной палаты совершили рейд по торговым объектам Саратова и были потрясены произведенным открытием: с прилавков исчезли слабоалкогольные тонизирующие напитки, но их заменили те же товары с наименованием «газированный напиток», «винный напиток» – изготовленные по иным ГОСТам и ТУ, не указанным в законе-запрете.

Нас – рать

«После этого мы вместе с молодыми волонтерами-юристами стали разрабатывать поправки, – рассказала на круглом столе молодежного парламента председатель областного общества трезвости Наталья Королькова. – Мы предлагаем исключить из закона конкретные ГОСТы и внести слова о том, что не допускается реализация алкогольных напитков с содержанием кофеина и других тонизирующих компонентов».

Новый законопроект уже дважды проходил обсуждение на заседании межкомиссионной рабочей группы по подготовке экспертных заключений в общественной палате области. Буквально со дня на день, по словам Корольковой, он поступит на рассмотрение в областную думу. «И тогда вся фигня окончательно уйдет с наших прилавков», – надеется общественница.

Однако и усовершенствованный закон о полном запрете алкоэнергетиков в регионе может быть нежизнеспособен. Руководитель аппарата комитета по экономической политике, собственности и земельным отношениям облдумы Виталий Мишин, выступая на круглом столе, сделал предположение, что «закон будет работать до первого судебного разбирательства». Он привел в пример практику Брянской области, ранее вводившей уже подобный запрет. Житель Брянска обратился в Верховный суд, который недавно признал, что Брянская область в лице врио губернатора и областной думы превысила предоставленные ей законодательные полномочия. Суд сослался на ст. 3 федерального закона о госрегулировании алкогольной продукции, где сказано, что законы субъектов Федерации должны приниматься в соответствии с федеральным законодательством.

Единственный выход, который предлагает чиновник, – написать обращение в Государственную думу с просьбой поддержать законопроект.

«Сколько вас в молодежном парламенте?» – спросил у присутствующих депутат областной думы Владимир Писарюк. «56 человек». – «А в молодежном правительстве?» – «15».

«А в «Молодой гвардии?» – «Нас много – 160 тысяч человек», – прихвастнул председатель регионального штаба МГЕР Иван Дзюбан, называя число единомышленников по всей стране.

«Я не понимаю, что мешает вам всем легально поднять инициативу на федеральном уровне?» – отметил областной парламентарий.

Начинающие политики обещали внять мудрому совету и собрать голоса под петицией на портале «Российской общественной инициативы». Чтобы инициатива была рассмотрена в верхах, потребуется не менее ста тысяч голосов в поддержку.

Всё ясно, но стоит всё равно прояснить

Принятию запрета на распространение слабоалкогольных энергетиков по всей России препятствует, по мнению Натальи Корольковой, сильное алкогольное лобби. Непросто будет и выйти на диалог с парламентариями Казахстана и Беларуси для того, чтобы сообща внести изменения в техрегламент и получить возможность запрета уже самого производства алкоэнергетиков.

Но поднимать эту проблему, заниматься ею на законодательном уровне, по ее мнению, нужно регулярно. Председатель общества трезвости и здоровья назвала алкоэнергетики «легальными наркотиками». «Мы с вами вынуждены жить среди зависимых людей. Это катастрофа. И от вас зависит, чтобы эта мода ушла», – сказала она, обращаясь к присутствующей молодежи.

Молодые активисты политической жизни, прогулявшие занятия в вузах, в свою очередь не жалели эпитетов для обозначения угрозы тонизирующих напитков. Несколько человек продекламировали заготовленные заранее доклады на тему о вреде энергетиков.

