Им скучно и грустно

Оценить
Депутатам Саратовской городской думы скоро будет нечего обсуждать

На 50-м заседании Саратовской городской думы депутаты в минувший четверг рассмотрели девять вопросов основной повестки дня. Могло бы быть десять. Но в последний момент отказались от обсуждения тарифов на услуги МУП «Банно-прачечное хозяйство». По расчетам комитета по экономике, их следует увеличить в два раза. Этот шаг был бы самоубийственным и для депутатов, и для городского руководства. Кляли бы за такую экономику их на каждом перекрестке. Но денег на дотацию этого социального направления в бюджете города не хватает. Там вообще уже ни на что не хватает денег. Как сказал глава Саратова Олег Грищенко, власть вынуждена довольствоваться 30 процентами денег от потребности. Совсем недавно, казалось бы, говорили о 50 процентах. И по этому поводу в думе гремели дебаты. Теперь вот 30 – и тишина в ответ на убийственную информацию. Потому что все всё понимают и знают, что сделать ничего в принципе невозможно. Такая вот выстроилась в стране вертикаль, где от тех, кто на нижней ступеньке власти, ничего не зависит.

Отцы могут считаться заложниками

В начале заседания поздравили нового депутата думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 Ленинского района Вячеслава Молоканова. Он работает директором ФОК «Юбилейный».

Проголосовали за несколько чисто технических вопросов с поправками в действующие нормы, которые приводят их в соответствие федеральным правилам. Это уже привычное действие для депутатов гордумы. Поправкам не ищут объяснений. Схема выстроилась. Прокуроры следят за изменением законодательства, потом спускают в думу бумагу, что, дескать, не в синхроне с федеральным центром идёте, много на себя берёте и будьте добры исправить то-то и то-то.

После очередного такого протеста прокурора пришлось подредактировать «Правила использования водных объектов общего пользования на территории Саратова для личных и бытовых нужд». В основном в поправках разъясняется, что такое безопасное пребывание на льду людей и транспортных средств. Еще исправляли, например, решение думы пятилетней давности с упоминанием экологической экспертизы. Пока городская власть разработала регламент оказания муниципальной услуги, подоспел федеральный закон, по которому за экологическую экспертизу наказали отвечать регион.

Баба с возу, как говорится, кобыле легче. Никто из депутатов городской думы особо не горел желанием махать кулаками и спорить с федеральным законодателем. Хорошо хоть на трибуну поднялся глава Ленинского района Сергей Курышев. И депутат Денис Шумихин смог устроить наконец полемику. Попенял Курышеву на то, что его сын имеет отношение к управляющей компании (УК) «Евродом», а так делать нельзя, потому что родственные связи могут помешать честному сотрудничеству УК и районной администрации.

Глава города Олег Грищенко взял отца Курышева под защиту. Напомнил Шумихину про рабочие династии и пошутил про то, что сын у отца деньги не сворует и с ними не убежит неизвестно куда. Так что можно сказать, что отец в системе городской власти для сына – заложник.

Депутаты шутку оценили, посчитав, что не те сейчас времена, чтобы пенять друг другу на брата да на свата. Главное, чтобы человек на своем месте честно работал и не воровал.

Сдвиги прекрасные и не очень

Еще одну примету времени назвал заместитель начальника управления МВД РФ по городу Саратову Илья Молчанов. Отчитываясь за деятельность в течение восьми месяцев, он обратил внимание депутатов на то, что идет вверх показатель краж несовершеннолетними. Выяснилось, что воруют подростки либо от бедности, желая получить то, что родители купить не могут, либо от скуки и на спор. Олег Грищенко рекомендовал полиции больше внимания уделять профилактической работе среди несовершеннолетних и поручил председателю комитета по образованию Ирине Архиповой усилить работу в этом направлении с учащимися школ города. Но в общем работой полицейского управления глава Саратова доволен. «В городе спокойная обстановка, и это в первую очередь заслуга нашей полиции», – подчеркнул Олег Грищенко.

Депутаты думали так же. Хотя претензии по мелочам были. Депутат Виктор Марков, например, просил какое-то время поконтролировать любителей шаурмы рядом с заведением общепита на углу Радищева и Волжской.

– Подъезжают люди, паркуются вторым рядом, включают «аварийку» и стоят. Мало того что машина стоит, пока они покупают шаурму, они еще и кушают её в машине. И даже не понимают, что что-то нарушают.

– Предлагаете поставить запрещающий парковку знак? – уточнил глава города.

– Нет-нет. Просто погонять, приучить, что нельзя на полосе движения кушать.

Депутат Сергей Козин рассказал, что в одном из домов в его округе проживает человек, на которого жалуются соседи. То он пытается поджечь дом, то стучится по ночам. Люди думают, что он психически больной. Депутата интересует, есть ли у полицейских какие-то новые инструкции, как нейтрализовать таких опасных соседей. Ведь историю с групповым убийством в одном из российских регионов широко освещали российские СМИ. И люди теперь боятся повторения страшного сценария. Полицейский с трибуны ответил, что никаких особых полномочий его работникам не надо. И так смогут разобраться и принять меры.

