Люди! Убедительная просьба: будьте бдительны!

Оценить
Предложение предложению рознь

Забудьте, как было год назад

Акциям верить, в обмане винить экономику

Интернет-форумы забиты историями про странные скидки в различных магазинах. К примеру, присмотрел себе человек фотоаппарат за двадцать тысяч рублей. Собрался его купить. А тут менеджер торгового зала советует: приходите через десять дней, у нас будет акция – скидка на фотоаппарат вашей мечты составит 30 процентов. А через десять дней оказывается, что цена фотоаппарата 22500 – уже с учетом скидки. Такая «игра ценами» встречается довольно часто, особенно этим грешат ювелирные магазины и салоны кожи и меха. Однако в прошлом декабре так поступить были вынуждены практически все торговые сети.

Анна Мухина

– Многие брендовые магазины одежды и обуви закупают свою продукцию за рубежом, где она продается за доллары или евро, – объясняет Екатерина, топ-менеджер в сфере торговли. – Когда в 2014 году случился резкий обвал рубля, все без исключения магазины – и обуви, и одежды – подняли ценник на коллекцию 2014 года, которая была закуплена по старым ценам. Почему? Во-первых, растет аренда, растут налоги, растет закупочная цена. И магазины, чтобы было чем платить зарплату, на что закупать новую коллекцию, чтобы просто свести концы с концами, идут за рынком. Наши постоянные клиенты, которые знают все наши акции, ждут распродаж, были, конечно, ошарашены тем, что приглянувшаяся им вещь не поменяла цену несмотря на скидку 50 процентов. Но надо понимать, что таких цен, которые были в прошлом году, уже не будет. И про них лучше забыть.

В общем-то, и в кризисных условиях федеральные торговые сети устраивают честные акции: первый месяц новая коллекция одежды или обуви висит по стандартным ценам (торговая наценка составляет до 100% от себестоимости). Через какое-то время, когда вещи начинают терять актуальность, цена снижается на 30, а чуть позже и на 50%. В сезон распродаж (с июня по август и с декабря по февраль) цена может падать до 70%. От остатков коллекции владельцы магазинов могут избавляться по цене, которая может быть ниже себестоимости, чтобы только освободить зал и склады под новую коллекцию.

Предложение предложению розньС очень большой скидкой в конце сезона можно приобрести трендовую обувь или неклассические модели одежды, которые в следующем сезоне потеряют актуальность. Классика же будет кочевать из сезона в сезон, и цена на нее сильно падать не будет.

Что касается ошибок на кассе, с которыми многие из нас, наверное, сталкивались в продуктовых магазинах, когда покупали товар со скидкой, а нам его пробивали по полной стоимости, то Екатерина уверяет, что тут виноват человеческий фактор.

– Все почему-то считают, что цель продавца – обмануть. В сетевых магазинах это довольно сложно сделать. Если вам пробили акционный товар по полной стоимости, вряд ли тут виноват продавец. Все эти акции в сетевых магазинах проходят централизованно, скидки загружаются в компьютер. Возможно такое, что акция на товар закончилась, а сотрудник торгового зала забыл поменять ценник. Менять ценники – это адская работа. Представьте, сколько в магазине товаров и сколько ценников надо регулярно сменить. В моей практике тоже были такие случаи, когда клиенты требовали тридцать процентов скидки за какую-то вещь, а в программе она шла с 20-процентной скидкой. Я всегда в таких случаях объясняю: представьте девочек продавцов, которые в подсобном помещении должны сверять эти коды на ценниках с пришедшими кодами со скидками (а шрифт там микроскопический) и согласно им выставлять скидочные ценники в торговом зале. Она не на ту строчку посмотрела, и всё, ошибка. А по закону потребитель платит ту цену, которая заявлена на ценнике. Так что иной раз приходится покрывать разницу из собственного кармана.

Я сам обманываться рад?

Жизненный опыт

Большинство саратовцев с настороженностью относятся к разного рода «суперпредложениям».

