Заседал, оклеветанный молвой
«Поднялось у пенсионерки давление – срочно нужно принять лекарство. А куда его положила, вспомнить не может. Звонит на горячую линию. «А вы войдите в спальню, откройте прикроватную тумбочку и достаньте оттуда», – скажет ей телефонный голос». О таких новшествах и многих других, которые собирается ввести общественная палата региона, рассказал ее председатель Александр Ландо. Вообще-то целью мероприятия была его встреча с анонимными комментаторами-обличителями, но по причине их неявки Александр Соломонович затянул монолог. Впрочем голос разума общественникам все же довелось услышать.
Клеветники, вон из тени!
За неделю до состоявшейся встречи председатель общественной палаты распространил через информагентства документ под кодовым названием «Клеветникам Ландо». В нем автор обращения говорит о растущей роли интернета в современных коммуникациях, о своем положительном отношении к обоснованной критике и об этике сетевого общения.
«Уважаемые комментаторы форумов! – взывает манифестант. – Мне импонирует Ваше неравнодушие, но критика должна быть конструктивной и не должна опускаться ниже плинтуса и превращаться в площадную брань. Если есть силы, желание, смелость поговорить, порассуждать, поразмышлять, обменяться мнениями, жду Вас в Общественной палате в 16:00 часов 6 октября. Встреча пройдет за закрытыми дверями без галстуков. Поэтому не прячьтесь за никами, покажите свою индивидуальность, если, конечно, она выходит за рамки Ваших псевдонимов».
Для пущей важности глава общественной палаты снабдил свое обращение цитатами Авраама Линкольна («Мне не важно, что обо мне говорят за моей спиной, пока обо мне говорят неправду»), Сэмюэла Джонсона («Клевета – месть трусов») и Омара Хайяма («Когда в человека кидаешь грязь, помни, до него она может не долететь, а на твоих руках останется»).
В назначенное время в назначенное место явился лишь десяток журналистов, прибывших для освещения мероприятия. Выделился среди всех корреспондент информационного агентства «Свободные новости», который признался, что оставляет комментарии на форумах информагентств. Александр Ландо признал, что ожидал такой реакции трусливых анонимов, не пожелавших раскрывать свои лица. К единственному «клеветнику» общественник отнесся лояльно, хотя и не захотел зачислять его в штат своих невидимых врагов:
– Их 10-15 человек, это одни и те же люди. Тебя я там не видел. Если только, конечно, ты не прячешься за комментариями...
– Конечно, прячусь, – ответил журналист.
Коротко Александр Соломонович сказал о том, «как трудно подобрать эпитеты для анонимных комментаторов». «Обозвать, нахамить – это проще всего, чем выйти на конкретный разговор и полемику с членами общественной палаты», – констатировал общественник. Он привел в пример комментатора по фамилии Сукманов, который не боится подписывать свои критические записи полным ФИО (впрочем, не исключено, что вымышленным).
Александр Ландо также вспомнил, что в свое время вместе с коллегами-депутатами приложил руку к тому, чтобы снять с поста министра-председателя областного комитета общественных связей Ивана Брянцева. «А потом пошло: «это не я», «компьютер жены». Мыслимо ли это – министр по общественным отношениям разжигал межнациональную рознь!» – указал на вопиющий нонсенс глава ОП, нарисовав тем самым образ желчного и злорадного интернет-тролля.
На самом деле речь шла о скандальной публикации в газете «Коммерсант», содержащей цитату: «Иван Брянцев заявил «Ъ», что вместе с вице-губернатором Александром Бабичевым неоднократно направлял письма в региональное отделение «Единой России», члены которого финансируют «Нашу версию в Саратове» и журнал «Открытым текстом». «Мы отмечали недопустимость появления на страницах этих изданий материалов антисемитской направленности, разжигающих межнациональную рознь. Но ни одного ответа из партии нам так и не пришло».
После этого конфликта Иван Брянцев потребовал опровержения от федерального издания (обнародованная аудиозапись разговора подтвердила написанное), а реготделение «Единой России» обвинило чиновника в клевете. В сентябре 2009 года Иван Брянцев покинул правительственный пост.
Сами всё берут
Добавить больше было нечего. Но Александр Соломонович не захотел просто так отпускать журналистов и, воспользовавшись случаем, превратил встречу в собственный бенефис, на котором подробно рассказал о благих замыслах и великих делах общественной палаты.
