Неевропейский выбор
Рубль рухнул, цены выросли. Это почувствовали все. В особенности бизнес. Негативные тенденции в российской экономике отразились и на продажах сельскохозяйственной техники. Насколько сильно упал спрос на дорогие сельхозмашины, за которые нужно платить долларами и евро? Оказались ли в выигрыше российские производители? Или проиграли все? С этими вопросами наш корреспондент обратился к менеджерам, собравшимся на минувшей неделе на Театральной площади на выставке сельскохозяйственной техники.
Немного ликбеза
В последний год, бывая на выставках и в фермерских хозяйствах, общаясь с продавцами и покупателями агротехники, особенно большое внимание стараюсь уделять сравнению российских и зарубежных образцов. По результатам этого небольшого исследования могу сказать, что ещё до падения рубля значительная часть областных фермеров выбирала отечественного производителя.
Мало того что российская техника сама по себе стоит заметно дешевле западной, она ещё и значительно проще и экономнее в обслуживании: запчасти к ней недорогие и приходят быстро.
Да, зарубежные машины по праву заслужили славу более надёжных и комфортных. Но нечастые поломки компенсируются как высокой стоимостью комплектующих, так и длительным сроком их поставки. А по комфортности и удобству российские образцы уже почти догнали импортные. Однако несмотря на это часть фермеров всё равно предпочитала немецкие «Клаасы» и американские «Джон Диры» – с ними как-то спокойнее. Но девальвация рубля внесла свои коррективы.
Рынок диктует
Конечно, европейские компании вовсе не стремятся впадать в панику. Во всяком случае не показывают виду. «Спрос высокий. Мы ожидали гораздо более сложного периода», – рассказала представитель одного известного европейского бренда. По словам собеседника, западные производители всё равно разрабатывают комплекс мер, чтобы сделать свою технику более доступной по сравнению с российскими аналогами: «Это и программы фиксированных цен, и выгодные предложения по лизингу. Наша техника доступная, и мы делаем всё для того, чтобы она такой и оставалась».
Как пояснила представитель компании, основное преимущество российской техники на самом деле состоит в том, что она входит в систему Росагролизинга (Российская государственная агропромышленная лизинговая компания), предоставляющую достаточно выгодные схемы приобретения машин в рассрочку. «Но у нас есть свои конкурентные преимущества, – пояснила собеседница. – Качество. Надёжность, проверенная годами. И людям, которые привыкли работать на импортной технике, будет тяжело переходить на отечественные заменители».
Однако менеджеры других компаний давали менее оптимистичные оценки. «Конечно, спрос на зарубежную технику сильно упал, – рассказывает представитель канадского завода «Buhler». – Цены тракторов в рублях выросли в 1,5-2 раза. А российские предложения остались на прежнем уровне. Люди переключаются на отечественную технику еще и потому, что в неё активно внедряются европейские технологии». «Зарубежная техника стала менее доступна из-за курса евро и доллара, – подтверждает представитель немецко-российского производства «Deutz-Fahr». – Люди подстраиваются под рынок».
Покупай российское
Что касается российских производителей, то на фоне кризиса они, похоже, смогли получить хорошую фору. «Люди начали считать свои затраты», – замечает представитель петербургского завода, изготавливающего «кировцы». По его словам, спрос на продукцию питерцев значительно вырос. «Именно в связи с тем, что его цена по соотношению с зарубежными аналогами очень выгодна», – пояснил собеседник. При этом за последние годы компания смогла значительно повысить качество своих машин, так что сейчас оно вполне соответствует уровню западных образцов. В современных «Кировцах» установлены кондиционер и отопительная система, заметно улучшена шумовиброизоляция. Западным конкурентам «Кировец» уступает разве что только устройством управления. На зарубежных машинах установлены джойстики, на нашей – всё ещё рычаги. «В настоящий момент завод планирует сделать приборную панель, как на импортных образцах», – пояснил представитель компании. Зато производительность «Кировца», по его словам, превосходит зарубежные аналоги: «Тяговые усилия складываются из мощности двигателя и массы трактора. А импортные аналоги такой же мощности зачастую значительно легче – процентов на 10-15. Соответственно, и тяговые усилия на крюке у них поменьше».
