Учить и переучивать
Проблемы, возникающие в сфере жилищно-коммунального хозяйства, нередко объясняют тем, что в настоящее время в ней работают люди неподготовленные, непрофессиональные. Должности управляющих многоквартирными домами зачастую занимают все кому не лень, вплоть до бывших воспитателей детских садов. Серьёзно. Есть такие примеры. Но жилищно-коммунальная сфера далеко не так проста, и порой даже специалистам с высшим инженерным образованием не всегда удаётся разобраться во всех её тонкостях. Что уж говорить о самоучках. В общем, рассуждения на эту тему всегда сводятся к тому, что в российских вузах и ссузах необходимо вводить новые специальности и готовить кадры специально для сферы ЖКХ, в том числе для управления и обслуживания многоквартирных домов.
В минувший четверг об этом говорили и участники круглого стола в Саратовской областной думе.
Каковы перспективы?
Обсудить кадровую проблему жилищно-коммунальной сферы экспертам предложил депутат Леонид Писной. Он пояснил, что на сегодняшний день жилищное законодательство РФ претерпело значительные изменения, перед ЖКХ поставлены новые задачи – модернизация всего коммунального комплекса, создание так называемых умных домов и так далее, а значит, нужны грамотные специалисты. Вопрос только в том, где их брать. И кто конкретно жилищно-коммунальной сфере нужен.
«Я разделяю четыре уровня образования и организации системы ЖКХ, – сообщил Писной. – Высший уровень – специалисты крупных управляющих компаний и коммунальных предприятий. Те, кто занимается макропроцессами. То есть это так называемые инженеры городского хозяйства. Такая специальность когда-то была. Сейчас её нет. И в связи с этим для меня, например, тайна, кто занимает должности руководителей в ресурсоснабжающих организациях?
Второй уровень – это специалисты среднего звена. Проще говоря, управдомы. В настоящее время таких специалистов тоже не готовят. Третий уровень – это работники, обслуживающие дома. Дворнику сейчас тоже нужна специальная подготовка, потому что для уборки во дворах часто используется специальная техника, с которой нужно уметь работать. В жилищно-коммунальную сферу приходит малая механизация, поэтому специальное образование нужно всем – и слесарям, и электрикам, и ремонтникам – в свете реализации программы капитального ремонта.
Четвертый уровень – это то, что нам более или менее удалось сделать. Это старшие по домам или председатели домовых комитетов. Здесь работа поставлена. Обучение ведётся и в минстрое области, и на базе техникумов. Хотя по количеству их всё равно недостаточно. И, кстати, тут возник парадокс. Старшие по домам, прошедшие обучение, отмечают, что представители обслуживающих организаций, с которыми им приходится взаимодействовать, ничего не знают».
По словам Писного, проблема назрела, и пора понять наконец, что будет происходить с кадрами в перспективе ближайших 3-5 лет. Кто их будет учить и какие планы вообще на этот счёт у образовательных учреждений.
Заставлять законами
В ходе дальнейшего обсуждения выяснилось, что возможности для обучения нужных специалистов в Саратовской области есть. В частности, замминистра образования региона, начальник управления развития профессионального образования и организационной работы минобраза Ирина Седова заявила, что в техникумах и проучилищах введены новые специальности для подготовки кадров для сферы ЖКХ. И, что важно, они пользуются спросом среди абитуриентов.
Другой участник обсуждения, Виталий Сальников, директор Саратовского областного учебного центра, сообщил, что на базе его учреждения всегда готовили и сейчас готовят специалистов для жилищно-коммунальной сферы. На сегодняшний день, по его словам, возобновлено обучение по специальностям «чистильщики дворов и труб», «слесари-сантехники» и проч.
И главный проблемный вопрос тут, по словам участников круглого стола, не в том, где учить (с этим-то, мол, проблем на самом деле нет), а в том, как заставить учиться. Особенно тех, кто уже принят на работу. Например, тот же Сальников рассказал, что заказов на подготовку конкретных специалистов со стороны управляющих организаций практически нет. Обучение-то платное, поэтому и добровольно желающих учиться не так много, как хотелось бы.
Михаил Вихляев, начальник управления министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, в свою очередь отметил, что в нашем регионе 12 с лишним тысяч многоквартирных домов обслуживают 707 ТСЖ, 526 ЖСК и около 220 управляющих компаний. Оборот денежных средств по одному только содержанию и текущему ремонту жилья ежемесячно составляет 350 миллионов рублей. Годовой оборот 4 миллиарда рублей. При этом в управляющих и обслуживающих многоквартирные дома организациях работает порядка 330 тысяч человек, многие из которых не имеют даже базовых элементарных знаний в жилищном законодательстве.
«На мой взгляд, необходимо законодательно закрепить обязанность работников жилищно-коммунального хозяйства проходить обучение в технических учебных заведениях каждые три года, например», – предложил Вихляев. По его словам, лицензирование УК, введённое федеральным законодательством, стало положительным примером и первым шагом в этом направлении. Руководители УК и специалисты компаний были вынуждены сдавать экзамены. И многие поняли в процессе аттестации, что имеющихся у них знаний недостаточно. Нужно переучиваться. Руководители и работники ТСЖ и ЖСК от необходимости подтверждать свою профпригодность освобождены. И совершенно напрасно, считает Вихляев.
Другие эксперты с ним, кстати, согласились. Некоторые предложили даже обязать всех действующих работников жилищно-коммунального хозяйства проходить курсы повышения квалификации, доучиваться и переучиваться не раз в три года, а по мере необходимости. То есть вышел новый закон – всех управленцев на курсы и семинары по практике его применения. Появилась новая технология – всех техников на знакомство с ней. И пусть это будет хоть раз в три месяца – не страшно. Лишь бы полезно было.
Итогом рассуждений о кадровой проблеме сферы ЖКХ стало общее решение, что нужно обращаться к депутатам Госдумы. Пусть, мол, они тоже о проблеме подумают и учтут предложения саратовских экспертов.