Мученики науки

Оценить
Поступая в вуз на новую специальность, вовремя спросите себя: а что я тут забыл?

Магистратура – это вторая ступень двух­уровневой Болонской системы образования, на которую не так давно перешла наша страна. На бакалавра ты учишься четыре года вместо положенных ранее пяти. Но если тебе мало полученных знаний – получай еще два года. Причем ты можешь сдать на равных со всеми условиях вступительные экзамены и поступить на другой факультет, освоив за короткий срок новую профессию. Но в отличие от второго высшего образования, которое платно, в магистратуре можно учиться на бюджетной основе. Кажется, одни сплошные пре­имущества – почему бы этим не воспользоваться?

И вот неожиданно для себя, с дипломом журналиста, я оказалась в одном из юридических учебных заведений. До сих пор, спустя год, не пойму, как это произошло и что я тут делаю.

Большинство тех, кто учится со мной на потоке, – вчерашние бакалавры юриспруденции. Многие пошли учиться дальше потому, что не могут найти себе работу (что, в общем-то, было предсказуемо). Среди моих однокурсников значатся депутат и несколько работников правительства, и даже иногда они (о чудо!) приходят на занятия. Нам говорят, что это показатель престижа юридического заведения, хотя я не была бы столь категорична. Другой контингент – наши же преподаватели, кандидаты наук, доценты. Чтобы влиться в европейскую систему образования и претендовать на заграничные стажировки, они решили запастись дипломом магистра. (Правда, с посещаемостью у них не очень.) Ну и наконец, такие, как я, которые об основах юридических наук знают не больше, чем парикмахер об астрономии. Некоторым моим однокурсникам (но не мне) на работе намекнули, что неплохо было бы получить соответствующую корочку. Эту адскую студенческую смесь помещают в одну аудиторию и пытаются образовывать.

На занятиях царит всеобщее безразличие. Понятно, что усталые, занятые люди после работы не сильно жаждут грызть гранит науки. А преподаватели понимают, что бесполезно от людей без базовых знаний требовать того, что они не могут сделать, и, кажется, давно опустили руки. Занятия пропускают то студенты-магистры, то сами преподаватели, то и те, и другие вместе.

Опишу один из последних семинаров. Признаюсь, посещала я пары по этой дисциплине не слишком часто. Не слишком часто была готова отвечать. Не слишком пыталась вникнуть в этот неизвестный мне предмет. Но на этот раз худо-бедно заготовила выступление. Отвечаю. Слегка волнуюсь, потому что наверняка допускаю ошибки – но их никто не исправляет. Молодой преподаватель набирает в этот момент сообщение на своем айфоне. Переписка идет живая – он улыбается, дергает пальчиком, но так и не поднимает на меня глаза. В конце, определив по тишине в аудитории, что мой доклад окончен, преподаватель натужно думает, о чем спросить. «Вы сказали про реорганизацию юридических лиц...» – цепляется за последнюю услышанную фразу мой собеседник. Да, подтверждаю я и повторяю последний абзац моего выступления. Второй вопрос тоже не поставил меня в тупик – но пришлось снова повторить то, что уже было сказано.

Ладно, думаю я, в тысячный раз слушать теорию в переводе гоблина не самое веселое времяпрепровождение. Поговорим по душам. Я рассказываю казус околоюридического характера из своей журналистской практики. Преподаватель смотрит на меня стеклянным взглядом и в конце рассказа вставляет: «А занятие у нас заканчивается в 20:00?»

Потом отвечает второй из двух присутствующих в аудитории студентов. Преподаватель смотрит на часы каждые пять минут. Время ползет медленно. Беседа не клеится ни на учебную, ни на внеучебную тему. Мы мягко намекаем, что двух студентов не обязательно держать все три часа – другие преподаватели отпускают нас раньше. Этот же уверен, что если он сдаст ключ от аудитории раньше, диспетчер изобьет его палками. Или настучит начальству. За полчаса до заветной цифры «8» на циферблате преподаватель обратился ко мне:

– Что вы делаете? У вас голова болит или вы спите?

– Нет, чешу веки.

– У вас такой отрешенный взгляд. То есть вам вообще пофиг на то, что тут происходит?! Мы все тут после работы, но нужно постараться получить хоть какие-то знания! Вы же за этим сюда пришли.