Инкубирование по-саратовски
«Общемировой процент выживаемости выпускников бизнес-инкубаторов – около 40 процентов. Для нашего инкубатора этот показатель превышает 60 процентов. Конечно, осознавать это приятно», – рассказывает Олеся Орлова. Скоро в бизнес-инкубаторе Саратовской области, который уже четыре года возглавляет мой собеседник, новый призыв. Старые «птенцы» выпорхнут наружу, на их место вселятся новые. И хотя места, как правило, долго не пустуют (на каждую «ячейку» претендуют до трёх компаний), продолжать информационную работу необходимо. Ведь государственную поддержку получают только самые интересные стартапы! Вокруг корреспондента «Газеты недели» собирается вся команда областного бизнес-инкубатора, а его директор начинает обстоятельно отвечать на каждый вопрос.
– Олеся Николаевна, так что же такое бизнес-инкубатор?
– Говоря языком документа, это один из элементов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на территории Саратовской области. Наш инкубатор начал функционировать в 2007 году – тогда это был только один корпус. В 2012-м были введены в строй ещё два, благодаря чему сегодня у нас есть как офисные, так и производственные помещения. Главное направление работы инкубаторов во всём мире – предоставление начинающим компаниям помещений в аренду по льготной цене. В нашем учреждении условия такие: 20 процентов от рыночной стоимости в первый год пребывания, 40 процентов – во второй, 60 процентов – в третий. Предприятия могут находиться здесь максимум три года. Наши мощности – 41 офис и 6 производственных цехов площадью от 40 до 60 кв м каждый.
– Какие компании могут у вас поселиться?
– Нашим резидентом может стать предприятие, которому с момента регистрации не исполнилось трёх лет. Кроме того, федеральное законодательство накладывает некоторые ограничения по сферам деятельности. Так, в бизнес-инкубаторе не могут размещаться предприятия, оказывающие посреднические, финансовые и ветеринарные услуги, услуги в сфере недвижимости, торговли... С полным перечнем можно ознакомиться на нашем сайте.
– Претенденты проходят какой-то отбор?
– Попасть к нам можно только на конкурсной основе. В конкурсную комиссию входят представители общественных предпринимательских организаций, областного министерства экономического развития и инвестиционной политики, регионального комитета по управлению имуществом... При отборе комиссия руководствуется законодательством, так что субъективный фактор решающей роли не играет. Для начала предприниматель должен предоставить определённый комплект документов, далее по балльной системе оцениваются критерии, прописанные им в заявке.
– Какие критерии оцениваются?
– Выручка, количество создаваемых рабочих мест, средняя зарплата сотрудников, срок окупаемости проекта, степень проработки маркетинговой, финансовой и операционной стратегий. Если за место соревнуются несколько предпринимателей (а зачастую так и бывает), предпочтение отдаётся тому, кто указал наиболее объективные показатели, то есть максимально приближенные к реальности. Неправильно считать, что, если ты напишешь в заявке сто миллионов прибыли, ты обязательно сюда попадёшь. Тем более что существует комиссия, которая ежеквартально оценивает степень выполнения резидентами заявленных показателей. Если показатели не выполняются, то мы имеем полное право сначала предупредить, а потом и расстаться с предпринимателем.
– Что ещё получают предприниматели, кроме площадей?
– Во-первых, это не просто площади. Наши офисы полностью оборудованы мебелью и оргтехникой, в каждый из них проведён безлимитный интернет и телефонная линия. Во-вторых, наши клиенты могут пользоваться бесплатным комплексом консультационных услуг – бухгалтерских, налоговых, правовых, бизнес-консультаций и так далее. Также у нас проводится ряд учебных мероприятий – мастер-классы, семинары. В частности, есть очень сильный блок обучения по госзакупкам, где мы взаимодействуем с лучшими педагогами области, известными далеко за её пределами. Приезжают к нам и известные тренеры из Москвы. При этом в наших мероприятиях могут участвовать не только резиденты инкубатора, но и любые сторонние предприниматели. Ведь мы считаем, что наша задача – поддерживать бизнес не только внутри инкубатора, но и, по возможности, на всей территории региона.
– Бизнес-инкубаторы есть во многих регионах России. Как саратовский инкубатор смотрится на их фоне?