Олег Грищенко спросил про нарезное оружие. Сколько его может иметь один человек? Правду ли говорят, что закон разрешает только пять стволов в одни руки? Илья Молчанов сказал, что это глупости. Он сам давал разрешение на восьмой карабин человеку.

А вот депутат Юрий Ерофеев рассказал про свой культурный шок. Он недавно ходил менять водительские права. И эта процедура заняла у него 12,5 минут. Так что он может только благодарить саратовских полицейских за такие прекрасные сдвиги.

Бюджетные слезы

Доходы бюджета города Саратова увеличены на 5,37 млн рублей. Никогда еще руководители городского комитета по финансам не выходили к депутатам с такими хилыми цифрами. Ну уж если не о сотнях миллионов, то о десятках речь обычно вели. По доходам были и изменения в расходной части. Туда-сюда двигали тоже по несколько миллионов. Теперь – сплошная проза. На восемь млн увеличили расходы на оплату исполнительных листов. Пять млн выделили на содержание ливневок (впереди осень, дожди и затопление улиц города) и два млн – на бензин для транспорта, который убирает улицы города (в последнее время перебои с вывозом мусора в СпецАТХ объясняли именно отсутствием ГСМ и невозможностью отправить машины на линию).

В целом бюджет Саратова 2015 года пока не перебрался в своей доходной части за отметку в 12 млрд рублей. А расходы стремятся к 13 миллиардам. И сдерживает их дальнейшее наращивание только Бюджетный кодекс. В нем строго прописано, что дефицит не может быть больше 10 процентов от доходов бюджета. Так что можно сказать прямо, что бюджетная роспись не первого года подряд и по доходам, и по расходам уже даже не бюджет выживания, а строгая пайка, на которую посадили город, и теперь зорко следят за результатами финансового эксперимента. Хотя, честно говоря, не только Саратов участвует в эксперименте. Вон на Урале власти небольшого городка в Свердловской области так отчаялись из-за нехватки средств на исполнение полномочий, что приказали разобрать и сдать в утиль резервную мазутно-газовую котельную, а деньги отправить на погашение недоимки по уплате НДФЛ. А следом по распоряжению администрации на металлолом было отправлено и 4200 метров железнодорожного полотна вместе с тепловозом. На полученные средства отремонтировали тротуар на одной из центральных улиц. Потом, правда, в администрацию, оригинальным способом устраняющую дефицитом бюджетных денег, пришли следователи. И чем дело кончится – еще не известно.

Олег ГрищенкоГлава Саратова Олег Грищенко пока в такие экстремальные игры не ввязывается. Но в принципе к экстриму готов. В минувший четверг на очередном заседании городской думы Олег Васильевич в ходе обсуждения вопроса о принятии поправок в бюджет города текущего года изложил депутатам свое видение финансовой ситуации в муниципальном образовании и нацелил их, а также городскую исполнительную власть на необходимость применения новых подходов в работе по формированию бюджета 2016 года.

Круг замкнулся. Без денег нельзя исполнить полномочия

– По итогам внесенных изменений в главный финансовый документ города можно сделать неутешительные выводы. Очень большую долю средств нам приходится сегодня направлять на исполнение судебных решений, погашение исполнительных листов, штрафные санкции. На эти цели мы отдаем даже полученную по результатам проведенных конкурсов и аукционов экономию. Это связано с тем, что люди, не желая ждать, когда до них дойдет очередь по переселению из аварийного жилья, подают иски и получают денежную компенсацию. И их, считаю, можно понять. Есть и другие направления, по которым проводится взыскание. Это ремонт многоквартирных домов, улиц, изготовление паспортов тех же домов и дорог и многое другое.

Причина одна – недостаток бюджетных средств на исполнение собственных полномочий. Бюджет города обеспечен только на 33,5% от потребности. Подчеркиваю, уже не на 40, а на 33,5%! В условиях такого хронического недофинансирования обязательства просто не могут исполняться муниципалитетом в полном объеме. Это порождает иски и штрафы. Выплачивая их по решениям судов, мы еще больше уменьшаем долю бюджета, направленную на исполнение полномочий. Круг замкнулся...

В условиях, когда текущая экономическая ситуация не дает нам возможности рассчитывать на дополнительную финансовую помощь, муниципалитету, и в первую очередь администрации, необходимо крайне ответственно подойти к планированию бюджета на следующий год... Нам пора перестроиться и прямо говорить о тех проблемах, которые у нас есть. Напомню наиболее болезненные из них.

Сегодня мы сняли с повестки дня вопрос о тарифах МУП «БПХ», потому что понимаем – нужно принимать по этому вопросу серьезное, не одноразовое решение. Только повышением тарифов ситуацию не исправить.

