Битва за «Золотой початок»
В холодный осенний день у всегда гостеприимного фермера Валерия Чернова нашлось для нас всего полчаса. Заканчивается сбор урожая, поэтому в небольшом коридорчике у кабинета главы КФХ Чернова и помимо нас множество посетителей. Крестьяне обсуждают с Валерием Александровичем покупку, продажу и переработку урожая, поставщики договариваются с ним о планах закупки семян на следующий год. В общем, несмотря на первый снег за окном, пора горячая.
Новый комбайн
Заходим в кабинет Владимира Александровича и видим, что на шкафу у него стоит достаточно массивная имитация погрузчика Massey Fergusson. По виду здорово напоминает детскую игрушку – машинку, на которой так любят ездить по дворам городские малыши. На самом деле этот макет – подарок от производителей сельхозтехники, который сопровождает каждую купленную машину. Коллекционные модели двух комбайнов той же фирмы – серые с красным – ютятся в нише в том же шкафу.
В этом году КФХ Чернова обновило парк сельскохозяйственной техники.
– Мы приобрели два комбайна Massey Fergusson, два комбайна Case, к ним жатки соответствующие, специально для уборки кукурузы и подсолнечника, весь необходимый инвентарь. Также купили новый плуг Lemken для нашего «Челленджера» (трактор производства фирмы Challendger. – Прим. корр.).
У Чернова большой кредит доверия. Всю новую, совсем недешевую технику (такие комбайны стоят десятки миллионов рублей) фермеру продали «под урожай». При покупке Чернов оплатил только тридцать процентов от стоимости комбайнов, а остальную сумму обязался закрыть до конца года, после того как хозяйство реализует весь урожай.
С заботой о людях
Свой технический парк КФХ Чернова обновляет регулярно. Можно, конечно, и на старых комбайнах работать и старыми тракторами пользоваться. Но хозяйство растет – почти десять тысяч гектаров посевной площади против шести с половиной два года назад. Растет и штат сотрудников – на постоянной основе в КФХ трудятся уже 60 человек. Плюс в страду фермер нанимает сезонников. А хороший руководитель знает: от того, в каких условиях трудится человек, зависит и производительность его труда. В США, например, провели такое исследование, и оказалось, что если человек работает на комбайне, у которого кабина с кондиционером, то производительность его труда увеличивается на пятнадцать процентов.
– Такие вещи и без исследований понятны, – уверен Чернов. – В новых машинах все условия для комбайнеров – в кабине чисто, в ней установлены кондиционер и рация. Они по рации могут и машину вызвать на погрузку, и действия свои скоординировать. Человек, который работает в хороших условиях, работает с душой и с удовольствием. А не ходит как на каторгу, как подневольный.
К тому же все комбайны оборудованы ГЛОНАСС, что позволяет главе хозяйства следить за работой прямо с экрана своего ноутбука.
Конечно, такая техника требует определенного навыка в обращении. Если случилась поломка, то устранить ее могут только специалисты из сервис-центра. Вызов сервиса стоит денег, и немалых. Но ремонт комбайна своими силами та еще история: подготовь машину к ремонту, разбери, найди поломку, купи запчасти, отремонтируй, собери обратно. А время в страду крайне дорого. Работа сервис-центра здорово его экономит. Так что на поверку доверять работу профессионалу получается выгоднее, чем пытаться исправить поломку самому.
Обновляет фермер и парк автомобилей. В этом году хозяйство приобрело новую модель «газели» – «Некст», которая показала себя как удобный и практичный автомобиль. Тем более что приобрести его можно по программе утилизации, которая работает на заводе «ГАЗ». Старые автомобили сдаются в утиль, новые приобретается с серьезной скидкой.
– Думаю, мы по этой программе в скором времени обновим все наши «газончики», – говорит Чернов.
Свою мечту – приобрести в хозяйство самолет для обработки посевов – Валерий Александрович пока не исполнил.
– Всё у меня для него есть – и ангар в Седовке, и летчики. А самолет всё никак не куплю, – жалуется Чернов. – Хотел приобрести в этом году, но нужны были комбайны. А эти комбайны стоят как три самолета. Так что мы сейчас уборку закончим, всё посчитаем, дебет с кредитом сведем, и можно будет уже думать, получится нам взять самолетик в следующем году или нет.
