Предоставить необходимые капиталы

Оценить
Спрос на кредиты рождал предложение

В 1870 году начало свою деятельность Саратовское общество взаимного кредита. В его уставе было записано, что оно имеет целью «доставлять посредством ссуд и учёта срочных обязательств состоящим его членами лицам всякого звания, преимущественно же лицам, занимающимся торговлей и промыслами, необходимые для их оборотов капиталы».

Каждый член при вступлении в общество вносил в кассу наличными деньги – десять процентов от суммы открытого ему кредита – и давал обязательства принять на себя ответственность за операции общества в размере полной суммы полученного им от общества кредита. Из десятипроцентных взносов складывался оборотный капитал. Наименьший размер разрешаемого одному члену кредита составлял 200 рублей. Наибольший предел определялся советом общества в каждом конкретном случае, исходя из общего состояния кредитных дел.

Саратовец, пожелавший вступить в общество, подавал в его правление прошение, в котором указывал размер просимого кредита и гарантии обеспечения этого кредита. В залог могло быть предоставлено недвижимое имущество, государственные процентные бумаги, акции и облигации обществ, пользующихся гарантией государств или земства, взнос наличных денег в виде вклада под проценты. Допускалась выдача кредита и по личному ручательству благонадёжного лица.

Взнос в Саратовском обществе взаимного кредита равнялся 20 рублям. Хотя не запрещалось по желанию делать и большие взносы. На момент открытия в обществе состояло 207 человек, оборотный капитал составлял немногим более 90000 рублей. К 1917 году число членов возросло до 1340 человек, а капитал увеличился до 690000 рублей. Почти половину членов общества составляли торговцы и промышленники. Второй по величине группой членов были домовладельцы.

Общество вначале размещалось в арендованном здании. Но после того как купец Г. И. Барыкин взял в кредит большую сумму под заклад своего владения на углу улиц Александровской и Московской (ныне гостиница «Московская») и не смог вовремя погасить долг, общество стало собственником этого дома и находилось здесь.

Со временем аналогичные общества открылись в уездных городах Аткарск, Сердобск, Кузнецк, Хвалынск. В ноябре 1907 года в губернском центре открылось 2-е Саратовское общество взаимного кредита. В отличие от уже действовавшего оно предоставляло преимущественные права лицам, занимавшимся не только торговлей и промышленностью, но и сельским хозяйством. Членский взнос в этом обществе составлял не менее 50 рублей и не более 250 рублей, а его членам запрещалось состоять одновременно в других обществах взаимного кредита. Но 1 января 1914 году во 2-м обществе насчитывалось 1592 человека при оборотном капитале более 200000 рублей. Располагалось общество в доме Тилло на углу Александровской улицы и Театральной площади (ныне Театральная пл., 15).

В 1909 году появилось ещё одно предоставлявшее необходимые капиталы общество – Саратовское городское кредитное общество. Оно выдавало ссуды под залог городского недвижимого имущества, а членами его были сами заёмщики. Они распоряжались делами общества через избранных из своей среды лиц. Ссуды выдавались облигациями, которые обеспечивались всеми заложенными в обществе имуществами, под круговую ответственность владельцев. О доверии обществу говорит тот факт, что если в 1911 году в нём состояло 33 члена и им принадлежало 33 заложенных имущества, то через четыре года число членов возросло до 233 человек, владевших 238 имуществами. За первые пять лет существования общество выдало ссуд почти на три миллиона рублей. Размещалось общество на Немецкой улице в доме, который стоял ориентировочно где-то в районе теперешнего «Салона красоты».

Правление общества с самого начала стремилось обеспечить сбыт своих облигаций и введение их в обращение на денежном рынке. Поэтому оно обратилось в городскую думу с просьбой разместить городские специальные капиталы в облигациях общества. Дума удовлетворила просьбу. И городская управа была уполномочена покупать эти облигации до определённой суммы и продавать их на бирже в Петербурге и других городах для установления котировочных цен на них, а вырученные от продажи деньги вновь использовать на ту же операцию. Практического осуществления принятое решение думы почти не имело. Но сам факт принятия такого решения поднял интерес к облигациям и спрос и цену на них. Облигации были допущены к котировке на столичной бирже, и курс их отмечался в биржевых бюллетенях. В сравнении с ценными бумагами кредитных обществ других городов облигации Саратовского кредитного общества занимали неплохое место. Даже в годы Первой мировой войны, когда официального курса на ценные бумаги не было и сделки на все бумаги стали крайне затруднительны, это не отразилось на саратовских облигациях, потому что облигации оказались «в руках людей, не склонных продавать бумаги по курсу, не соответствующему их действительной обеспеченности». Поэтому общество даже расширило свою деятельность на Аткарск и Царицын.