Планов громадьё

Оценить
Страну штормит, а у нас день ото дня горизонты всё светлее

План по бюджетным доходам выполняется. После того как в предыдущие три месяца вектор был минусовым, два процента плюсом к плану радуют.

Инвесторы стоят в очередь, желая зайти в Саратовскую область.

В региональном правительстве пытаются думать на 15 лет вперед.

Об этом рассказал журналистам в минувшую пятницу министр экономического развития Владимир Пожаров.

Греф нам в помощь

В Сбербанке всё зависит от решений первого лица. Но мы с министром говорили не о жесткой вертикали, которую создал в крупнейшем банке страны Герман Греф, а о том, что его благосклонность может обернуться нам соевыми полями. Которые дадут возможность полностью загрузить мощности нового маслозавода в Балакове и позволят, смело глядя в будущее, начать строить вторую очередь этого масляного производства.

На форуме инвестиций в Сочи члены правительства Саратовской области и президент группы компаний «Букет» Владислав Буров уже обрисовали Герману Грефу в деталях картину новых свершений в деле импортозамещения чужого соевого масла на наше, саратовское. «Букету» нужны грефовские 40 млрд рублей. На эти деньги они хотят мелиорировать 200 тысяч га земли в левобережных районах Саратовской области. Возвращать кредит Сбербанку «Букет» будет сам. Но правительство области сделает всё возможное, чтобы «Букет» получил компенсацию за понесенные расходы, включив его в федеральную программу мелиорации российских земель. Компенсацию платят совместно федеральный и областной бюджет. Таким образом, правительство области, выступая стороной в сделке, понимает, что ему придется раскошелиться на букетовскую мелиорацию минимум на 10 миллиардов рублей. Но в правительстве уверены, что это будут очень полезные траты. Вместе с буровскими 200 тысячами орошенных гектаров Саратовская область практически выйдет на советские рубежи, когда мелиорации у нас было 500 тысяч га.

Без кредита в 40 миллиардов рублей «Букет» будет подводить воду к своим полям, запланированным под посадки сои, еще лет 30. На свои средства он пока поставил орошение только на семи тысячах га. «А ему-то хочется быстрее загрузить свои мощности. За три года хочет», – говорит Пожаров. Но, по мнению министра, лучше все-таки ежегодно вводить в оборот не больше 30 тысяч га орошаемых полей. И кредитную линию таким образом выбирать за шесть лет. Правильно говорит министр. Потому что для областного бюджета тоже выгоднее растянуть компенсационные выплаты за поставленное на поля мелиоративное оборудование на шесть лет, а не сразу скопом задолжать «Букету». Будем следить за этим прорывом по орошению земель области времен губернаторства Валерия Радаева. Герман Греф, по словам министра Пожарова, «дал поручение срочно провести экспертизу документов проекта «Букета». До 1 ноября ее должны сделать. И если документация удовлетворит специалистов, Сбербанк будет готов кредитовать.

«Буров настроен решительно, – говорит Владимир Пожаров. – Начиная от генетики сои и до переработки продумывает проект». И добавляет, что «там же еще шрот будет – ценный высокопротеиновый кормовой продукт». Он у нас сейчас завозится в основном из-за рубежа. Так что, если всё со сбербанковским кредитом у «Букета» получится, то и по этой линии Саратовская область может похвастать импортозамещением. К слову сказать, крупнейшим производителем соевого шрота считаются сейчас США. Вот и утрем нос такой-рассякой Америке буровским соевым проектом, покажем, что мы и сами с усами.

Наш саратовский соевый шрот можно скармливать саратовской утке. Хочет такую птицу выращивать то ли в Петровском, то ли в Пугачевском районе компания «Сов­МясТорг» из Санкт-Петербурга (на неделе целой делегацией высаживаются в регионе, чтобы определиться окончательно). Роль мин­экономики будет состоять сейчас в том, чтобы быстро по горячим следам решения помочь СовМясТоргу купить муниципальную землю. Получится – и уже весной следующего года компания начнет строить большой комплекс по производству утки. «Они все понимают про мясо. Понимают, куда будут сбывать утку, – говорит Пожаров. – «Пекинку» будут растить и элитную утку, с совершенно другим вкусом, более насыщенным. У них будут современные комплексы. С переработкой».

Утка министру Пожарову нравится. Чувствовалось по разговору, что он в ее мясе знает толк. Хотя, по большому счету, убежден, что «у нас все-таки курица самая ходовая птица». И еще министр Пожаров знает, что собственной саратовской курицы у нас мало. Закрываем ей только 38 процентов от потребностей розничной торговли. И знаем, что переработка в очередь за этой птицей стоит. Поэтому в Сочи уговаривали присмотреться к курице другого потенциального инвестора – компанию «Прагма Капитал». Они пока думают про индейку. И про тепличный комплекс. И про овощехранилище. Причем не скрывают, что для индейки у них просчитан зарубежный канал сбыта. Но овощи они тоже будут сами продавать. Не исключено, что опять же за рубеж. Ну и ладно. У них будет иностранная валюта от продажи продукции, выращенной на земле саратовской, а у нас – рабочие места, налоги, престиж экспортеров и курица, может. Вдруг уговорим еще и курятники построить. Владимир Пожаров говорит, что важнее всего для него, чтобы Прагма построила у нас большое овощехранилище, куда фермеры смогут сдавать свою продукцию. Правительство области обещало компенсации минсельхоза за строительство этих площадей. Прагма вроде заинтересовалась.