Гульмира Амангалиева

Маргарита БукесоваМаргарита Букесова, журналист:

ВЕДУСЬ НА ТАКИЕ АКЦИИ, НО ПОТОМ НИ КАПЕЛЬКИ НЕ ЖАЛЕЮ

В кризис я стала внимательнее относиться к покупке продуктов в торговых сетях. Обращаю внимание на акции «2 по цене одного», скидка 50 процентов на «товар недели» и прочие. Они действительно помогают мне сэкономить и не отдать лишние деньги. Бывают действительно выгодные предложения. Могу признаться, что я ведусь на такие акции, но потом ни капельки не жалею.

Анатолий ЛеонтьевАнатолий Леонтьев, системный администратор:

ВСЕГДА НУЖНО ДЕРЖАТЬ УХО ВОСТРО

Часто действительно можно что-то выгодно купить. Но всегда нужно держать ухо востро. К примеру, на ценнике будет крупными буквами написано, что скидка, но это не значит, что над ценником лежит именно тот товар, на который акция действительно распространяется. Нужно проверять, чтобы название товара, вес, объем (и т. д.) и на упаковке, и на ценнике были полностью идентичными. Но не факт, что компьютер на кассе «знает» об этой акции, поэтому приходится еще и проверять, по какой цене этот товар оказался в чеке.

Другая ситуация, когда стоят на одной полке идентичные товары разных марок, и из-за маркетинговой акции на один из них цена незначительно ниже. Насколько это выгодно, неизвестно. Потому что у каждой марки пачка весит по-разному. Крупу, к примеру, теперь редко встретишь в килограммовой пачке – обычно это 800, 900 или 950 г. Чтобы выяснить, что из этого на самом деле дешевле, приходится приводить цены к единому знаменателю.

Или еще ситуация с большими упаковками продуктов. Нас долгое время приучали, что, чем больше упаковка, тем дешевле (в пересчете на единицу измерения) будет стоить товар. В большинстве случаев так и есть на самом деле. Но последние год-два мне стали попадаться на глаза совсем другие вещи. То окажется, что взять пять килограммовых пачек сахара дешевле, чем один пятикилограммовый мешок от того же производителя. То двухлитровая бутылка растительного масла окажется дороже двух литровых той же марки.

При покупке акционных товаров с коротким сроком годности приходится еще и дату пристально изучать. Иначе купленный по дешевке продукт завтра может оказаться просрочкой. Спасти от таких ловушек может только повышенное внимание и калькулятор в телефоне.

Алия СадыковаАлия Садыкова, инженер:

СПАСИБО ТЕМ, КТО УСТРАИВАЕТ ДЛЯ НАС АКЦИИ!

Я часто присматриваюсь к скидкам и акциям в магазинах и покупаю соответствующие товары. Особенно бывает приятно получать на кассе подарки к своей покупке. У продавцов есть мотивация увеличить продажи, а у нас – приобрести товар по выгодной цене. К счастью, примеров честного маркетинга мне встречается гораздо больше, чем нечестного.

Также я с большим удовольствием принимаю участие в конкурсах, промоакциях от производителей товаров и услуг. Например, я несколько раз выигрывала викторину на радио и получала билеты в кинотеатр на любой фильм. Может, удача, а может, случайное совпадение, но после вручения призов появляется азарт на участие в новых акциях. Спасибо всем, кто устраивает это для нас! Надеюсь на дальнейшую удачу.

Сергей КазимовСергей Казимов, инженер-разработчик:

ПРОЦЕНТЫ СКИДОК ЗА ГРАНЯМИ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ

Со здоровой настороженностью отношусь к разным «интересным предложениям» в магазинах.

Самый запомнившийся мне случай, когда я «накололся» на одной из «суперакций», случился в известном магазине спортивной одежды. Мне пришло СМС-сообщение, что за сделанные покупки и за членство в клубе покупателей я получаю бонус – 1000 рублей, которые должен успеть потратить незамедлительно, пока не завершилась акция.

