Буклеты для малограмотных

Оценить
Хочу, Могу, Знаю

В 2013 году Минфин российского правительства начал проект по содействию повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ. Были отобраны десять регионов-участников. И было сказано, что мероприятия в сфере финансовой грамотности ориентированы на учащихся школ и студентов, граждан с низким и средним уровнем дохода, пенсионеров. Было решено сформировать у этих российских граждан разумное финансовое поведение за пять лет. До июня 2016 года предполагалось потратить на эту гуманитарную миссию государства 113 миллионов долларов США. Отследить, сколько денег уже потрачено, мы не смогли. Но на минувшей неделе в редакцию принесли пачку буклетов с образовательным содержанием от Роспотребнадзора. Когда этот труд реализаторов проекта подписан в печать, каким тиражом издан – на буклетах не уточняется. Но главное – задумка ценой в миллионы (надеюсь, все-таки рублей, а не долларов США) – выполнено. Адресатом данной печатной продукции могут быть только малограмотные взрослые люди или те, кто только начинает ориентироваться в устройстве жизни нашего государства.

Пугалки для школьников

Просматривая пачку, условно делю ее сначала по адресности. Три буклета точно подойдут только школьникам. Во-первых, потому что в них картинок больше, чем слов. Во-вторых, попытка объяснить сложные вещи простым языком сведена к примитиву. Один из комиксов называется «Сокровища банковской карты». Карточка эта попала в руки недоросля, который уже умеет тратить деньги, но еще не понимает, откуда на карте деньги берутся. Он думает, что «из тумбочки», то есть из банка, которому возвращать деньги не обязательно и они на ней никогда не заканчиваются. Но разгуляться не получилось. Потому что выяснилось, что отец недоросля положил туда ограниченное количество денег, ровно столько, что дает на карманные расходы. О том, что просто так карточки не дают, догадался более финансово недоверчивый товарищ недоросля. А мы предположим, что отец, наверное, хотел, чтобы сын научился пользоваться терминалом. Но не объяснил ни про лимиты, ни про банковскую комиссию при совершении безналичного платежа. Вот так по вине ленивого или необразованного отца к концу истории недоросль приходит к выводу, что наличные деньги надежнее. Но Банк России и Роспотребнадзор исправляют этот недостаток. И рассказывают всякие подробности про пластиковые карты, которые бывают просто банковскими картами, дебетовыми картами, дебетовыми картами с разрешенным овердрафтом, кредитными картами. Но все правила их использования очень строгие – за всем надо следить и за всё надо платить.

Еще одна банковская пугалка для школьников называется «Роковая кредитная история». Опять же недоросль, лет так 15-16 от роду, хвастает новым телефоном за 40 тысяч и говорит, что занял деньги у брата. И тот разрешил ему отдать их хоть через десять лет. И сказал, что такой заем называется кредитом и его можно отдавать хоть через 10 лет. Но он будет считать за каждый год 20 процентов годовых. Умная голова в компании тут же подсчитала, что недоросль – обладатель нового телефона будет платить 10 лет по пять тысяч рублей и еще вернет 40 тысяч. И в итоге у нее получилось, что телефон будет стоить 120 тысяч. Я тоже сложила 50 и 40 тысяч рублей, и у меня получилось всего 90 тысяч. Потом я задумалась про то, откуда взялись ежегодные 5 тысяч. Потому что 20 процентов годовых от 40 тысяч – это, по примитивным расчетам, всё же 8 тысяч рублей. И вот если 80 тысяч рублей, которые набегут процентами за 10 лет, сложить с 40 тысячами, мы получим 120 тысяч рублей. (Привет Банку России и Роспотребнадзору, выпустившим буклет неизвестно каким тиражом.) Упрямый взгляд недоросля говорит о том, что на брата он обиделся «за развод» и никакой кредит ему отдавать не будет. Ни через десять лет, ни сейчас. Причем недоросль в этом буклете – тот же персонаж, что в буклете про банковские карты – был вроде поумнее и поосторожнее. Итоговый вывод напросился у третьего стороннего персонажа истории, который вроде в стороне стоял, но, всё проанализировав понял, что не будет ни у кого брать кредиты. И будет спать спокойно.

Кроме этой истории про банковскую обдираловку, исполнители проекта предлагают ввязываться в кредит, только если ежемесячные платежи по нему будут составлять не более 30 процентов от доходов. И что перед тем как взять кредит, нужно сравнивать условия разных банков, которые они должны писать крупными буквами на видном месте. Так что с кредитами, действительно, одна морока. А вот хранить деньги в банке – надежно и безопасно.

В третьем буклете для школьников под названием «Таинственный страховой случай», как вы догадываетесь, у недоросля тот же образ. А вот парнишка, решивший ни у кого не брать кредиты, демонстрирует предпринимательскую смекалку. Он предлагает недорослю давать ему по 100 рублей в месяц, а за это, если с его телефоном что-то случится, он даст ему денег на новый. Недоросль подписывается на этот договор. Но с телефоном ничего не случается. И тогда он его сам разбивает, чтобы купить новую модель. Но товарищ, который не хотел брать кредит в банке и понял, что лучше зарабатывать на страховании, уличает его в намеренной порче имущества и говорит, что денег не даст. Так что нужно платить по 100 рублей в месяц и дальше, а если действительно что-то случится с новым телефоном, то тогда обращаться. Страхование, конечно, проверенный столетиями способ защиты от неблагоприятных событий. Но (ау, исполнители!) 100 рублей каждый месяц для школьников за пределами Москвы – деньги. И отдавать их долгое время страхователю (1200 рублей в год получается) в расчете на «страховой случай», который придется доказывать, они не дураки. Так что этим буклетом можно скорее отпугнуть от страхования будущих активных материально состоятельных граждан России – нынешних школьников.

Жалко, что наши дизайнеры не поучаствовали

В конце сопровождающего пачку буклетов письма из Роспотребнадзора имеется ссылка на сайт проекта «Хочумогузнаю.рф», где предлагается найти более подробную информацию о целях и задачах проекта стоимостью 113 млн долларов США. Однако поисковики интернета выводят по этому адресу только на сайт с конкурсом графического дизайна плакатов и видеороликов на тему защиты прав потребителей финансовых услуг «ХочуМогу­Знаю». Там сообщается, что на первый этап конкурса, который проводился с начала марта нынешнего года, к середине лета поступило свыше трехсот работ, посвященных разумному и ответственному финансовому поведению.

Жюри в составе руководителя российского Роспотребнадзора, директора департамента международных финансовых отношений Минфина России, директора проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», координатора социальных программ Всемирного банка в России, регионального представителя CGAP по Восточной Европе и Центральной Азии и издателя серии книг о графическом дизайне «КАК надо» определило финалистов. В награду победитель первого этапа конкурса получил бесплатное обучение в одной из известнейших школ дизайна, которое будет оплачиваться, надо понимать, из денег, заложенных на проект по подъему финансовой грамотности. Победитель (из Санкт-Петербурга) «с помощью игры слов раскрывает актуальную тему рисков получения «быстрых денег» от микрокредитных организаций, используя образы купюр с историческими видами Красноярска и Москвы (номиналом 10 и 100 рублей соответственно)». Ведь, «поддаваясь агрессивной рекламе и желанию получить «скорую финансовую помощь», заемщики часто не осознают, что за пользование микрозаймом, визуально представленным «красноярской банкнотой», он будет вынужден расплачиваться большими «московскими» процентами».

(Продолжение в следующем номере)