Таможня берёт не добро
«Чем больше я узнаю таможенников, тем больше люблю гаишников», – поделился анекдотом начальник Саратовской таможни Сергей Овсянников. Неудивительно, что те, кто сталкивается с таможенниками, их недолюбливают. Как считает чиновник, это происходит из-за того, что сотрудники ведомства стараются везде «засунуть свой нос». Однако на самом деле глубокому досмотру подвергается только пять процентов от всего товара, пересекающего границу.
На минувшей неделе саратовские таможенники встретились с журналистами и рассказали о своей работе. Как борются с контрабандой наркотиков, контрафактной продукцией, а в последнее время – ещё и с санкционными товарами.
За державу обидно
Стоит отметить, что Саратовская таможня является межрегиональной. В сферу её деятельности, помимо нашей области, входят Пензенская область и республика Мордовия. Но на все три региона имеется только один пункт межгосударственной границы – саратовский аэропорт. Аэропорты в Пензе и Саранске не имеют международных рейсов, а с Казахстаном, напомним, у России единое таможенное пространство.
Грузы через саратовский аэропорт почти не проходят, идёт только пассажиропоток. Тем не менее, по словам Сергея Овсянникова, путём «хитрых схем» к нам всё-таки попадают санкционные товары, запрещённые к ввозу российскими контрсанкциями. Однако бдительное око таможенников не дремлет. За 9 месяцев 2015 года ими было конфисковано санкционки на сумму свыше 1 млн рублей. Только шпика из США и Канады было изъято более одной тонны. Среди основных товарных групп санкционки числятся цветы из Голландии, сыры и яблоки.
«Сегодня нас пытаются ударить. Россия даёт сдачи, – отметил Овсянников. – Поэтому здесь тянуть резину и кота за хвост, наверное, нет необходимости. Нужно действовать решительно, оперативно и настойчиво. Мы гордая страна, нам в этом отношении надо быть жёсткими».
По словам чиновника, вся изъятая продукция сжигается. Что касается наличия санкционных товаров на мясоперерабатывающих предприятиях и оптовых складах, то проверки таких фактов не выявили.
Контрафакт со вкусом
С начала 2015 года Саратовской таможней было обнаружено более 43,8 тысячи единиц так называемой контрафактной продукции, то есть банальных подделок. Кстати, в этом вопросе ведомство показывает положительную динамику работы: всего четыре года назад контрафакта было выявлено почти в девять раз меньше.
Выявляется не только ввозной контрафакт, но и предназначенный для вывоза. Например, таможенниками было изъято четыре тонны конфет под брендом «Клубничка», произведённых в Пензе. Сама торговая марка принадлежит московской фабрике «Красный Октябрь». Продукция готовилась для вывоза из Таможенного союза, однако декларанты не смогли представить никаких документов на право использования товарного знака. В результате они лишились не только товара, но и получили штраф в размере 50 тысяч рублей. Помимо кондитерских изделий, среди контрафактной продукции так же попадаются автокомпоненты, санитарно-технические изделия, одежда, обувь, парфюмерия. Однако этот год стал урожайным именно на кондитерский контрафакт.
Так же как и санкционка, контрафактный товар подлежит уничтожению. «Звучит кощунственно, – заметил Овсянников. – Качественный товар, но не доходит до животов потребителей». Видимо, поэтому безжалостное уничтожение происходит не всегда. По словам чиновника, бывают случаи, когда контрафакт (например, джинсы, пуховые платки, носки) с разрешения правообладателей передаётся в дома престарелых, детские дома и другие учреждения. Юридический механизм для этого имеется, однако для его осуществления нужна заявка соответствующего ведомства (например, областного министерства соцзащиты) и личное подтверждение руководителя федеральной таможенной службы. А еще обязательно заключение экспертизы о безопасности товара. В текущем году через Саратовскую таможню переданных товаров не проходило.
К обнаружению поддельных и санкционных товаров (в том числе продающихся в магазинах) привлекаются и рядовые граждане. Имеющиеся сведения они могут сообщить, позвонив на круглосуточную горячую линию по номеру 30-85-66.
Приказано уничтожить
В отличие от санкционной продукции, контрафакт уничтожается не силами таможни, а службой судебных приставов. Как пояснил Овсянников, это связано с тем, что для признания товара контрафактным нужны заключение собственника товарного знака и решение суда. А для признания товара санкционным достаточно лишь определить страну-производителя.
Однако существует мнение, согласно которому уничтожение контрафакта таможней может служить хорошим полем для коррупции. Ведь точно определить, сколько товара было сожжено, практически невозможно. Поэтому недобросовестные таможенники могут попросту утаить часть товара, после чего его перепродать. Возможен и отъём у предпринимателей легального товара под видом санкционного и выдвижения требований в духе: «Не заплатишь взятку – сожжём, потом будешь бегать и доказывать». Поэтому не лучше ли передать право уничтожения санкционки тем же судебным приставам, разделив таким образом функции изъятия и уничтожения между двумя разными ведомствами?
«Наверное, такая точка зрения имеет право на жизнь, – в ответ заметил Овсянников. – Потому что люди, когда покупали товар, могли быть и добросовестными приобретателями. Может быть, они какие-то документы недополучили или их обманули с сертификатом... Всякое может быть». Однако чиновник пояснил, что эти решения не в его компетенции и принимались на федеральном уровне. Не доверять же своим подчинённым у него нет оснований. По словам главы ведомства, в спорных случаях владелец изъятого имущества может обратиться в суд: «У нас вполне крепкое правовое государство, все его институты работают: суды, прокуратура, надзорные органы, органы исполнительной власти...»