Пришел в магазин, выбрал понравившуюся вещь в расчете на то, что она мне обойдется на эту тысячу рублей дешевле. На кассе узнаю, что нельзя просто математически вычесть тысячу рублей из суммы товара – всё это хитрым способом за гранями высшей математики превращается в проценты скидки, которая не может учитываться сразу за одну покупку, а растягивается на несколько покупок. В итоге моя вещь обошлась мне не сильно дешевле цены, указанной на ценнике.

Маргарита ДвигаловаМаргарита Двигалова, студентка:

СВАЛИВАЮТСЯ ФУТБОЛКИ В ТЕЛЕГУ И УХОДЯТ, КАК ГОРЯЧИЕ ПИРОЖКИ

Могу поделиться одним маркетинговым секретом, который мне рассказала знакомая, которая работает в магазине одежды. Говорит: вот пришло, например, новое поступление футболок – допустим, по 100 рублей. Аккуратно, красиво всё развешано на вешалках. Народ проходит мимо, ничего не берёт. День висят, два... А потом берётся большая телега. Сваливаются туда эти футболки, пишется бумажка: «Распродажа футболок. Всё по 100 рублей». И уходят тогда футболки, как горячие пирожки.

Валентина МедведеваВалентина Медведева, пенсионерка:

ПОКУПАЮ ТО, ЧТО ДЕШЕВЛЕ

В сетевых магазинах иногда бывает скидки 10–15 процентов для пенсионеров в определенные дни и в определенные часы. Я одно время пользовалась этой услугой. Но в основном я не обращаю внимания на скидки, ценники разных цветов – я просто покупаю то, что дешевле. На мою пенсию в 8 тысяч рублей не разбежишься.

Со скидкой дороже!

Ни один предприниматель не станет работать себе в убыток

«Забыли нас? А в октябре двойные бонусы по дисконтной карте!» – буквально на днях напомнил о себе эсэмэской очередной сетевой магазин. И такими сообщениями забит телефон практически у каждого, кто покупает вещи в крупных торговых сетях.

Анна Мухина

Купи две вещи по цене одной в детском магазине к первому сентября, посети сезонную распродажу – скидки до 70%, купи подруге золотое колечко со скидкой в честь ее дня рождения. А каждодневные акции? Но довольно часто бывает, что в своем желании сэкономить, участвуя во всевозможных акциях, мы тратим больше, чем нам бы хотелось. Всё, что надо понимать про эти игры: ни один предприниматель не станет работать себе в убыток.

Не смотри вниз!

Первое, что влияет на количество продаж, – это расположение товаров в торговом зале. Лучше всего продается товар, расположенный на уровне глаз покупателя. Продукты подешевле будут лежать на нижних полках, дорогие и «элитные» на самом верху.

– Почему все конфеты и детский шоколад в предкассовой зоне располагаются в самом низу? Да потому, что его основным потребителем являются дети, – объясняет Ирина Хайзатова, работавшая мерчендайзером в одном из саратовских гипермаркетов. – Пока родители ждут очереди в кассу, дети нагружают тележку шоколадками.

Иногда гипермаркеты меняют местами привычные постоянному покупателю отделы. И постоянный покупатель, блуждая в поисках нужного отдела, по дороге заходит туда, куда не планировал и может купить то, что не собирался.

Чтобы избежать ловушек, грамотно расставленных маркетологами, старайтесь ходить в магазин со списком покупок и строго его придерживаться. А с собой лучше брать не тележку, а корзинку, куда помещается меньше продуктов и которая напоминает о том, сколько именно килограммов вы сейчас понесете домой.

Внимание, акция! Ищи подвох!

- Например, сейчас вся «Лента» увешана рекламой океанического лосося по 300, кажется, рублей за килограмм, – делится опытом Георгий, – один из постоянных покупателей. – Рыба – есть, цена на нее такая, что указана в акции. Но рыбки откровенно маленькие – килограмма полтора тушка, притом что обычно лосось вытягивает килограммов на пять. Придя за дешевым лососем, я по факту купил дальневосточную кету, но дороже на сто рублей с килограмма.

