Два мира не с тем кумиром

Оценить
На праздновании Дня сельхозработников можно было увидеть пропасть между теми, кто пашет, и чиновниками

Утром 16 октября фермеры и руководители более крупных агропредприятий приехали в Саратов. Их ждали в правительстве области. Чествовать. К отдельному столу заворачивали тех, кого будут награждать. Сверяли со списками, чтобы не получилось так, что назовут фамилию, а человека нет, и будут губернатор Радаев и депутат Госдумы Панков выглядеть не очень солидно. Подарок в руках есть, а одариваемого нет. На этом этапе организаторы сработали без накладок. А дальше началось такое, что за организаторов праздника областного уровня стало стыдно.

Угадали они, по большому счету, только с певицей Татьяной Овсиенко. Она выпорхнула из-за кулис после торжественной части. И оказалась самой искренней и самой приветливой. И мужики в зале это почувствовали. И достали своими большими, натруженными деревенской работой руками мобильники и поймали в объектив столичную артистку. И начали снимать. А вот когда выступали губернатор Валерий Радаев, глава аграрного комитета Государственной думы Николай Панков, председатель областной думы Владимир Капкаев и даже саратовский министр сельского хозяйства Татьяна Кравцева, никто не ставил телефоны на режим «видео». То есть не затронул никто из них ни душу, ни сердце крестьянское. Пустые у них были речи, если прямо сказать. И не было за их словами ни понимания, ни знания тяжелой мужской деревенской работы. А тогда какой смысл показывать их выступления в родном селе?

Плохая мода опаздывать

Мероприятие не начиналось, хотя на часах было 11. Ждали губернатора Радаева, который в последнее время активно демонстрирует привычку опаздывать. «Точность – вежливость королей» – это не про наших российских управленцев написано. У нас принято демонстрировать, что каждое предыдущее дело важнее последующего. Зал был полон мужчинами в начищенных до блеска ботиночках и хорошо отглаженных костюмах. У деревенских всегда так принято, чтобы и думать не посмели в городе, что они с неуважением к выходу «в люди» относятся. Сидели они, разговаривали. И вдруг раздалась торжественная музыка, и раздался торжественный голос, сообщивший с неподражаемым пафосом шесть слов: «Губернатор Саратовской области Валерий Васильевич Радаев». Говорят, что это было не живое представление, а запись. Что она очень нравится всей пресс-службе губернатора и настраивает на подобающий лад любой зал на больших мероприятиях. Но на самом деле это звучало как «Князь тьмы», или «Повелитель вселенной», или, на худой конец, как представление Гудвина – великого и ужасного. Все, надеюсь, помнят, как его ждала компания Элли с Железным Дровосеком, Страшилой, Львом и Тотошкой?

Зал не знал, как реагировать. Но почти все приподнялись с мест. Не встали, а именно приподнялись. Я смотрела в спины людей, которые заслоняют собой от непогоды и неурожая сотни людей, и мне было стыдно за организаторов праздничного мероприятия. Люди бы и так встали, увидев, как в зал вошел губернатор. Но сделали бы это из-за воспитания, а не вслед за голосом, показывающим, кто здесь главный.

Что сказал губернатор и, главное, кому

«Осень традиционно дарит нам чувство огромного удовлетворения от проделанной работы, достигнутых результатов и преодоления трудностей. В очередной раз мы справились, не подвели друг друга, а значит, полученный задел станет надежной страховкой для саратовцев как минимум на год. Мы с хлебом! И не с единым!»

Это губернатор, наверное, вспомнил крылатые слова о том, что не хлебом единым жив человек. Как выяснилось, жива Саратовская область и передовыми технологиями, и инновационными производствами, и новыми надежными партнерами, и инвестициями, которые, как уверен губернатор, «помогут нам уверенно решать задачу импортозамещения и продовольственной бе­зопасности страны». «Но самое главное – мы вместе», – сказал Валерий Радаев.

Пока люди в зале думали, что это губернатор говорит о том, что областная власть нашла денег, чтобы устроить праздник и собрать всех бившихся за урожай вместе, Валерий Васильевич расшифровал. Вместе, оказывается, были не они, приехавшие с разных концов области, а «государство, системно поддерживающее аграриев», и «хозяйства, поднимающие село». Обманывался, конечно, губернатор в этой надежной спайке. Сядешь за стол с любым аграрием и через полчаса посиделок поймешь, что он думает о господдержке. Губернатору, конечно, сложнее, с ним люди, может, и не будут откровенными. Но он мог бы читать газету «Крестьянский двор», где люди давно привыкли говорить свободно, зная, что 99,9 процента подписчиков газеты сталкиваются с теми же проблемами. И чего тогда перед ними хитрить и притворяться?