Как пояснил Овсянников, спорных случаев по уничтожению санкционки в Саратовской области пока ещё не было. Кстати, уголовных дел о коррупции в саратовской таможне за последние два года тоже не возбуждалось. «Пока никого не поймали... Ловим», – пошутил чиновник.
Китайский экспресс
В России набирает популярность китайский интернет-сервис «АлиЭкспресс», с помощью которого из КНР можно заказать множество товаров по сверхнизкой цене. Например, кроссовки «Nike Air», цена которых в Саратове составляет около семи тысяч рублей, обойдутся раза в три дешевле. Разумеется, это подделка, но выглядеть она будет идентично оригиналу. Однако каков шанс того, что посылку с контрафактным товаром перехватят на таможне и уничтожат?
Как пояснили таможенники, при заказе товара для личного пользования такой риск минимален, так как проверить все посылки невозможно физически. А вот крупные партии могут быть подвергнуты углубленной проверке. Поэтому при заказе большого количества товаров для последующей перепродажи шансы попасться существенно увеличиваются. Чиновники привели в пример одно из последних дел: предприниматель заказал сто единиц чехлов для смартфонов, часть из которых была отмечена фирменной символикой. В результате продукцию конфисковали, а лицо привлекли к административной ответственности. В таких случаях физические лица могут получить штраф в 10 тысяч рублей, юридические лица – 50 тысяч.
По словам сотрудников таможни, правообладатели сами обращают внимание ведомства, что на рынке появились определённые контрафактные товары. Но при этом предупреждают о масштабе своих интересов. Например, партии стоимостью ниже 1000 долларов или численностью менее 500 единиц могут быть им не интересны, так как не наносят существенной ущерба фирме, зато судебные издержки по ним могут влететь в копеечку.
Коробка с солью
Ещё одно направление работы Саратовской таможни – пресечение контрабанды наркотиков. По словам заместителя начальника оперативно-розыскного отдела ведомства Андрея Белова, основная масса наркотических средств поступает к нам из южных регионов, в том числе из Таджикистана и Узбекистана. При перевозе наркотики прячут, например, в печках и шинах автомобилей. Однако важнейшей проблемой по прежнему остаются новые синтетические наркотики – «спайсы» или «соли». По словам Овсянникова, основным каналом их поставки являются международные почтовые отправления, идущие в основном из Китая. Отправители надеются, что таким образом им удастся избежать контроля, однако чиновник пояснил, что для этого у ведомства есть свой «инструментарий».
Несмотря на это доля синтетических наркотиков за последнее время увеличилась и приобрела угрожающие масштабы. По словам Овсянникова, в текущем году было изъято 400 г синтетики. Этого объёма вполне достаточно, чтобы заменить более 10 кг героина. «Причём с такими необратимыми последствиями, что вызывают летальный исход у потребителей данной гадости», – пояснил чиновник. Глава ведомства напомнил, что ранее в борьбе со «спайсами» у таможенников были связаны руки, так как формула вещества менялась очень быстро и его разновидности просто не успевали вносить в перечень запрещённых препаратов. Однако с последними законодательными изменениями у таможни появилась возможность принимать меры по любым сомнительным случаям.
Собака-обнаружака
Помогают таможенникам в борьбе с наркотиками специально обученные «лицензионные» собаки. Их в ведомстве сейчас насчитывается пять: три овчарки, спаниель и лабрадор. Кстати, одна из них – уникальная во всём ПФО. Собака натаскана искать деньги и может обнаружить дензнаки любой страны. «Говорят, мол, деньги не пахнут, – заметил Овсянников. – Деньги пахнут, и все пахнут одинаково. Есть соответствующие химические составы, красители так далее». Умения собаки очень востребованы на таможне, так как существует запрет на свободный провоз через границу наличной валюты суммой более 10 тысяч долларов. Животное даже одалживали для проведения операции в Нижнем Новгороде.
Глава таможни рассказал, что обучить поисковую собаку непросто – она должна пройти экзамен, так как информация об её участии в обнаружении запрещённого товара позже используется в суде. Служебных собак Овсянников назвал «членами нашей семьи». Примерно в 8–9 лет они проходят выбраковку и уходят «на пенсию», им тщательно подбирают достойного хозяина. Например, в последний раз собаку забрал сам кинолог. По словам чиновника, такие собаки очень послушны и «социально толерантны», могут «и с детьми поиграть, и себя порадовать, и не загрызть хозяина в порыве гнева».
Опасный элемент
Саратовская таможня борется с незаконной передачей сырья двойного назначения. Например, в текущем году было возбуждено два дела по факту передачи иностранным организациям вещества, которое может быть использовано для производства химического оружия массового поражения.
Около тонны этого вещества было произведено в Саратовской области, а вывезти его планировалось в республику Казахстан. Однако для того, чтобы вещество пересекло границу, необходимо специальное разрешение, которого у перевозчиков не оказалось. Сейчас дело находится на расследовании в ФСБ, определяются настоящие цели вывоза. В текущем году планируется передача материалов в суд.