А еще они помогут нам плавать и нырять

Все эти инвестиционные проекты Прагмы Капитала пойдут как бы вторым фронтом. На первом и главном нас объединит Дворец водных видов спорта. Прагма согласилась его построить за свои деньги в проекте государственно-частного партнерства. О деталях еще будут договариваться. То ли это будет чистое ГЧП, когда стройку завершат за год, а правительство потом будет десять лет с Прагмой расплачиваться. То ли Прагме выделят параллельно участок земли под строительство современного аквапарка и разрешат брать доходы с него в счет уплаты долга за Дворец водных видов спорта. В общем, пока молимся на Прагму, а если всё получится, то начинаем молиться за губернатора Радаева – лучшего собирателя инвестиций всех времен и народов.

«Прагма Капитал – это наподобие УК «Лидер», – пытался объяснить побудительные мотивы инвестора Владимир Пожаров. – Компании занимаются размещением средств негосударственных пенсионных фондов, с ними сотрудничают крупные страховые компании. В общем, они занимаются размещением средств в крупные проекты и несут за прибыльность инвестиций ответственность». У УК «Лидер» в Саратовский области, кстати вспомнить, есть уже один проект – мусороперерабатывающий завод в Энгельсе. А сейчас уже всё готово для того, чтобы она победила в конкурсе на право взять в концессию Саратовводоканал.

«Лидер, мы рассчитываем, возьмет водоканал в концессию. Город обещает объявить конкурс в ближайшее время. Но Лидер уже заверил, что они шесть миллиардов рублей готовы проинвестировать. И они видят свою экономику не в повышении тарифов (их устраивают сегодняшние), а в уходе от потерь. Хотя, конечно, они понимают, что будут на Саратовводоканал претендовать и другие игроки, – говорит Владимир Пожаров. И добавляет: – Хватать такую компанию нам надо. То, что они умеют работать, они нам показали. То, что готовы и дальше инвестировать в область, говорит о том, что им тут хорошо».

С Березиной речки начнется новый этап в застройке Саратова

На окраине Заводского района есть поселок с таким названием. И тамошние остатки от совхоза «Тепличный», примерно 60 га, скупил бизнесмен Александр Фролов из компании «Стройинвест». В Сочи договорились, что он будет там строить экспериментальное жилье по финским технологиям с использованием быстросборных панелей, которые будут изготовляться на энгельсском заводе ЖБИ. Чтобы всё было как задумано, на первом этапе помогать будут финские архитекторы. Дома планируется строить не выше трех этажей.

«Задача господина Фролова, нашего инвестора, – чтобы жилье с отделкой стоило не дороже 25 тысяч рублей за квадратный метр», – сказал Пожаров. «Так это же он разорит наших застройщиков!» – предупредили журналисты. Но Владимир Пожаров сказал, что Леонид Писной тоже продает дома по 25 тысяч за квадратный метр, но без отделки.

Дома собираются строить в три очереди. В каждом микрорайоне будут спортплощадки внутри жилого комплекса, а сбоку – детский сад, школа и торговый центр.

Журналистов волновало, как жители нового микрорайона будут добираться в Саратов. А министр Пожаров сказал, что его больше заботит другое. «У Фролова много промышленных проектов в Самаре и в Подмосковье. И мне бы хотелось, чтобы он открывал у нас здесь предприятия. Хотя и жилье пусть строит ради бога», – говорит министр.

Мы пойдем своим путем

Еще одной темой общения с министром стала будущая стратегия развития Саратовской области до 2030 года. Я спросила Пожарова, как понимать, что региональные власти взялись по поручению губернатора планировать жизнь на 15 лет вперед, когда федеральный минэкономразвития не понимает, что будет с экономикой в начале следующего года.

Министр ответил, что он уважает вышестоящего министра, но «мы решили ориентироваться на себя».

Стратегию разобьют на пятилетки. В первой восстановят темпы развития региона до докризисных, а потом станут их наращивать.

Губернатор поставил перед министерством главную задачу – поднять индекс развития человеческого потенциала. Министерство понимает, что перво-наперво следует прекратить тенденцию к снижению численности населения жителей региона. Мы потеряли свои до 2,8 млн жителей и демонстрируем сейчас тренд на снижение. Для того чтобы выйти на положительный тренд, придется думать над тем, как увеличивать рождаемость, уменьшить смертность, развернуть на себя миграционные потоки. «Звучит банально, но из этого будет строиться стратегия, – говорит министр Пожаров. – Сюда всё увязывается – экономика, качество жизни. Может быть, остальные российские регионы тоже в этом ключе пойдут, но я пока не видел такого подхода. Только Татарстан говорит про улучшение условий жизни».

Когда стратегию продумают, начнут анализировать, хватит ли ресурсов на то, чтобы всё выполнить? «Стратегия не должна быть сказкой. Ресурсная часть должна быть просчитана. 1 марта 2016 года мы должны обсудить готовый документ в правительстве».