Фрегат за 20 тысяч

Оценить
Фрегат за 20 тысяч
Журнальная прививка

Собрать своими руками робота-шпиона, точную копию знаменитого фрегата, бороздившего моря и океаны, или танка, наводившего ужас на противника во время войны, в наши дни довольно просто. Нужно лишь немного свободного времени и возможность хотя бы раз в неделю совершать прогулку до ближайшего газетного киоска.

Ах да! В кошельке должно быть несколько свободных сотен рублей, которые не жалко потратить на журнал и часть будущей коллекции.

«Газета недели в Саратове» на минувшей неделе выясняла, каким коллекционным журналам отдают предпочтение саратовцы и какую сумму они готовы тратить каждый месяц ради своего увлечения.

И не журнал вовсе!

Коллекционный журнал, или, по-другому, партворк (произошло от слияния двух английских слов part – «часть», и work – «работа»), – узкоспециализированное периодическое издание, которое состоит из ранее определенного числа выпусков, выходящих один раз в неделю или реже. Как правило, к одному из первых номеров прилагается папка-скоросшиватель, куда впоследствии номера журнала и подшиваются. Полностью собранный партворк представляет собой тематическую антологию или энциклопедию. В качестве приложения к журналу могут поставляться диски, элементы будущих моделей, книги и так далее.

Огромной популярностью партворки пользуются в европейских странах. В России же первый такой журнал появился лишь в 2002 году. Им стало издание «Древо познания». Оно и до сих пор считается самым успешным проектом в России. Но до конца всё же серию поклонникам собрать не удалось. В нашей стране из 264 номеров вышло 240.

На волне успеха «Древа познания» стали появляться другие журналы. Россиянам предлагали собрать точные модели тела человека, Солнечной системы, парусника «Баунти», 3D-принтера, коллекцию минералов, насекомых, полицейских машин мира, кукол, карманных часов, элитной парфюмерии, миниатюрных книг, монет, банкнот, почтовых марок и много чего еще.

Так делаются деньги

Выпуск очередной серии предваряется масштабной рекламной кампанией. Видимо, все хорошо уловили, что реклама – двигатель торговли. Далее в продаже появляется первый выпуск. Тут издателям тоже приходится работать себе в убыток. Обычно первый номер продают по себестоимости или даже ниже (были случаи, когда и вовсе раздавали бесплатно). Уже со второго номера цена возрастает чуть ли не в два раза. Но это не предел. Стоимость каждого выпуска будет постепенно расти на всем протяжении выпуска коллекции. Первые выпуски издаются большим тиражом. Многие покупатели могут купить журнал из праздного любопытства, а кто-то как раз из-за низкой цены.

Судьбоносный для издателя номер – третий. Считается, что с третьего номера издательство от выпуска серии начинает получать прибыль. Ну или окончательно теряет все надежды даже на то, чтобы окупить первоначальные затраты. История знает немало провальных серий, которые не смогли окупиться. Тираж третьего номера уже составляет половину от тиража первого номера. Коллекция будет считаться успешной, если тираж последнего номера составит хотя бы 20 процентов от тиража первого номера.

Больше всего издатели любят выпускать партворки, к каждому номеру которого в придачу идет деталь будущей модели. Номера таких коллекций пропускать нельзя, да и больше шансов на то, что покупатель будет покупать журналы до конца. Жалко потратить несколько тысяч рублей и собрать лишь половину танка или корабля.

Еще одно любимое направление – издания для детей. Если взрослый человек в состоянии трезво оценить ситуацию и понять, что 100 кукол или игрушечных автомобилей ему едва ли пригодятся, то ребенок этого, увы, не поймет. А побаловать своих чад хочет каждый родителей.

Вся надежда на партворки!

Еще совсем недавно в киосках «Рос­печати» можно было купить газету или журнал на любой вкус. Без свежей прессы многие не представляли своей жизни, а рядом с телевизором всегда лежала программа телепередач на следующую неделю. Теперь газету можно читать на экране планшета или смартфона, тем самым избавляя себя от необходимости отправляться в киоск. Некоторые печатные газеты не выдержали конкуренции с новейшими гаджетами, и закрылись. На некоторых сказался кризис 2009 года. Это время стало пиком популярности для коллекционных изданий. «На мой взгляд, это развитие, эволюция. С появлением интернета всё, что люди черпали раньше из газет и журналов, теперь они могут узнать из сети. Читателям нужна информация, которую они могут получить оперативно, быстро. Да и зачем убивать дерево, когда можно получить всю необходимую информацию из всемирной паутины. Это проще, удобнее. Поэтому к журналам сейчас и стараются прикладывать что-то. То, чего из интернета не достанешь», – считает Антон Матюшенко, президент «Российской ассоциации честных адвокатов».

