Мы там, где мы есть
Саратовская область переместилась на 17-ю строчку в рейтинге инвестиционной привлекательности. Этой невероятной новостью на минувшей неделе поспешило поделиться областное правительство через одно из своих представительных лиц – зампреда Александра Соловьёва. И ключевое слово здесь – «поспешило».
Областные чиновники как будто по наивности выдали желаемое за действительное и представили оценку «хорошо работаете» как оценку «хороший результат».
А результат на самом деле далеко у нас не лучший и даже не «хороший». В других официальных рейтингах уровень инвестиционной привлекательности Саратовской области характеризуется пока как «низкий». И до лидерства в этом направлении нам ещё далеко.
Не того была оценка
С панталыку всех сбила газета «Коммерсантъ», которая на минувшей неделе опубликовала сообщение о том, что наш регион вошёл в число лидеров по улучшению инвестклимата, переместившись за год с 31-го на 17-е место. Рейтинг составляло федеральное министерство экономического развития, и посвящён он был не столько состоянию инвестиционной среды в регионах, сколько усилиям региональных чиновников, направленным на улучшение предпринимательского климата. Исследование так и называлось: «Оценка эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и глав субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности по итогам 2014 года».
То есть справедливости ради, конечно, стоит отметить, что правительство Саратовской области хорошо поработало в 2013-2014 годах и заслужило положительную оценку от Минэкономразвития РФ. Но всё-таки надо трезво смотреть на вещи и тем более на такого рода рейтинги.
В самом исследовании оценки эффективности деятельности федеральных и региональных чиновников несколько подразделов. Один из них, касающийся региональной составляющей, озаглавлен как «Развитие инвестиционной среды», где субъекты РФ размещены в определённом порядке. Но не совсем понятно, что здесь имеется в виду. «Развитие» – это о процессе или об уровне достигнутого результата?
Нам видится, что 17-е место Саратовской области в этом разделе исследования – это характеристика не состояния инвестклимата, а, скорее, динамики чиновничьих усилий. То есть показатель того, что Саратовская область улучшила показатели по некоторым направлениям – от сроков получения разрешения на строительство до прироста количества субъектов малого бизнеса. Да, климат меняется. Да, в лучшую сторону. Но он ещё далёк от приемлемого для гордости уровня.
Кроме того, чиновникам не стоит забывать, что 17-е место Саратовской области – это место не во всём рейтинге, а во второй группе регионов со средним социально-экономическим развитием. И именно в этой группе, где числится 51 регион РФ, Саратовская область переместилась с 31-го места на 17-е. А впереди ещё есть группа с высоким социально-экономическим развитием и высокими показателями достижения целевых значений. И позади, соответственно, с низкими.
Нет комфорта в условиях
Если говорить об оценке непосредственно состояния инвестиционного климата в регионах (уровень достигнутых результатов), то её можно посмотреть в других рейтингах. Например, в рейтинге Минэкономразвития РФ по уровню развития государственно-частного партнёрства в субъектах РФ. Или в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ от Агентства Стратегических Инициатив (АСИ).
Так вот, по уровню развития государственно-частного партнёрства Саратовская область находится на 41-м месте. Кстати, в этом рейтинге наш регион переместился вверх аж на 30 пунктов, улучшив показатели по ряду оцениваемых пунктов. Тем не менее, Минэкономразвития РФ, проводившее это своё исследование в 2014-2015 годах, отнесло наш регион к «группе регионов с низким уровнем развития ГЧП». И пояснило, что в эту категорию входят субъекты Федерации, «в которых развитие ГЧП находится на ранней стадии становления, но при этом постепенно создаются необходимые условия для реализации проектов государственно частного партнерства».
Составители рейтинга поясняют, что у многих регионов данной группы либо вообще нет опыта реализации проектов государственно-частного партнерства, либо такие проекты находятся на стадии инициирования. При этом подчеркивается, что «большое влияние на позиции в рейтинге регионов данной группы оказывает низкий уровень их инвестиционной привлекательности». Но нашу Саратовскую область в этой группе выделяют особенно, говоря, что она «значительно поднялась в рейтинге благодаря запуску новых концессий» (проект по строительству мусороперерабатывающего завода).
В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата 2015 года от АСИ Саратовская область занимает последнюю строчку в третьей из пяти возможных групп регионов. В первой группе регионов-лидеров по состоянию инвестиционного климата оказалось всего пять субъектов РФ, включая Татарстан, Калужскую, Белгородскую, Тамбовскую и Ульяновскую области. Во вторую группу регионов «с комфортными условиями для бизнеса» внесены 24 субъекта РФ, в числе которых Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, ну и, например, наша соседка Пенза.
У регионов третьей, четвёртой и пятой группы (21, 19 и 7 регионов соответственно) характеристик нет. Но понятно и так, что с комфортом для бизнеса в них не ахти.
Надо разобраться, надо...
Так что, откровенно говоря, Саратовская область не может похвастаться своими позициями в официальных рейтингах, оценивающих инвестиционную привлекательность регионов. Ну не привлекательны мы пока для инвесторов по целому ряду объективных причин. И вроде бы никто не делает из этого тайны. А потому и кажется нелепой интерпретация рейтинга оценки эффективности губернаторов нашими региональными чиновниками и их восторги по этому поводу.
Зампред областного правительства Александр Соловьёв на минувшей неделе даже пригласил журналистов на встречу, где собирался рассказывать об инвестициях и дальнейшем развитии инвестиционной привлекательности Саратовского региона. Назначенная встреча с представителями СМИ, правда, прошла у Соловьёва впопыхах. Оказалось, что внезапно наметилось ещё несколько мероприятий, где участие зампреда было обязательным. Поэтому журналистам об инвестициях он вещал от силы 30 минут.
За это время Александр Соловьёв успел похвастаться тем самым 17-м местом Саратовской области за якобы комфортный инвестиционный климат, коротко подвести итоги инвестиционной политики региона в 2014 году и чуть подробней рассказать об «улове» на сочинском инвестиционном форуме (проектах «Прагма Капитал» и «СовМясТорг»).
Пояснить низкие позиции Саратовской области в других оценочных исследованиях зампред Соловьев не смог. Показалось даже, что он не понял вообще, о чём идёт речь.
– Это же официальный рейтинг! Минэкономразвития РФ. Вот мы на 17-м месте. Мы там, где мы есть, – немного растерянно повторял он.
– Так и те рейтинги официальные. И тоже от Минэкономразвития, – не унимались мы.
– Посмотрим, – в итоге заявил Соловьёв. – Дайте нам пару дней. Из министерства придёт более детальная информация. Мы разберёмся и всё разъясним.