– Коллеги из многих других регионов нам по-хорошему завидуют. Общаясь с ними, мы и сами понимаем, что очень серьёзно продвинулись вперёд. Например, недавно приезжали коллеги из Татарстана и Волгограда. Даже по сравнению с ними – городами-миллионниками – мы достигли серьёзных успехов. В отличие от большинства российских бизнес-инкубаторов у нас есть производственные площадки. Сейчас там работают несколько инновационных предприятий с достаточно интересной продукцией, некоторые из них уже смогли запустить мелкосерийное производство. Все поражаются, каким образом нам удалось объединить на одной площадке предпринимательское сообщество региона: на постоянной основе у нас проводятся круглые столы и заседания таких влиятельных в области организаций, как «Деловая Россия» и «Опора России». Губернатор Валерий Радаев посещал бизнес-инкубаторы в разных регионах ПФО и в итоге отметил, что наш инкубатор – лучший. Слышать такую оценку от главы региона было очень приятно.
– Я знаю, что есть услуга, на которую вы возлагаете особенные надежды...
– Да, это РИЦ – региональный интегрированный центр. Он помогает предпринимателям найти партнёров как в России, так и за рубежом – с помощью сети РИЦ, существующих в РФ и в Европе. Предприниматель заполняет специальную анкету, где указывает, в каких отраслях деятельности хотел бы найти себе партнёров – клиентов, поставщиков, инвесторов и так далее. Анкета загружается в российскую и европейскую сети, после чего сотрудники каждого РИЦа анализируют и сопоставляют эти данные. Таким образом происходит поиск партнёров. Услуга бесплатна, равно как и перевод анкеты на английский. А главное, что обратиться в РИЦ может любой предприниматель, даже не являющийся нашим резидентом. Также центр организует выставки и выезды предпринимателей в другие регионы и за рубеж. Например, в 2013 году у нас были организованы бизнес-миссии в Германию и Голландию – там было заключено несколько контрактов. В этом году наши бизнесмены посетили Южную Корею. За всё время работы нашего центра было заключено контрактов на сумму более 100 млн рублей! При этом затрачено на организацию всех этих мероприятий было в 20 раз меньше.
– Какие планы бизнес-инкубатор строит на ближайшее будущее?
– Во-первых, мы планируем продолжать расширять образовательную деятельность. Сейчас к нам поступает много заявок по технологиям продаж. Эта тема очень востребована, и мы уже разрабатываем по ней несколько программ – например, по отработке «холодных» звонков. Ну а самое главное, c ноября начинаются конкурсы на привлечение новых клиентов. У нас освобождаются пять производственных и более 20 офисных помещений. Конкурсы будут стартовать буквально каждые две недели. Так что приглашаем к участию всех, у кого есть идеи и кто нуждается в поддержке!
Подробнее об условиях работы бизнес-инкубатора Саратовской области можно узнать на его официальном сайте: www.saratov-bi.ru.
Всё в одном
Саратовский бизнес-инкубатор обладает ещё одной уникальной особенностью – под его крылом собрана вся инфраструктура поддержки бизнеса региона. В самом инкубаторе это называют принципом одного окна. Результаты работы саратовцев настолько впечатляющи, что вошли в атлас лучших муниципальных практик России. Вот что рассказал об этом «Газете недели» руководитель гарантийного фонда и фонда микрокредитования субъектов малого предпринимательства в Саратовской области Сергей Гайдаш:
– Попав на территорию саратовского бизнес-инкубатора, предприниматель также получает доступ к базирующимся на его площадке гарантийному фонду и фонду микрокредитования, венчурному фонду, фонду посевных инвестиций, региональному интегрированному центру и центру консультативной поддержки. Всё это значительно упрощает бизнесменам жизнь: пришёл в одно место – и сразу получил доступ к несколькими разным услугам, дополняющим друг друга. Например, чтобы получить поддержку нашего фонда микрокредитования (а его услуги очень востребованы), предприниматель должен представить бизнес-план. Для его составления нужен опыт. Что делать, если этого опыта не хватает? Мы, конечно же, предоставляем консультации, однако специалисты бизнес-инкубатора окажут более детальную и результативную поддержку. В том числе проведя краткосрочный семинар по основам предпринимательской деятельности, специфике разработки бизнес-плана. При этом очень удобно, что они находятся буквально в соседнем здании. Недавно в Балакове состоялось совещание коллег из других бизнес-инкубаторов, где выяснилось, что в близлежащих регионах – Татарстане, Самаре, Пензе, Волгограде – такой концентрации субъектов инфраструктуры поддержки МСП на одной площадке нет. На мой взгляд, это говорит о более чем достойном уровне работы саратовской команды.