– В 2008 году я открыла точку по продаже периодики. Захотела работать на себя, а не на чужого дядю. Спустя какое-то время стало понятно, что на одних газетах и журналах трудно даже на аренду заработать. Я не говорю уже про налоги и прочие расходы. Стала расширять ассортимент. Бешеной популярностью пользовались журнальные коллекции. Так как цена у меня была немного меньше, чем в киосках, то от клиентов отбоя не было. Постоянные клиенты могли быть уверены, что у меня всегда для них останется очередной номер журнала, – вспоминает Наталья, индивидуальный предприниматель в недалеком прошлом. – А вот нынешний кризис ударил больнее. Если раньше люди покупали все номера коллекции подряд, то теперь стали выбирать. Один мужчина собирал железную дорогу. Он каждую неделю приходил и смотрел, что приложили к очередному номеру. Если какие-то деревья, то он журнал уже не покупал. А кто-то и вовсе бросил собирательством заниматься.

Так Наталье пришлось закрыть свой небольшой бизнес. Теперь женщина работает в столовой и с тоской вспоминает те времена, когда она могла себя именовать бизнес-леди.

Подсели на журналы

В киоске на 2-й Садовой купить 159-й номер какого-нибудь партворка не получится.

– В свободной продаже у нас только бывают первые номера серии. Потом с каждой неделей мы заказываем всё меньше и меньше номеров. В итоге нам начинают привозить строго определенное количество – только нашим постоянным покупателям. Вот сейчас выходит такой журнал «Почтовые марки мира». В продажу поступил 91-й номер. За этим журналом к нам ходят пять человек. Еженедельно мы и заказываем именно пять экземпляров журнала. Не больше, не меньше. За полтора года мы поклонников журнала с почтовыми марками по именам узнали. Поэтому вам я этот журнал не продам, – рассказывает киоскер.

Но не всё потеряно. Ряды коллекционеров почтовых марок или полицейских машин довольно просто пополнить. Надо сообщить киоскерам о своих планах в дальнейшем покупать журнал именно в этом киоске, и через неделю можно смело отправляться за очередным выпуском. «Только если хоть одну неделю пропустите, то больше на вас мы заказывать номера не будем», – предупреждает женщина-киоскер.

Услышав, что речь идет о коллекционных журналах, в наш разговор вмешивается мужчина. Его любимый партворк – тот, к которому прилагаются банкноты и монеты из разных стран мира.

– Я каких только ни собирал журналов! Столько денег они из меня выкачали. Я и барк собирал, и танк, и фигурки солдатиков. Теперь это богатство пыль у меня дома собирает. А выкинуть жалко. Жена моя собирала кукол, пока не задумалась, на фига ей столько кукол. Вот теперь собираю монеты и купюры. Больше трехсот рублей в карман кому-то кладу каждую неделю, – сетует мужчина.

Мой собеседник смог на себе в полной мере ощутить простые, но эффективные маркетинговые приемы. Первоначально планировалось выпустить 60 номеров его любимого журнала. Потом серию продляли еще несколько раз. На минувшей неделе мужчина стал обладателем уже 142-го номера. По его словам, теперь журнал продлили до 155-го выпуска. Следующая фишка – выпуск еще одного, схожего по тематике журнала.

– Выходят сейчас одновременно два журнала с монетами и купюрами. Так же было и с куклами. Сначала предлагали собирать кукол разных эпох, а потом вышла серия, посвященная куклам в национальных нарядах. Они как бы намекают на то, что не плохо и два журнала параллельно собирать. Типа коллекции дополняют друг друга. Эти журналы – как наркотик. Я как-то взялся считать, и у меня получилось, что собранный полностью фрегат стоит около 20 тысяч рублей! А кому он теперь нужен? Его даже за половину этой суммы никто не купит.