Ставка на царицу полей
Уборка урожая в хозяйстве идет полным ходом. Несмотря на достаточно сложный в плане погоды год, КФХ Чернова планирует закрыть его с прибылью. А всё потому, что в хозяйстве, которое пока работает только как растениеводческое, выращивают несколько видов культур – гречку, овес, ячмень, озимую пшеницу, озимую рожь.
– От выращивания ржи мы не отказываемся, она прекрасно чистит землю, – делится опытом фермер. – Мы и в этом году уже озимую рожь засеяли.
Лето, конечно, дало о себе знать: урожай зерновых получился не такой, каким бы его хотелось видеть. Но Чернов считает, что у природы нет плохой погоды. Всё зависит от агронома.
Поэтому основную ставку в этом году в хозяйстве сделали на подсолнечник и кукурузу. Подсолнечник занял 5800 га посевных площадей, а кукуруза 1100 га. Рыночная цена на обе эти культуры фермера вполне устраивает. А кукуруза в этом году вообще превзошла все ожидания: местами урожайность доходит до 85-90 центнеров с гектара.
– В этом году мы будем соревноваться за приз губернатора «Золотой початок», – хвалится Чернов. – Это переходящий приз, он вручается за лучшие показатели в уборке кукурузы. В прошлом году у нас с урожаем было похуже, поэтому пришлось его отдать. Но этой осенью, я думаю, мы его вернем.
Такую высокую урожайность дает не какой-нибудь зарубежный гибрид, а старый добрый российский «Каскад», выведенный в Воронежской области.
– Я сравнивал цены на импортный семенной материал и на «Каскад» и остановился на нашем сорте, – объясняет Валерий Александрович. – Цены на зарубежные сорта, прямо скажем, заоблачные. А урожайность, если смотреть по другим хозяйствам, даже похуже будет. А с «Каскада» мы бы еще больше получили урожая, если бы лето было не таким дождливым. Но на кукурузу нам грех жаловаться.
Кукурузное направление КФХ Чернова развивает уже несколько лет. И на сегодня оснащено всем необходимым для выращивания и сбора урожая кукурузы. Новый роторный комбайн Case со специальными жатками был куплен как раз под это направление. И именно он сейчас убирает урожай. А за несколько лет до этого были закуплены специальные сушилки для кукурузы – сначала на восемь, а затем на тридцать тонн. Закупка и установка стоила больших денег, но она полностью окупится, считает фермер, поскольку просушка кукурузного зерна прекрасно сохраняет урожай.
К сушилке мы пошли в сопровождении главного агронома КФХ Михаила Мещерякова. Первые партии собранного кукурузного серна засыпались в сушилку прямо при нас. В холодный и ветреный день от большой сушильной установки веяло приятным теплом. Кукуруза заходила на сушку вперемешку с семенами подсолнечника.
– В этом нет ничего страшного, – уверил нас агроном. – После сушки всё зерно идет на сортировку, а оттуда выходит чистым, без примесей.
Более того, сортировочная машина убирает не только «допустимые примеси» в виде семян подсолнечника, она выбраковывает и всё некачественное зерно – со сколами или порченое. Брак охотно закупают животноводы на корма.
– Рынки сбыта у нас внутри Саратовской области, – говорит Валерий Чернов. – Мы с удовольствием сотрудничаем со всеми желающими. Продаем свой урожай и населению, и мелким фермерам. В Заволжье в этом году сильная засуха была. Им надо помогать. Мы идем навстречу руководителям хозяйств, которым нужны корма для животных. Мы готовы поставлять свой урожай по адекватным ценам. Более того, со многими мы работаем индивидуально и цену устанавливаем в зависимости от объема закупки.
Желтое солнце, пахучее масло
Подсолнечник тоже давнее направление работы КФХ Чернова. Он вообще фермер-экспериментатор. И первым в Саратовской области сеял американский скороспелый гибрид подсолнечника: урожай с него начинает снимать, наверное, самым первым в России – еще в середине августа.
