Осень. Пора поговорить о пляжах
Когда депутатам Саратовской городской думы не очень хочется работать, но положение обязывает, они легко могут изобразить кипучую деятельность. Вот, например, в минувший четверг заседала думская комиссия по промышленности, транспорту, торговле и связи. Она планировала обсудить катастрофическое финансовое положение муниципального предприятия «Саратовгорэлектротранс» и, главное, план по его оздоровлению, но депутаты нашли повод этого не делать. Из шести вопросов в повестке заседания они сняли с обсуждения сразу четыре. В том числе и посвящённые СГЭТу. Оставшиеся два вопроса депутаты виртуозно растянули на целый час. Ничего толкового не нарешали.
Давайте не будем
Поводом к тому, чтобы не обсуждать в этот раз серьёзную тему близящегося банкротства «Саратовгорэлектротранса» послужила неявка на заседание комиссии основного докладчика – и. о. заместителя главы администрации Саратова по городскому хозяйству Сергея Пилипенко. Тот, правда, сослался на уважительную причину (инспектировал вместе с заместителем председателя облправительства Валерием Сараевым процесс вхождения в отопсезон саратовские объекты) и предложил вместо себя в качестве докладчика Федора Котельникова – председателя дорожного комитета. Депутаты сочли такой манёвр неуважением к себе и к комиссии, а также посчитали небрежным отношение Пилипенко к столь важному вопросу. И потому отказались рассматривать все вопросы, где докладчиком был заявлен новый замглавы по городскому хозяйству.
Собственно, важность проблем СГЭТа, видимо, не имела особенного значения и для самих депутатов. Несмотря на то что Котельников, слушать которого члены городского собрания не хотели ни под каким видом, занимает должность главы дорожного комитета всего неделю, в других должностях в комитете он работает не один год. Можно предположить, что его опыта и осведомлённости было бы достаточно, чтобы хотя бы начать обсуждать назревшие проблемы. Но члены комиссии решили иначе. В результате без их внимания остались вопросы и о подготовке к зиме дорожного хозяйства города, и о транспортном обслуживании строящихся микрорайонов.
Оставшиеся в повестке заседания вопросы касались проблем водопользования. Причин для их исключения из повестки у депутатов не было. Но обсуждение в конечном итоге свелось к рассуждениям о том, почему в Саратове нет пляжей и как бы организовать тут парковки для катеров и яхт.
Почему тонут люди и где, собственно, пляжи?
Информация о работе городской администрации по обеспечению безопасности людей на водных объектах, расположенных на территории Саратова, которая в других обстоятельствах, скорее всего, была бы просто и сразу принята к сведению, в этот раз разбиралась по косточкам. Причём иногда складывалось впечатление, что докладчика члены комиссии слушали вполуха или не слушали вообще, потому что заставляли его повторять доклад кусками. Некоторые вопросы вообще задавали не по адресу, а затруднение докладчика в ответах спешили трактовать как некомпетентность.
Начальник управления защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций Олег Шкодин рассказал депутатам, что единственным в городе местом, пригодным для купания, признан пляж «Городские пески». В других местах (в том числе и на многочисленных саратовских прудах) купание не может быть безопасным в связи с особенностями рельефа дна, гидрологического режима и прочих природных и технических условий.
Администрация добросовестно предупредила граждан об опасности купания в этих местах, установив соответствующие знаки и таблички. В целом, по словам Шкодина, в Саратове насчитывается 34 опасных для купания места (в Волжском и Октябрьском районах их по два, в Кировском и Фрунзенском по одному, в Ленинском – 8, в Заводском – 19). Табличек и знаков «Купаться запрещено» при этом установлено в два раза больше. Кроме того, для большей наглядности администрация в этих местах решила сообщать о количестве утонувших в предыдущие годы.
Там, где купаться можно, в первую очередь на пляже «Городские пески», в купальном сезоне была организована работа спасательной службы. Пост спасателей был размещён и в городском солярии у посёлка Затон. Это спасло жизни 13 человек, которым своевременно была оказана соответствующая помощь. В местах, запрещенных для купания, по словам Шкодина, проходило совместное патрулирование представителей районных администраций и полиции. В результате 21 гражданина привлекли к административной ответственности за нарушение запретов на купание. Число погибших в этом году совпало с прошлогодним – девять человек. Утопленники были найдены, опять же в запрещённых для купания водоёмах, и основной причиной их гибели, как сообщил Шкодин, было купание в нетрезвом состоянии.
Среди прочих мероприятий, предпринятых для обеспечения безопасности людей на водоёмах, были названы распространение информации о правилах поведения на воде среди школьников и информирование горожан через СМИ, а также непосредственно на пляжах по громкой связи.
К исчерпывающему отчету о проделанной работе у депутатов всё равно нашлись вопросы. Их интересовало, в частности, что является «неосновными причинами утопления». Что ещё администрация может сделать для избежания гибели людей на воде? И когда на саратовском берегу появятся пляжи? А то, мол, за тысячу лет существования города администрация так и не сподобилась организовать ни одного.
На благое дело не жалко и сотни тысяч
За отсутствие пляжей в черте города ответил Павел Овчинников, начальник управления по инженерной защите города. Вообще-то в основном своем докладе он рассказывал о проводимой муниципалитетом работе по организации места причала маломерных судов для посадки и высадки пассажиров. Но попутно сообщил депутатам, что когда-то в Саратове пляжи были прямо на городском берегу, как сейчас мечтается. Но тогда Волга у берегов нашего города была узкой – 350 метров всего, а берега пологими. Потом, когда было построено водохранилище и уровень воды в акватории поднялся, все пляжи ушли под воду. Так что, мол, к нынешним и прошлым городским властям депутаты-современники не справедливы.
Сегодня организации пляжей на берегу Волги в черте Саратова мешает несколько факторов. В районе Затона, например, Волга имеет сильное течение. Конечно, есть способы сделать пляж и в таких условиях. Например, путём сооружения отводящего мола. Но, по словам Овчинникова, удовольствие это очень дорогое. И отсутствие в городском бюджете денег – ещё одна причина, мешающая делать пляжи. Другая проблема состоит в поиске подходящего для пляжа участка. Сейчас берег в городской черте уже поделён между несколькими водопользователями. Аренда составляет минимум 20 лет. Причём по действующему ныне законодательству сдают прибрежную зону федеральные структуры. Без ведома городских властей. То есть муниципалитет повлиять на этот процесс сейчас не в силах.
Что касается основной темы доклада Овчинникова, то в организации места причала для маломерных судов никаких изменений нет. Все эти места давно определены и оборудованы. Самыми популярными стоянками катеров и лодок для посадки и высадки пассажиров в Саратове являются причалы в Затоне и на улице Большая Садовая. По словам Павла Овчинникова, муниципалитет следит за благоустройством этих причалов (проводится уборка мусора, обеспечивается удобный подъезд к ним).
К Овчинникову вопросов было меньше. Зато депутат Андрей Иващенко обратился к нему с деловым предложением. Он заявил, что городу явно не хватает в Затоне специальной площадки, где могли бы стоять небольшие суда и лодки, любителем которых, по признанию Иващенко, он сам является. И если, мол, проблема в деньгах, то он сам готов выступить меценатом и пожертвовать на благое дело до 100 тысяч рублей.