Есть еще и такие фокусы: ценники на разный объем товара размещаются близко. В итоге на глаза покупателю попадается товар, который тебе нужен, ценник говорит тебе об акции на него и удачной цене, но если присмотреться внимательнее, то понимаешь, что товара по акции на полке уже нет, а стоит впритык к ценнику просто похожая пачка. Если не приглядеться, можно запросто купить не то, что собирался, да еще и по полной цене.

Желтые ценники

Раз ценник желтый, значит на товар скидка. Производители могут предоставлять магазину свой товар уже по сниженной цене для участия в акциях по двум причинам – агрессивный заход нового товара на рынок (в таком случае купить продукт можно даже ниже себестоимости) или поддержание интереса клиента к своему товару.

Случается, что «желтый ценник» используют для товаров с истекающим сроком годности. Но в этом случае решение всегда остается за покупателем – насколько ему нужен товар, который стоит дешево, но скоро испортится.

Правда, как отмечают многие маркетологи, такими приемами, как скидки на залежалый товар, чаще пользуются маленькие несетевые магазинчики. Сетевой магазин всё равно знает, где взять свое. Работает эффект масштаба. Купив много продуктов со скидкой, клиент купит и другие товары, на которые скидка не распространяется.

– Задача маркетинга – показать потребителю преимущества того, что он покупает, – говорит Юрий, который трудится маркетологом уже больше десяти лет. – Тут нет цели никого обмануть, «впарить» товар и так далее. Даже то, что выглядит на первый взгляд обманом, может быть проверено покупателем прямо на месте. Так что во многих случаях всё зависит от внимательности покупателя.

Гонка за призами

Интернет-магазины тоже часто искусственно подогревают спрос на свои товары. Например, лето традиционно мертвый сезон для всех продавцов. Один из маркетологов делится секретом успеха своих акций: чтобы поднять продажи в сезон отпусков в продуктовом интернет-магазине, он устроил «гонку за лидером». Смысл в том, что каждые семь покупателей, кто сумеет набрать максимальную сумму покупок за месяц, получает приз – портативный телевизор. При этом любой пользователь сервиса мог отследить, на каком месте он находится. В итоге клиенты так активно соревновались за приз, что магазин на их желании заполучить «халявный» телевизор за один летний месяц заработал больше, чем в предновогоднюю лихорадку.

Акции-заманухи

Ближе к зиме автопроизводители запускают акции по продаже машины с зимней резиной в подарок. Резина прилагается не ко всем автомобилям, к тому же в подарочный комплект обычно кладут самые дешевые шины. Человек, польстившись на рекламу, приезжает в салон, чтобы купить вполне определенную машину, а вынужден брать не то, что он хотел, да еще и приходится доплачивать разницу в стоимости зимней резины, чтобы получить качественный товар. Цель акции – привести клиента в салон. А уже на месте вопрос с покупкой желаемого товара или же товара, на который действует акция, решится сам собой.

Считай не считай, а душа просит

Поймать на заманчивые предложения легче всего пенсионеров

Для большинства российских пенсионеров день получения пенсии – настоящий праздник. Но после платы за коммунальные услуги и покупки всех необходимых лекарств на жизнь у пенсионеров остаются крохи.

Вячеслав Коротин

Сетевые магазины любят заманивать покупателей с помощью акций и скидок. Владельцы супермаркетов готовы потрать изрядную сумму на изготовление буклетов и последующую их доставку потенциальным потребителям. Ведутся в первую очередь на такие заманчивые предложения пенсионеры.

В одном из таких чудесных буклетов сообщалось о том, что цена на ведра снижена – до 40 рублей. В преддверии дачного сезона у стеллажа с ведрами выстроилась небольшая очередь, состоящая, в основном, из пенсионерок, проживающих в соседних домах. Ведра расхватывались, как горячие пирожки. Но по акции продавались ведра с браком, края которых слегка погнуты. Бабушки на такую мелочь внимания и не обратили. В финансовом плане магазин оказался в выигрыше. Конечно, подумаете вы, в такой магазин больше и соваться не стоит. А куда деваться бабушкам, для которых преодоление нескольких сот метров уже приравнивается к подвигу? Во многих спальных районах Саратова сетевых магазинов в шаговой доступности раз-два и обчелся. И пенсионерки вновь отправляются в магазин за покупками. Только теперь, умудренные горьким опытом, внимательно осматривают товар от и до, а если речь идет о продуктах, то первым делом смотрят на срок годности.