– Так рано даже в Краснодарском крае еще не убирают, – с гордостью рассказывает агроном Мещеряков.
Весь ранний урожай перерабатывается прямо в хозяйстве. В КФХ есть собственный маслозавод, который существует уже несколько лет. Как раз сейчас завод работает в полную силу: рядом с офисом фермерского хозяйства чувствуется легкий, едва уловимый запах настоящего подсолнечного масла.
Цех нам тоже показывает Михаил Мещеряков. Установок по производству масла из семян подсолнечника в цеху стоит всего две, и занимают они не так уж много места. Сначала семечка через огромные воронки загружается в установку по очистке семян от разных примесей и мусора, затем очищенные семена дробятся, после чего поступают на отжим. Аппарат по отжиму масла находится в середине производственной цепочки, и имеет два стока: из одного черно-серой массой вываливается жмых, который пользуется огромным спросом, из второй трубы вытекает подсолнечное масло. Только оно еще не готово к употреблению – ему предстоит пройти через систему фильтров. Отфильтрованное масло сливается в специально приготовленные бочки.
За сутки эти две установки перерабатывают 15-18 тонн семечки, из которых получается 5-6 тонн растительного масла.
Часть его реализуют населению, а часть продают на маслозаводы, где его уже очищают, дезодорируют и разливают по бутылкам разных торговых марок.
Сейчас завод перерабатывает не только подсолнечник, выращенный на КФХ Чернова, но и урожай более мелких фермеров, которые тоже с удовольствием пользуются услугами маслозавода.
Кадровый голод
С недавних пор Валерий Чернов является депутатом районного Собрания Петровского муниципального района. Отношения с властью у него выстраиваются продуктивные: Валерий Александрович пользуется в Петровске авторитетом, к его мнению многие прислушиваются. А что до полномочий, то вся благотворительность, которой Чернов занимался по собственной воле, теперь просто включена в его депутатские обязанности. Помочь организовать праздник, поддержать благотворительный фонд «Петровчанин», выделить деньги на поздравление ветеранов – вся эта деятельность ведется Черновым на регулярной основе и вне депутатских полномочий. В помощи он никому старается не отказывать.
Больше всего он переживает, что проблемы села, с которыми он в своей работе сталкивается постоянно, на местном уровне не решить. Необходима государственная политика по возрождению русской деревни. Причем к стандартному и очевидному набору мер, таких как строительство дорог, жилья, развития инфраструктуры и образования в сельской местности, надо добавить еще ряд мер, которые, на первый взгляд, не столь очевидны.
– Напринимали законов, по которым нельзя несовершеннолетних привлекать к труду, а что получилось в результате? – возмущается Чернов. – Мы работали мальчишками – седьмой, восьмой класс – и на току, и штурвальными. И грузовики с зерном разгружали. Еще и обидно было, если ты опоздал, а тебя потом совсем на работу не взяли. Деньги получишь, купишь велосипед – цель была. А сейчас за комбайн не посади, к уборке не привлеки, даже приусадебных участков в школе не осталось. Вот и выходит, что им даже и зарплата не интересна. В итоге село умирает, одни старики остаются. Среди молодых ни механизаторов толковых, ни агрономов. Лет через десять вообще работать будет некому. Из всех, кто у меня работал, интерес к работе на земле есть только у двоих мальчишек – у Александра Кузнецова, он с отцом и до армии работал, и после армии к нам пришел, и Владимира Макарова пацан – с желанием ходит, с отцом всё время крутится, ему интересно по-настоящему. Два человека за все время моей работы!
Уважаемые труженики села! Традиционно каждое второе воскресенье октября мы отмечаем День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Уборка почти закончена, страда позади. Мы с вами пережили еще одно непростое лето, но, как говорится, у природы нет плохой погоды. Желаю вам сил и здоровья, без них в нашем трудном, но интересном деле никуда. Желаю вам огромной любви к земле, к своему делу, и чтобы земля отвечала вам взаимностью – большими урожаями, независимо от погоды, и хорошим приплодом в животноводческих хозяйствах. Работникам – грамотных и щедрых руководителей, руководителям – ответственных сотрудников. Поздравляю! Валерий Чернов, глава КФХ Чернова |