Безопасности ради, дешевизны для
Депутаты Саратовской областной думы озаботились вопросом ответственности за перепланировку нежилых помещений в многоквартирных домах. Эта тема обсуждалась на прошедшем в минувшую пятницу заседании рабочей группы думского комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики.
Делать надо, но некому и нельзя
Как пояснил депутат Леонид Писной, вопрос надзора за перепланировкой до сих пор не урегулирован на федеральном уровне. Жилищный кодекс, например, вообще никогда не регулировал вопросы, связанные с нежилыми помещениями. А в градостроительном законодательстве есть определение только для реконструкции зданий и помещений или их капитального ремонта. Только вот работы по перепланировке и/или переустройству помещений этим определениям не соответствуют. Вместе с тем, как говорит Леонид Писной, практика последних лет показывает, что необходим контроль именно за этими видами работ. Потому что неграмотная самовольная перепланировка или переустройство помещений часто приводят к обрушениям.
По словам Писного, в других регионах вопрос надзора и контроля за данными видами работ решён на местном уровне. Поэтому и в Саратовской области предлагается наделить соответствующим правом контроля какой-нибудь уполномоченный орган.
Авторы законопроекта полагают, что вопросами перепланировки и переустройства нежилых помещений могла бы заниматься Госжилинспекция. По логике авторов законопроекта, этот госорган призван контролировать состояние жилого фонда с целью обеспечения его сохранности, а потому контроль за перепланировкой и переустройством нежилых помещений в многоквартирных домах вполне вписывается в задачи инспекции.
В самой ГЖИ ничего не имеют против новых полномочий. Смущает их только отсутствие ресурсов, необходимых для их исполнения.
Представители Госжилинспекции отметили, что в настоящее время не хватает кадровых резервов для выполнения текущих задач: «Сейчас ещё и лицензирование в самом разгаре. У нас просто не хватает инспекторов. Кроме того, для контроля перепланировки требуются квалифицированные специалисты. А у нас их тоже нет».
Пока непонятно и то, как быть с ответственностью за незаконную перепланировку и переустройство помещения. Как отметил старший помощник прокурора Саратовской области Олег Петров, устанавливать ответственность за перепланировку по закону могут только органы федеральной власти.
Эксперты, участвовавшие в заседании рабочей группы, инициативу депутатов в целом одобрили. Но отметили, что многие положения документа требуют доработки. Работа над законопроектом будет продолжена.
Слабеньким лучше без разрешения
А вот другая законодательная инициатива имени Леонида Писного уже практически доработана. Его законопроект об изменениях в статью 30 областного закона о регулировании градостроительной деятельности рабочая группа после внесения нескольких уточнений готова передать на рассмотрение комитета.
Суть предлагаемой поправки в сокращении сроков технологического присоединения объектов капитального строительства к объектам инженерной инфраструктуры – газораспределительным сетям, водопроводам, канализации, электрическим и тепловым сетям. Леонид Писной, в частности, предлагает освободить от получения разрешения на строительство размещение газопроводов давлением до 1,2 МПа. По словам депутата, это позволит размещать газопроводы на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, что, во-первых, серьёзно сократит сроки присоединения объектов капстроительства к газораспределительным сетям, а во-вторых, значительно удешевит эту процедуру.
Идею эксперты обсуждают уже давно, но до сих пор не могут прийти к общему мнению и выработать удобоваримый вариант областного закона. На прошедшем заседании рабочей группы комитета по ЖКХ Саратовской областной думы в поддержку проекта закона высказывался заместитель главы администрации Саратова по градостроительству и архитектуре Андрей Гнусин.
Он отметил, что по Градостроительному кодексу разрешение на строительство в обязательном порядке требуется для прокладки линейных объектов (учтены в Генплане города и других схемах территориального планирования). Строительство остальных сетей, по его мнению, специальных разрешений не требует. Проработать в законопроекте, по словам Гнусина, нужно понятийную часть. Так как упоминание линейного объекта обяжет ресурсоснабжающую организацию получать разрешение на его строительство, а понятия «вспомогательный» объект в областных законах нет.
Вопросы остались у главного архитектора области Марины Лобановой. Она отметила, что строительство сетей без разрешения повлечёт судебные разбирательства со стороны владельцев участков, на которых будут строиться инфраструктурные объекты. Хотя, согласно законопроекту, без разрешения на строительство прокладка газопроводов предполагается только на государственной или муниципальной земле, обязательно будут случаи, когда протягивать газопровод будут и через частные участки. Чтобы не погрязнуть потом в судебных процессах, по мнению Лобановой, в законе необходимо прописать и обязательное получение согласия от собственника участка.
Учесть в будущем областном законе попросили и требование федерального законодательства об обязательной регистрации объектов газовой инфраструктуры, размещенных вблизи жилых домов и других зданий, с учётом их потенциальной опасности.