Для тех, кто перестал быть офлайн

Оценить
Для тех, кто перестал быть офлайн
Основатель «Литературного оргазма» рассказал, как продвигать бизнес во «ВКонтакте» и других социальных сетях

«Газета недели» продолжает рассказывать об интересных событиях, происходивших в рамках первого регионального форума собственников и управляющих розничного бизнеса, состоявшегося в Саратове в конце прошлого месяца. В прошлый раз мы привели советы и прогнозы, сделанные известным топ-менеджером Дмитрием Потапенко («Как не оказаться пеньком», № 357 от 06.10.2015 г.). Сегодня речь пойдёт о раскрутке бизнеса в социальных сетях. Об этом с местными предпринимателями поговорил основатель популярного сообщества «Литературный оргазм» Артём Сенаторов.

Пойманы в сеть

Человечество перестаёт быть офлайн. Ещё пять-семь лет назад люди то входили в сеть, то выходили из неё. Типичный диалог того времени: «Когда ты будешь в сети?» – «Подожди, доеду до дома, зайду в «аську*». С распространением смартфонов и развитием мобильного интернета всё изменилось: теперь «не в сети» мы бываем едва ли не реже, чем «онлайн». А значит, у предпринимателей появились новые возможности для развития!

Социальная сеть «Инстаграм» насчитывает ни много ни мало 400 млн пользователей. И она специально заточена под использование на смартфонах, которые всегда под рукой. Россия же входит в десятку стран с самыми активными пользователями этой сети. А кому-то «ВКонтакте» уже почти полностью заменил остальной интернет – сегодня через эту соцсеть можно даже отправлять электронные письма. Кстати, Россия – одна из немногих стран (наряду с Китаем), где популярность национальной соцсести выше, чем у вездесущего «Фейсбука». В общем, делайте выводы.

Три ошибки на старте

Первое, что приходит в голову, – продвижение бизнеса через сообщества в соцсетях. Но на этом вроде бы очевидном пути предприниматели нередко допускают ошибки. Сенаторов выделил три наиболее фундаментальные из них, допускаемые на самом начальном этапе раскрутки.

Первая и самая распространённая – неверный выбор площадки. Популярных социальных сетей много: российские «ВКонтакте» и «Одноклассники», американские «Фейсбук» и «Инстаграм». Но в разных соцсетях обитает разная аудитория. Например, аудитория «ВКонтакте» и «Фейсбука» совпадает лишь на 80 процентов. Этот нюанс стоит учитывать. По словам Сенаторова, лучше активно работать в одной соцсети, чем плохо во всех. Но при этом не стоит поддаваться стереотипам и считать, что в «ВК» сидят одни школьники, а в «Фейсбуке» – элитарная аудитория.

Вторая ошибка – ожидание быстрого успеха. Следует понимать, что изменения происходят постепенно. Это не зеркало, где любое действие отражается моментально. Третья ошибка – слабый контент. Информация на мониторе должна иметь какую-то значимость для посетителя. Ведь прямую рекламу люди ой как не любят! Пользователи вообще заходят в социальную сеть не для того, чтобы совершать покупки. Поэтому, чтобы произвести нужный эффект, следует действовать осторожно. Спикер привёл в пример элегантную рекламу свёрл: посыл «мы не продаём свёрла, мы продаём возможность сделать отверстие» будет куда действеннее, чем прямое бесхитростное предложение товара.

Вопрос – ответ

Кстати, не стоит игнорировать всё новые и новые технические возможности, которые появляются в соцсетях. Например, совсем недавно «ВК» дал бизнесменам возможность продавать товар напрямую. Не пользоваться этим весьма опрометчиво.

Между прочим, основное назначение соцестей – общение. И это тоже нужно иметь в виду. Посетителям будет очень удобно задавать через «ВК» вопросы, а бизнесменам – быстро отвечать на них. Так можно оперативно узнавать и решать проблемы клиентов. И даже если быстро решить проблему не удаётся, можно хотя бы уведомить человека, когда это будет сделано.

Не следует забывать, что реклама в соцсетях, несмотря на значительный охват, обходится не так уж и дорого. Например, рекламное сообщение в паблике с миллионом подписчиков (число достаточно значительное) стоит всего 2,5 тысячи рублей. Однако следует помнить, что далеко не все подписчики сообщества часто заходят в него – некоторые вообще его не посещают! Поэтому сначала лучше узнать, какой у группы «полный охват» – этот показатель как раз характеризует, сколько подписчиков регулярно её посещают.

Скажи ботам «нет!»

Конкурсы – достаточно простой способ привязать к себе клиента. Особенно если для участия в них поставить обязательно условие – «вступление в группу, лайк и репост себе на стену». А по итогам можно сообщать: «Оставайтесь с нами, через месяц (неделю, две) будет ещё один конкурс». Конкурсы, кстати, можно объявлять по любому поводу и подчёркивать их уникальность. Например: «У нас 700 подписчиков в «Инстаграм», и в честь этого мы объявляем скидку в 20 процентов на весь ассортимент! Скидки только для пользователей «Инстаграм», только два дня!»

Хорошая идея использовать сразу два паблика. Один – классический официальный, другой – «партизанский». Его не нужно напрямую привязывать к себе, лучше рассказывать в нём о нише, в которой вы работаете. Например: «ремонт Apple». Там можно выкладывать статьи по пользованию смартфонами, советы по уходу за ними и видеозаписи их ремонта. Конкретный совет Сенаторов дал и книжным магазинам. Для увеличения продаж можно вывесить в группу список в духе: «Топ-10 книг, с которыми время летит незаметно». Девять книг должны быть по-настоящему культовыми произведениями. Ещё одна – та, которую нужно продать. При этом лучше ставить её не в конце списка, а на втором месте – после какого-нибудь общепризнанного шедевра.

А вот чего уж точно не стоит делать, так это сгонять в свою группу ботов, то есть искусственно увеличивать количество подписчиков. Вместо этого лучше серьёзно задаться вопросом: «Почему настоящие подписчики к нам не идут?»

*ICQ – программа для обмена мгновенными сообщениями, в прошлом имевшая большую популярность в России.