Еще одна наболевшая проблема – ситуация в МУПП «Саратовгорэлектротранс». Городская власть практически никак не может повлиять на решение этого важнейшего для горожан вопроса. Судите сами: тарифы устанавливаются на областном уровне, компенсацию за перевозку льготных категорий граждан выплачивает, а иной раз не выплачивает, также область. Судебные процессы, которые перевозчики затевают для того, чтобы эти компенсации все-таки получить, они проигрывают. Поэтому, конечно, сегодня СГЭТ, на долю которого приходится основная часть льготников, находится в удручающем положении. Критикуют за это городскую власть. Но мы в данной ситуации ничего изменить не можем.

Или возьмем другое муниципальное предприятие – «Саратовводоканал». Экономически необоснованные тарифы, огромные долги потребителей, крайне изношенные сети, потери воды достигают практически 50 процентов, энергоемкость предприятия просто огромная, его нужно полностью модернизировать... У городского бюджета для оказания поддержки нет денег, областные источники также нам не помогают, и куда нам деваться? У нас на сегодняшнее утро порядка 170 аварий, и так каждый день. А концессионеры приходят, смотрят и говорят: с задолженностью энергетикам разбирайтесь сами, и тогда мы возьмем предприятие в концессию. Но так не бывает. А с долгами-то кто будет рассчитываться?

То же самое и со «СпецАТХ» – до сих пор не установлены новые нормы накопления бытовых отходов. Но сегодня мусора стало гораздо больше, и городу приходится доплачивать за его вывоз. Есть и пробелы в законодательстве. Например, мы не можем понудить жителей частного сектора заключать договоры на вывоз мусора. И они выбрасывают его неподалеку от жилья, устраивая несанкционированные свалки, либо вывозят в ближайшие контейнеры, не рассчитанные на такое количество отходов.

В итоге контейнеры стоят переполненные, и нам приходится оттуда вывозить мусор по несколько раз, хотя графиком это предусмотрено один раз в день. А это дополнительные расходы для бюджета, их нам никто не компенсирует.

Второй год нам не выделяют деньги на дороги. В этом году, правда, дали сто миллионов, но при этом указали, какие именно участки мы должны на эти средства отремонтировать. Посмотрите, на что город у нас стал похож – ездить практически невозможно! А транспортный налог, на который мы рассчитывали и могли бы направить на дорожный ремонт, у нас забрали. Если бы, как раньше, порядка 600-700 миллионов рублей в год у нас было, постепенно мы могли бы привести дороги в порядок.

Вопросов много, вы прекрасно о них знаете, и о них нельзя молчать, в первую очередь в процессе подготовки бюджета, его формировании на всех уровнях – и областном, и городском. Нужно о них говорить, нужно принимать решения. Надо сделать все возможное, чтобы нас услышали.

Всё отдать и сидеть не клятым, не мятым

Депутаты выслушали монолог главы города про недостаток бюджетных средств молча. Они понимали, что призыв говорить, не скрывая положения дел, в данном случае не главный. Да и кто им разрешит хаять устройство властной вертикали, где муниципалитетам достаются крохи от огромных сумм налоговых и неналоговых платежей, которые уходят из Саратова всё выше и выше, до самой до Москвы? Ключевой информацией в данном обращении главы города, наверное, стоит считать посыл «принимать решения». Какими могут быть эти решения, депутаты наверняка не раз обсуждали на своих закрытых от прессы совещаниях.

Допускаю, что уже готов план передачи всех МУПов на уровень области. Медучреждения в прошлом году уже передали, теперь можно вести речь о транспортном обслуживании саратовцев, о водоснабжении, о банях, кстати, тоже. Ну а дальше уж дело области будет решить – самим всем заняться и наладить или вернуть непростое хозяйство снова под управление города, но уже с деньгами на содержание всего этого добра. Законодательная основа под таким перераспределением создана. В 2014 году были приняты поправки в федеральный закон № 131, и субъекты РФ получили право перераспределять фиксированные до того полномочия муниципальных образований, забирая их на свой уровень власти. На минувшей неделе о желании области забрать у Саратова электротранспорт уже говорили на уровне заместителя министра. Так что не исключено, что тенденция будет продолжена.

Не стоит закрывать глаза и на то, что такая политика по отношению к муниципалитетам наблюдается повсеместно. В Московской области уже год хотят лишить все подмосковные города практически всех полномочий. Законопроект о возвращении градостроительных полномочий на региональный уровень включен в повестку дня заседания законодательного собрания Екатеринбурга. Ранее Екатеринбург уже отдал на уровень области другие свои полномочия – по вопросам контроля за размещением рекламы, по неразграниченным землям, по согласованию массовых мероприятий.

Кроме концентрации властных полномочий на уровне регионов, в России идет параллельный процесс по передаче неэффективных МУПов в концессию крупному частному бизнесу. Предполагается, что неэффективные МУПы, занятые в сфере ЖКХ, частный российский бизнес (крупный, разумеется) заберет под себя не позднее 1 января 2016 года. Может получиться, что уже в ближайшее время мы будем свидетелями масштабного перехода МУПов в ГУПы и частные предприятия. Так, наверное, муниципальной власти будет проще. Вот только если власть ничем не рулит, как скоро перестанут воспринимать ее всерьез?