Газета «Крестьянский двор» лежала у входа в большой зал правительства. Номер, посвященный Дню работников сельского хозяйства, был весь из таких будничных откровений.

Петр Александрович Пампуха двадцать три года руководит ООО «Степное» в Калининском районе. Строит жизнь, помня завет своего дяди: «Запомни, Петя, даже если с голоду помрешь, скажут – объелся», – что означало, что никогда он ровней своим работникам не будет, и всегда на стороне найдется тот, кто позавидует и не поверит. Но для него было все равно, как его оценивают. Он для себя должен был знать, что всё возможное для людей делает. И люди, работающие в его хозяйстве, лиха не знали ни в девяностые, ни сейчас, надеется, не узнают. А остальное всё можно поправить. Придумали на элеваторах занижать сортность зерна. Ну и ладно. Будет продавать зерно, только если анализы делаются прямо на месте. Прыгает цена на зерно? Будет придерживать на складах в ожидании нормального предложения от рынка. В Степном еще прошлогодней пшеницы тонны остались. Запас карман не тянет. А работать на разнице цен Пампуха за эти годы научился. И не ждет милостей от государства. «Единственное, чего боится Петр Александрович, особенно после того как отметил свое 60-летие, – тяжело заболеть или умереть внезапно», потому что тот, кто придет после него, может убрать из хозяйства животноводство. Не прибыльное оно. И дураков холить и лелеять почти 1500 голов скота он вокруг себя не видит. В своем районе, кроме себя, насчитал всего лишь двух еще.

Василию Щетинину ничего от власти не надо. Но дают – возьмет. Потому что знает, что заработал больше
Василию Щетинину ничего от власти
не надо. Но дают – возьмет.
Потому что знает, что заработал больше

«Когда овцеводство перестанет приносить мне прибыль, я пущу его под нож, – говорит герой другой публикации Василий Викторович Щетинин. Он еще в 1989 году возглавил колхоз «Красный партизан» в Новоузенском районе. И сегодня «Красный партизан» жив его стараниями. А значит, чего ему бояться? «Не вижу смысла что-то просить у государства и жаловаться на неурожаи. В этом году наше хозяйство вынуждено было пересевать три тысячи гектаров – не взошли озимые. Лето сожгло яровые. Вывод останется без кормов, значит, будем с бараниной». И еще из Щетинина: «Это мой бизнес, поэтому нет смысла кричать и чего-то требовать от чиновников. Если я сочту, что мне невыгодно заниматься овцеводством, я просто ликвидирую всё поголовье. Будут дотации – разведу хоть крокодилов! Правительству необходимо обеспечить продовольственную безопасность? Пусть поставит задачу перед сельхозпредприятиями области, и максимум за три года мы ее выполним. Главное, чтобы любое наше действие было оправдано финансовыми вложениями со стороны государства. Если власть думает по-другому, то извините...»

А вот фермеру Владимиру Дундину с хутора Петровского, что в Краснопартизанском районе, обидно только то, что всякие окологосударственные и государственные мужи не держат свои обещания. И в пример рассказывает о том, что пострадавшие от засухи фермеры в Краснопартизанском районе просили от лизингодателей «каникул» на год. А те отказали. «На государство мы уже не надеемся, – говорит Владимир Геннадьевич. – Люди на совещение в Ершове просили: «Вы нам помогите сейчас вспахать, это ведь повлияет на урожай!» Но никто нас не слышит и никто нас не видит. Николай Панков что сказал? В сентябре, ребята, ждите деньги. Ждем до сих пор».

Горько, наверное, слушать такие слова чиновникам. И потому они всячески делают вид, что нет такой газеты в Саратовской области, как «Крестьянский двор». И на этом праздничном мероприятии вручили они почетные грамоты министерства сельского хозяйства Надежде Барсуковой из «Московского комсомольца в Саратове» и Александру Тишкову из областной газеты «Регион 64». А еще на входе лежала саратовская областная газета «Аграрные вести», учредителем которой выступает государственное бюджетное учреждение Саратовской области. В ней было восемь страниц. И много фамилий награжденных. Но вышла она тиражом 110 тысяч экземпляров. Вот ведь не жалко бюджетных денег на информацию, которую легко можно было вывесить на сайте минсельхоза.