«Как-то видела в магазине уже расфасованную клубнику. В контейнерах продавалась. Сверху лежала просто замечательная! Так и просилась в рот. Да и цена не кусалась. Акция на нее была! Перевернула я контейнер, а на дно пропавшую клубнику положили. Брать я, естественно, не стала» – вспоминает пенсионерка Вера Васильевна.

В 2009 году директор резервного банка Зимбабве Гидеон Гоно стал обладателем Шнобелевской премии (вручается за самые сомнительные достижения в науке) по математике за то, что вынудил малограмотное население африканской страны научиться считать, выпустив купюры достоинством от 1 цента и до 100 триллионов зимбабвийских долларов. Российским ретейлерам в пору тоже вручать какую-нибудь премию. За то, что не позволяют людям разучиться считать. Многие пенсионеры уже не ходят в магазин без калькулятора.

«Обращаю внимание всегда на вес товара. Часто в магазинах предлагают купить две бутылки, например, моющего средства, а третью получить в подарок. Подарки у нас все любят получать! Только порой бывает, что купить одну большую бутылку намного выгоднее, чем три маленьких, даже если одна бесплатная. Стараюсь на их удочки не попадаться!» – рассказывает другая пенсионерка.

Нужно доказывать

Фотографируйте ценники и сохраняйте чеки

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области дает рекомендации читателям «Газеты недели».

1. Что делать, если цена на ценнике не совпадает с ценой на кассе?

– Одним из ключевых прав потребителей является право на информацию, которая должна предоставляться потребителю в наглядной и доступной форме, быть непременно достоверной, в том числе и в части цены на товар. В отношении товаров действует правило, согласно которому «продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования, цены за единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника» (п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55).

Таким образом, потребителю должна быть обеспечена возможность приобретения товара на основании информации, указанной на ценнике. Между тем для восстановления нарушенных потребительских прав необходима доказательная база, для чего нужно зафиксировать факт нарушения (фотография ценника с ценой, кассовый чек, запись в книге отзывов и предложений). Целесообразно направить претензионное письмо в адрес руководителя предприятия с приложением копий документов (доказательств) для предъявления своих требований. В случае отказа в урегулировании ситуации потребитель имеет право защитить свои интересы в судебном порядке.

2. Что делать, если покупатель недоволен качеством купленного товара? Если кассир или продавец не хочет принимать обратно товар, а администратор отказывается выполнять законные требования покупателя?

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать:

– безвозмездного устранения недостатка товара или возмещения расходов на его исправление потребителем или третьим лицом;

– соразмерного уменьшения цены;

– замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на товар другой марки с соответствующим перерасчетом цены.

Если приобретенный товар относится к категории технически сложных, то следует требовать возврата уплаченной за товар суммы или замены товара в течение 15 дней со дня покупки.

Следует обратиться в предприятие, где был приобретен товар, с претензионным письмом, которое имеет произвольный вид, оформляется в двух экземплярах, один из них, с реквизитами о принятии (передаче) ее продавцу, остается у потребителя. В случае если продавец не удовлетворяет требования потребителя добровольно, спор должен разрешаться в судебном порядке.

В соответствии с п. 5 ст. 18 закона о защите прав потребителя продавец (изготовитель, импортер) обязаны принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае возникновения спора продавец (изготовитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет. При этом потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если экспертиза покажет, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

3. Как и в каких случаях следует подавать обращение в Роспотребнадзор?

Обращение может быть подано лично в приемные часы, по почте либо в форме электронного сообщения. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области находится по адресу: 410028, г. Саратов, ул. Вольская, д. 7. Факс: (8452) 20-18-58. Эл. почта: [email protected]. Официальный сайт: 64.rospotrebnadzor.ru.