«Алкоэнергетики – это «чума» нашего времени. По всей России идет борьба с ними. Подобное мы уже наблюдали с курительными смесями спайс. У производителей был такой же способ того, как обойти закон: у алкоэнергетиков сменился ГОСТ, а у спайсов просто меняли состав. «Молодая гвардия» будет добиваться полного запрета алкоэнергетиков на территории Саратовской области!» – провозгласил руководитель регионального штаба МГЕР Иван Дзюбан. Кадмий, свинец, мышьяк и ртуть – каких только вредных веществ ни обнаружили молодо­гвардейцы в напитках в результате проведенной по их инициативе токсикологической экспертизы.

Заместитель главного врача областной психиатрической больницы Святой Софии Кирилл Аредаков в свою очередь выразил мнение, что решение выделять алкоэнергетики в отдельную категорию и изымать из продажи не изменит ситуацию с алкоголизмом в корне. По приведенной им статистике, в 2007 году в области было на учете 30 тысяч больных алкоголизмом, в 2014-м – 31 тысяча человек. Врач уверен:

– Это приведет лишь к тому, что люди перейдут на другие виды алкогольной продукции. То, что вы тут перечислили в химическом составе алкоэнергетиков, есть и в других продуктах питания, той же самой колбасе, установлены их безопасные для использования концентрации. Почему бы не следить за качеством продукции, в том числе алкогольной?!

– Что вы представляете? Мин­здрав, кажется? – надменно спросил молодогвардеец Иван Дзюбан. Не став слушать разъяснения нарколога клиники святой Софии, он продолжил: – Это у вас входит в перечень работы отслеживание качества продукции.

Итоги встречи очень ёмко охарактеризовал председатель комиссии по спорту и молодежной политике ОП региона Евгений Малявко: «Если всё ясно, то что мы тут обсуждаем?» По его мнению, стоит брать более широкий охват проблемы – восстанавливать дворовые площадки из руин, проводить акции по пропаганде спорта и здорового образа жизни, уделять внимание социальной рекламе.

– Хватит уже встречаться. Вон у нас на 21 процент выросла подростковая преступность. Давайте дальше пойдем, – призвал общественник.

– Мы уже пошли, идемте с нами, – парировала недовольная сделанным замечанием заместитель министра молодежной политики, спорта и туризма Ангелина Беловицкая.

– Как-то вы идете так, что молодежь от нас уезжает.

– Не мы, а мы с вами, – поправила Малявко чиновница.

 


[кстати сказать]

Под новыми названиями

Энергетические напитки появились на российском рынке в 1997 году и с тех пор приобрели огромную популярность среди молодёжи. По статистике, 70 процентов проданных энергетических напитков в России покупаются молодыми людьми в возрасте от 17 до 24 лет. Если в 90-х на банках «энергетиков» значилось предупреждение о недопустимости смешивания их с алкоголем, то ныне уже готовые алкогольные тонизирующие коктейли находятся в открытой продаже.
Инициативы о запрете в том или ином виде алкогольных тонизирующих напитков в России вносились уже неоднократно. Например, в 2013 году несколько десятков депутатов внесли на рассмотрение нижней палаты Федерального Собрания законопроект, предусматривающий запрет на продажу и производство алкоэнергетиков (напитков, обладающих одновременно алкогольными и тонизирующими веществами). Но проект был внесен на рассмотрение в Думу.
И всё. Дальнейшая судьба его не известна. Правительство дало отрицательный отзыв на эту инициативу, сославшись на то, что введение запрета на производство слабоалкогольных энергетических напитков противоречит техрегламенту Таможенного союза и находится вне компетенции Госдумы. Внести же изменения в техрегламент может только Евразийская экономическая комиссия при согласии всех стран-участниц ТС.
В сентябре 2014 года на свет появился следующий законопроект, который запрещал лишь розничную продажу слабоалкогольных энергетиков на территории России (то есть производство и оптовая продажа возможна), однако законопроект был отправлен на доработку и до сих пор не принят.
На уровне субъектов Федерации борьба с энергетиками, алкогольными и безалкогольными, велась полным ходом. Около 30 регионов приняли законы, ограничивающие их продажи.