«Всё тот же я. Москва – Голливуд»

Оценить
«Всё тот же я. Москва – Голливуд»
Мемуарный том русско-американского актера, режиссера, продюсера и киносценариста Родиона Нахапетова «Всё тот же я. Москва – Голливуд» недавно вышел в московском издательстве «ПРОЗА­иК». Книга сразу привлекла внимание любителей кино.

том русско-американского актера, режиссера, продюсера и киносценариста Родиона Нахапетова «Всё тот же я. Москва – Голливуд» недавно вышел в московском издательстве «ПРОЗА­иК». Книга сразу привлекла внимание любителей кино. Биографию автора, сына партизана и подпольщицы из отряда «Родина» (имя свое мальчик получил в честь отряда), можно разделить на две части – советскую и эмигрантскую. В своей первой жизни он был одним из известных киноактеров: сыграл, например, разведчика Максима Исаева – то есть будущего Штирлица – в фильме «Пароль не нужен», сыграл кинозвезду Потоцкого в михалковской «Рабе любви»; среди фильмов с его участием есть те, которые уже вошли в историю российского кино: «Мне двадцать лет», «Живет такой парень», «Торпедоносцы», «Не стреляйте в белых лебедей». А еще Нахапетов был признанным мастером дубляжа; его голосом говорили Микеле Плачидо («Народный роман»), Жерар Депардье («Семь смертей по рецепту»), Ален Делон («Смерть негодяя»), Джеймс Бролин («Козерог-1»), Жан-Луи Трентиньян («Меланхолическая малышка») и другие актеры, включая прибалтийских звезд Ивара Калныньша, Регимантаса Адомайтиса и Юозаса Будрайтиса.

В 1971 году он снял короткометражный фильм «Вино из одуванчиков» по одноименному роману Рэя Брэдбери. Современный рецензент этой небольшой ленты пишет: «До сих пор покоряет ощущение невозвратимости утраченного времени, что передано и актрисой Марией Дурасовой, исполняющей роль миссис Бентли, и в пластически-монтажном образе вещей, которые словно состарились вместе с хозяйкой, и в тонко стилизованной старой фотографии с изображённой на ней девочкой, смотрящей на нас грустным и внимательным взглядом. Постановщику удалось главное: раскрыть смысл повести. Воспоминание о детстве, о давно исчезнувшем прошлом – как вино из одуванчиков...» Картина не имела широкого проката и, по сути, осталась незамеченной. И все-таки ее высоко оценил главный зритель – сам Рэй Брэдбери, дружба с которым у Нахапетова продолжалась потом долгие годы, вплоть до самой смерти знаменитого фантаста.

В конце 80-х годов Нахапетов переезжает в США и работает как постановщик. В его фильмах и сериалах снимаются Майкл Поллард, Эрик Робертс, Гэри Бьюзи и другие звезды Голливуда. Его кино– и телепроекты не назовешь шедеврами, но это – добротная работа режиссера-профи, который понимает специфику остросюжетного жанра и умеет с толком использовать отпущенный продюсерами бюджет. В своих мемуарах Нахапетов, как и обещано в названии, расскажет о Голливуде. А еще о коллегах – Смоктуновском, Шукшине, Михалкове, Неёловой и других – тех, с кем довелось работать по обе стороны океана.