Подробнее о гарантийном фонде и фонде микрокредитования Саратовской области можно прочитать в прошлых выпусках «Газеты недели»: «Под считанные проценты» в номере от 06.10.2015 и «Быстро и с гарантией» в номере от 13.10.2015.
[кстати сказать] Обитатели саратовского бизнес-инкубатора поделились с «Газетой недели» мнением о работе учреждения Виктор Сержантов и Владимир Сплюхин, ООО «ЭкоСорбент»: ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ ВСЕ УСЛОВИЯ «ЭкоСорбент» занимается производством целой линейки продукции из одного-единственного минерала – глауконита. Генеральный директор компании Владимир Сплюхин перечисляет возможные сферы её применения: очистка воды и земли (в том числе от солей тяжёлых металлов и радиоактивного загрязнения), использование в качестве удобрений и пищевых добавок для животных, производство медпрепаратов, военные цели... Компания обитает в бизнес-инкубаторе третий год и уже готова к наладке полноценного промышленного производства. В данный момент идёт поиск инвестора. «Во-первых, ты въезжаешь сюда – и тебе предоставляются все условия, – объясняет преимущества инкубатора Сплюхин. – Все офисы оборудованы оргтехникой. Консультации по бухгалтерии, юридическим вопросам – всё это бесплатно. И очень маленькая арендная плата. Ещё один плюс – большое информационное поле. Объёмная дискуссионная площадка, которая привлекает учёных, промышленников и предпринимателей». Дмитрий Воронцов, ООО «Инфокомпани»: ИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ Проект «Инфодом», которым занимается компания Воронцова, развивает автоматизированную систему управления для нужд ЖКХ, позволяющую следить за уровнем энергопотребления в многоквартирных домах. Компания сотрудничает с фондом «Сколково» и уже работает со столичными застройщиками. «У нас серьёзный проект, требующий отладки, – объясняет Воронцов. – И для его развития идеальным был именно вариант бизнес-инкубатора. Во-первых, подходит сама инфраструктура. Стартапы на начальном этапе работы – это достаточно затратные предприятия. Поэтому предоставление площадей на льготных условиях было очень даже на пользу. К тому же в инкубаторе есть не только офисы, но и организационная и юридическая поддержка. Так что, если бы мы начали работу не здесь, это потребовало бы совсем других усилий и других затрат». Андрей Родионов, бренд «Ленивый шашлычник»: ОГРОМНОЕ ПОДСПОРЬЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО «Ленивый шашлычник» занимается разработкой и производством новинок для пикника. «Мы специализируемся на том, чего у российского производителя на данный момент нет», – поясняет Родионов. Среди продукции компании: шампуры-самокруты, мангал-термос, уховарка и так далее. «Бизнес-инкубатор – это в первую очередь дешёвая аренда, – поясняет Родионов. – И очень много обучающих программ. Ещё один немаловажный фактор – то, что инкубатор находится под одной крышей с фондом микрокредитования. Кредитная ставка, которую не найдёшь ни в одном банке, – это огромнейшее подспорье для начинающего предпринимателя! И ещё один момент, который кому-то может показаться не таким уж и важным, – наличие благоустроенной территории, где можно оставить машину. Охрана, дворник – это те мелочи, из которых всё и складывается». По словам Родинова, начать работу вне бизнес-инкубатора он смог бы, но «с большими затратами и кувырканиями». «Нашли бы какие-то относительно недорогие производственные площади, но это было бы где-нибудь на выселках, – поясняет собеседник. – То есть до 30 процентов времени уходило бы только на дорогу». Также предприниматель отметил работу регионального интегрированного центра: «Мы трижды ездили на выставки. Самая первая из них дала очень сильный толчок в плане понимания того, что наша продукция интересна и будет востребована». |