Все 64 члена областной ОП работают бесплатно, тратят там свое время и силы, лишний раз напомнил председатель. И добавил, что наша палата регулярно называется в тройке лучших общественных палат страны. Наша ОП к тому же одна из немногих в стране, которая добилась для себя права законодательной инициативы («мы не ждем, пока сверху что-то упадет, а сами берем»). За нынешний созыв она подготовила уже более 30 законопроектов.
Общественная палата области постоянно фонтанирует новыми инициативами. Кроме очередной задумки, вышеупомянутой «тревожной кнопки» для пожилых людей, общественники предлагают также выслушивать жалобы от работников, давно не видевших свою зарплату. Специально организованная горячая линия по заработной плате поможет отстоять свои права в конфликте с работодателем.
Общественная палата помогает не только всему гражданскому обществу, но и индивидуально, за что люди исполняются безмерной благодарностью. К числу таких счастливчиков Александр Ландо отнес бывших жильцов таунхауса на улице Питерской. «Мы были одними из первых в стране, которые рассмотрели всю цепочку, как это происходит. По нашему обращению губернатор освободил от должности чиновника в надзорном органе (между прочим, грамотного специалиста в своем деле), который эти документы подписывал». Подробнее о судьбе обманутых дольщиков Ландо решил не распространяться.
Скачущие галопом цены на товары, просроченная продукция – кому как не общественникам заниматься этими проблемами? Вот недавно в одном из супермаркетов члены общественной палаты в ходе очередного рейда обнаружили подпольный цех по производству салатов из просроченных продуктов.
А запрет продажи алкогольных напитков лицам моложе 21 года? Да это прямая дорога к здоровью нации! Явившаяся с опозданием руководитель общества трезвости и здоровья, член ОП Наталия Королькова заявила, что молодежь, с которой она общалась, с пониманием относится к подобному запрету.
Кричалки и запрещалки
Но Королькова захотела вернуться к изначальной теме встречи. Ей было что сказать:
– Мы, как люди публичные, сполна получили этой грязи. Мой сын мне говорит: «Больных людей много, не надо обращать на них внимание!» Я человек открытый, и мне хочется поговорить со своим оппонентом с глазу на глаз, а я не могу. Люди снимают свой стресс, выплескивая желчь на страницах. Мне жаль людей, которые не умеют позитивно мыслить. А я больше скажу: делать ничего не умеют, как правило. Спорить с ними бесполезно. Да, деятельные люди ошибаются, делают что-то не так. Но возьми и сделай это сам! А человек обливает грязью всё то, что до него было сделано, ничего взамен не предлагая. Мы сейчас упираемся в отсутствие культуры диспута, которую нужно воспитывать. Мы не можем запретить им писать, но поднимать эту проблему надо.
Главный редактор официального печатного органа общественной палаты «Глас народа», член ОП Елена Столярова предложила выступить с законодательной инициативой, вводящей обязательную регистрацию на форумах СМИ.
– Один авторитетный сайт у себя такое ввёл – вся дребедень сразу пропала, остались только конструктивные комментарии, – заметила Елена Столярова.
– Работа журналистов и так слишком зарегламентирована. Давайте все существующие на территории СМИ, не в обиду коллег будет сказано, будут по типу «Регион-64» и «Саратов-24», телевидение всегда будет показывать прекрасную картинку! – отреагировал в ответ корреспондент «Свободных новостей» Константин Халин. Из роли наблюдателя он перешел в открытую полемику с общественниками и попытался чуть-чуть приоткрыть им глаза. – Каждое заседание общественной палаты заканчивается очередным запретом. Вы понимаете, почему на вас говно выливают? Да потому что ваши запрещалки уже надоели всем, в кишках сидят! Комментарии – это вопрос имиджа конкретного СМИ. Если оно не чистит форум – обращайтесь либо в редакцию, либо в правоохранительные органы. Как это сделал Александр Соломонович – вспомним, например, комментарий про Карлика и Сисяндру, – не без удовольствия произнес журналист, чем вызвал улыбки у своих коллег.
– Ну давайте тогда и Уголовный кодекс отменим – там ведь сплошь одни запреты, – поспорила с ним Наталия Королькова.
– Если самоограничение не работает, нужно, чтобы работал закон, – согласился с ней председатель общественной палаты Александр Ландо.
– Сделайте лучше так, чтобы заработали те законы, которые есть.