Но давайте вернемся в зал, где выступает губернатор Валерий Радаев.

«Мы уверенно смотрим в будущее, и никакие санкции, никакая засуха не сломят нас, не остановят в борьбе за урожай! (...) Приоритеты аграрной политики страны, обозначенные председателем правительства Дмитрием Медведевым в выступлении перед участниками «Золотой осени», для нашего региона уже стали повседневной работой. (...) Как подчеркнул президент Владимир Путин, «с введением запрета на ввоз продовольствия из стран Евросоюза у отечественного АПК появились дополнительные возможности для укрепления позиций на национальном рынке». И уже сегодня можно сказать, что саратовские аграрии эти возможности активно используют, заполняя своей продукцией внутренний рынок. (...) Если бы не засуха, мы бы и в этом году сохранили отличные темпы роста, но даже климатический фактор не выбил нас из седла. (...) Мы вошли в тройку лидеров в ПФО, по сбору тепличных овощей стали вторыми, а по урожаю подсолнечника и севу озимых – первыми! Как писал Салтыков-Щедрин, русский мужик даже в пригоршне может суп сварить».

Про суп было, конечно, красиво было губернатором сказано, но не очень к месту. Потому что в зале сидели-то не только русские – и казахов было много, и татар, мы же славимся своим многонациональным населением. И с Салтыковым-Щедриным, похоже, тоже губернатор промахнулся. Знал или не знал Валерий Васильевич, но процитировал он рассказ Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил», где речь-то о том, что сначала он себя добровольно в кабалу к генералам отдал. Кормил их, поил, всячески за ними ухаживал и даже веревку из собственных волос сплел, чтобы не думали генералы, что он убежать куда хочет... В общем, давайте все тот рассказ перечитаем, чтобы понять, на что намекал фермерам губернатор. Говорил он свое приветственное слово долго. Про инвесторов говорил, и про наше всё – «Солнечные продукты». А потом снова свернул на литературные аналогии.

«Современник упомянутого мною Салтыкова-Щедрина, другой великий классик Лев Толстой, осмысливая крестьянский вопрос, активно ратовал за сохранение в России сельского уклада. А еще он любил повторять мудрую крестьянскую пословицу: «Деньги смогут многое, а правда – всё!» Соединив две эти мысли, мы не можем не осознавать, что исторически российское крестьянство держалось на трех перво­основах – родовые корни, труд на земле и правда! Меняются эпохи, экономика, общество. Но по-прежнему остаются незыблемыми – корни, труд и правда!»

Напоследок Валерий Васильевич пожелал всем сидящим в зале «дождей по расписанию»...

Госдеп Панков выучил текст или ему его шепнули в ухо?

Николай Панков награждает Михаила Теплова, животновода крестьянского (фермерского) хозяйства из Балаковского района
Николай Панков награждает Михаила Теплова,
животновода крестьянского (фермерского) хозяйства
из Балаковского района

А председатель аграрного комитета Госдумы наш земляк Николай Панков, от которого мы ждали новых законов и новых стратегий, закончил свое приветствие патетически. Сказал, как диктор, ведущий программу в Кремлевском дворце съездов: «Хвала рукам, что пахнут хлебом!» Еще сказал, что ему почетно быть в зале. С теми, кто каждый день занят колоссальным трудом, выполняя при этом главную задачу, которую поставил президент Владимир Владимирович Путин – обеспечить продовольственную безопасность нашей страны. Выделено слово так, потому что господин Панков на него очень интонационно нажал. Он вообще заговорил очень как-то эмоционально по-женски, хотя много лет выступал очень коряво. Было такое ощущение, что в ухе у него микрофон, и он повторяет всё, что слышит и как слышит.

Но что он слышал и что он говорил?

«Да, нынешний год был непростой. Он был сложный».

«Люди хотят стабильного развития и реального улучшения жизни. Для решения этих задач в области созданы все условия. Самое главное – сильная команда во главе с губернатором Валерием Васильевичем Радаевым».

Про нерешенные вопросы Панков тоже сказал. Нет, не рубанул, конечно, правду с плеча, не сказал, что вот вы пашете на износ, а у нас, у депутатов, не хватает кишки заставить государство работать на вас. Но аккуратный намек на недоработки сделал. На то, что не помогла сельхозпроизводителям власть своими законами и административным ресурсом в полной мере войти в торговые сети. Но что конкретно будет делаться, не сказал. Сказал, «думаю, что вместе у нас это получится».