По словам собеседника, большое влияние на конкурентоспособность российской техники оказывают государственные субсидии: «Федеральная программа действовала в прошлом году, действует и в этом. Вероятнее всего, будет действовать и в 2016 году. Там предоставляется скидка 17 процентов. Была – 25 процентов. За счёт неё продажи «кировцев» очень выросли, потому что для сельхозпроизводителей это очень значительная помощь». Собеседник предположил, что продажам российской техники на фоне всеобщего падения спроса помогает тот факт, что внимание покупателя неизбежно переключается с западной техники на отечественную.
Белорусский вариант
Но есть и третий вид агротехники – не российской, и не западной, а белорусской. Представитель компании, предлагающей белорусские машины (часть из них собирается в Саратовской области) отметил, что спрос на продукцию пока ещё дружественного государства тоже снизился: «Конечно, на неё тоже всё упало. Спрос упал, у людей нет денег». По его словам, на фоне кризиса подорожала не только импортная, но российская и белорусская техника. «Белорусы подорожали на 60 процентов. У нас всё дорожает, – объяснил собеседник. – Используется ситуация, и дорожает всё подряд. Немножко и российская сталь подорожала, и электроэнергия, и резина... Всё так постепенно».
Теперь с белоруской техники в целях удешевления убирают некоторые комплектующие, делают замену двигателя – ставят агрегат в два раза дешевле (очевидно, заменяют импортный на российский или белорусский). Падение спроса, по словам собеседника, коснулось всех: «Иностранную технику вообще не берут, а эту берут через пень-колоду». По всей видимости, сказывается тот факт, что многие фермеры успели закупить технику ещё до кризиса.
Представитель белорусов сочувственно заметил, что в то время как техника дорожает, фермерская продукция растёт в цене не так сильно: «Зерно ведь подорожало на меньший процент. Другой вопрос, что процентов сорок полей сейчас не освоены – из тех, что когда-то пахались. Раньше зерно шло на корм скоту, но теперь и скота стало меньше, а значит, меньше нужно и зерна».
Уйти нельзя остаться
Падение спроса на импортную технику привело к тому, что зарубежные компании начинают уводить свою продукцию с российского рынка. Хотя, скорее всего, расчётливые капиталисты просто так не сдадутся и для начала попытаются перевести производство в Россию. Тем более что у нас уже собирают и «Deutz-Fahr», и немецкий «Claas». А канадский завод «Buhler» вообще ещё в 2007 году был выкуплен российской компанией «Ростсельмаш». Теперь в Канаде изготавливают запчасти, из которых уже в России собирается конечный продукт. По словам представителя «Deutz-Fahr», пока ещё не все иностранные компании успели обзавестись у нас своими заводами, однако все к этому стремятся.
Конечно, комплектующие при этом всё равно останутся зарубежными, но хотя бы снизится доля таможенного сбора. «Для них это самое главное, – пояснил менеджер «Buhler». – Таможенный сбор очень высоко поднимает цену». При этом нередко в производстве иностранной техники используются и российские комплектующие. Например, в тех же белорусских тракторах до трети российских составляющих: генератор, стартер, радиатор, металл. А в «Deutz-Fahr» используются российские кабины, занимающие заметную долю в себестоимости. Вероятно, в будущем процент локализации будет увеличиваться. По словам менеджера «Deutz-Fahr», «придёт время», и иностранная техника начнёт постепенно обрастать российскими комплектующими.
А по словам представителя «Кировца», зарубежные комплектующие в продукции питерского завода есть, но «очень незначительный процент», хотя на некоторых моделях стоят импортные двигатели и гидравлика.