Запрещенная любовь и страдания
Одно из самых значимых культурных мероприятий города в этом году кинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания» проходит непривычно поздно – не в сентябре, как всегда, а на стыке осенних месяцев – октября и ноября. Как ранее объясняли организаторы, вызвано это возросшей фестивальной конкуренцией. Однако смещение планов не помешало привезти в Саратов интересные работы документалистов со всего света и даже одну запрещенную в отечественном прокате ленту.
О своих планах организаторы поведали на проходившей 21 октября пресс-конференции, посвященной грядущему событию. Областной министр культуры Светлана Краснощекова пообещала, что фестиваль пройдет на прежнем высоком уровне. Более подробно на программе остановилась директор «Саратовских страданий» Татьяна Зорина.
Представленные в конкурсах работы будут разделены на три блока: первый посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, оставшиеся два разделены по географическому признаку: «Наша кинофабрика» и «Панорама Евро». Остановилась Татьяна Викторовна чуть подробнее и на отдельных работах. Например, во «Вчерашнем дне» Михаила Бушкова, который откроет конкурсную программу 31 октября, один из героев работает таксистом. «Таксисты, кстати, – замечает Зорина, – хорошо знают «Дом кино», постоянно расспрашивают, что там происходит, интересуются программой». Накануне же зрители смогут познакомиться с почти часовой лентой Андрея Осипова «Вождем буду Я!», творчество которого директор фестиваля охарактеризовала как «состояние современного документального кино».
Светлана Краснощекова |
На «Саратовских страданиях» будут звучать разные темы. Так, например, несколько работ будут посвящены насилию в женских сообществах. Получит свое продолжение и тема совместной жизни людьми, имеющими отклонения в развитии («Свои не свои» и «Улисс в компании» посвящены инклюзивному образованию).
Разумеется, фестиваль не ограничивается только конкурсной программой. На торжественном открытии 30 октября в «Доме кино» будет показан фильм «На пороге страха» Герца Франка и Марии Кравченко. К сожалению, мэтр документального кино не успел закончить работу над этой лентой, и после его кончины работу продолжила его помощница. У фильма сложная судьба – в Израиле вопрос о показе обсуждался в кнессете, а местное министерство культуры было против, потому что фильм затрагивал одну из самых больных тем этой страны – терроризм. В итоге было решено, что кино будет показываться, но не на фестивальных площадках.
А вот фильм закрытия «Клинч» имеет непосредственное отношение к Саратову, ведь его режиссером стал Сергей Пускепалис, который в этом году возглавит жюри конкурса, а автором сценария – другой наш земляк писатель Алексей Слаповский. «Сережа Пускепалис очень точно, очень эмоционально чувствует драматургию Алексея Ивановича, и все эти годы он пытался его ставить в разных театрах», – поясняет Зорина и добавляет, что эта лента в чем-то рифмуется с другой лентой фестиваля – фильмом скандального режиссера Гаспара Ноэ «Любовь», который будет представлен на суд публике в рамках специального показа 2 ноября в «Доме кино» сразу после фильма Пускепалиса. Любопытно, что последняя лента режиссера, в первую очередь известного благодаря работам «Необратимость» и «Вход в пустоту», запрещена к показу в России, из-за того что француз прибегает к языку «эротики и порнографии». Сама Зорина считает, что эта лента должна показываться на фестивале, потому что на него ходит продвинутая публика и профессионалы.
Татьяна Зорина |
Что касается гостей, то, пожалуй, главным или одним из главных можно считать кинокритика, писателя, дважды лауреата премии Гильдии киноведов и критиков России Антона Долина, который 31 октября выступит в «Доме кино» с лекцией «Российское кино в контексте мирового: кому и зачем мы нужны?» Из столицы Шотландии приедут молодые режиссеры, которые презентуют студенческий кинообразовательный проект Эдинбургского университета 1 ноября всё там же. Вообще практически все мероприятия в этом году проходят в Доме кино, за исключением четырех. Другими площадками станут областной музей краеведения, театр драмы, институт филологии и журналистики СГУ. Не забывают на фестивале и о своем президенте – 29 октября состоится встреча «Селфи с Табаковым». Разумеется, у памятника одному из героев Олега Павловича. Юбиляр, кстати, финансово поддержал фестиваль: из фонда Табакова, как говорила ранее Зорина, пришло 200 тысяч рублей.
По традиции не обошлось без вопроса о финансировании. Краснощекова не выдержала: «Не всё озвучивали <и в предыдущие годы>. В прошлом году тоже не всё было озвучено. Я хочу сказать одно: есть финансовые отношения, а есть и «натуральным хозяйством», когда кто-то выделяет транспорт, делает рекламу... Это невозможно посчитать до копейки. Да, не всё однозначно, честно могу сказать, не всё финансировало министерство культуры, поэтому есть спонсоры, и вы это знаете. Я только не понимаю, почему такой особый интерес к «Саратовским страданиям» по финансированию и ни разу не было ни одного вопроса по другим фестивалям, учредителем которых является министерство культуры».
На вопрос о конкретной сумме помощи министерством Светлана Владимировна заметила, что «не всё упирается в деньги». Зорина назвала суммы, которые выделили спонсоры: 500 тысяч рублей перевел бизнесмен Аркадий Евстафьев, 150 тысяч – банк «Агророс», «Саратовские авиалинии» берут на себя вопрос с билетами и гостиницей для участников. Что касается министерства, то здесь, сказала Татьяна Викторовна, переговоры идут до последнего момента.