Тупики для экономики

Оценить
Все страдают от непонимания, что делать. Но некоторые знают, кто виноват

Сентябрь только на улице был прекрасным в центральной части России. Во властных кабинетах всё было мрачно и грозово.

Правительственные чиновники по долгу службы тужатся-тужатся и пока никак не могут определиться с ответом на тему, «что же будет с родиной и с нами». Коммунистическая оппозиция решила пересажать полстраны. А неугомонный советник президента по экономическим вопросам Сергей Глазьев решив, что во всех наших бедах виноваты пока только Америка с Европой, предлагает и российскому правительству приложить жёсткую руку к России. Взять да и жахнуть со всей дури по её экономике. И у глазьевского кардинального подхода, как оказалось, в нашей области есть сторонники.

В правительственных товарищах согласья нет

Министерство экономического развития Саратовской области никак не даст министерству финансов окончательную исходную базу для вёрстки бюджета на следующий год. Потому что никак не получит внятного сигнала из федерального центра о том, куда будет двигаться экономика страны, насколько упадет или все-таки вырастет. Там этого загадочного российского пути пока сами не знают.

Весь сентябрь федеральные министерства и ведомства никак не могут прийти к согласию. Точно решили, что пенсии в следующем году не будут поднимать на фактическую инфляцию. Но договориться о фиксированном проценте роста (если всё в цене растет, то и пенсии надо поднимать, чтобы пожилой народ, составляющий основу властного электората, не перемёр от недоедания) не получается. Одни предлагают шесть процентов, но тогда срочно надо начинать увеличивать пенсионный возраст для работающих. Другие убеждают, что с повышением возраста выхода на пенсию спешить нельзя, а лучше поднять сами пенсии всего на четыре процента. Обсуждается также отказ по выплатам пенсий работающим пенсионерам. Здесь опять же предложения самые разные. То ли всем подряд работающим пенсионерам перестать пенсии платить, то ли тем, кто зарабатывает в год 200 тысяч рублей, или 500 тысяч, или миллион. В общем, нет единого решения.

Про пенсии чиновников и депутатов, которые выплачиваются напрямую из бюджета и по иному закону, пока боятся говорить. Но уже намекают, что неплохой экономией было бы заморозить рост зарплат чиновников и военнослужащих.

Последнее предложение – повысить налоги на нефтяников. Тогда, может, доходов в бюджете станет побольше, и не нужно будет выбирать, кому урезать выплаты. Но это предложение чревато тем, что с президентом Владимиром Путиным может поссориться его друг Игорь Сечин, который руководит самой большой нефтяной компанией Роснефть. И опять же – в Роснефти работает ведь не только Игорь Сечин. Там и рядовые руководители самых маленьких подразделений хорошо материально устроились. А если в компании из-за повышения налогов будет меньше денег оставаться, то уровень их доходов наверняка же упадет? И они могут выйти на площади своих городов с жалостливыми плакатами? В Тольятти работники автомобильного российского гиганта уже вышли. Хотят обратить внимание власти на простую житейскую проблему: сегодня сократили работника, а завтра ему будет нечем кормить детей.

Президент Владимир Путин, выслушивая своих министров, не может пока взять на себя ответственность за единственно правильное решение. И отправляет все предложения на доработку. Хотя, по большому счету, ему и надо-то просто выбрать, к кому он больше прислушивается. Но как это сделать?

Минфин утверждает, что всё надо резать по максимуму, иначе проедим фонд национального благосостояния (ФНБ) в ближайшие два года, а желательно все-таки оставить в нем к началу 2019-го минимум два триллиона рублей.

Банк России в публичном пространстве зациклился на четырех процентах инфляции в следующем году. Но вскрытая переписка его высокопоставленных сотрудников доказывает, что правительству уже не раз предлагалось «включить печатный станок». А это означает, что инфляции в четыре процента в следующем году в России не будет, а придется её считать в десятках процентов.

Министерство экономического развития в лице Алексея Улюкаева не прочь повысить налоговую нагрузку и на людей, и на бизнес в России. Например, только вводом налога с продаж одновременно во всех регионах России можно набрать от 300 до 500 миллиардов рублей в год. Всего-то и дел, что приплюсовывать на кассе к цене каждой покупки по три процента, а региональные бюджеты начнут сами собой полняться, и губернаторы перестанут просить деньги в Москве, а легко и просто заработают на покупательском спросе жителей своих территориальных образований.

Примерно столько же миллиардов рублей (а то и больше), по расчетам Минэкономики, может заработать Пенсионный фонд РФ. Для этого только надо принять закон о введении соплатежа с работника в части уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование. Не надо брать много – двух процентов с заработной платы достаточно.

По телевизору – главному информатору основной части населения – эти тонкости не рассказывают. Или подают в общем потоке новостей, не акцентируя внимания на том, что в правительственных товарищах согласья нет. Так что неудивительно, что народ безмолвствует и отчаянно сам себя пытается убедить, будто всё будет хорошо, верное решение найдут и правильной дорогой поведут. И в ожидании этого пока готов затягивать туже пояса с надеждой на мудрость и силу верховного правителя.

Критикует хорошо, предлагает плохо

Между тем в КПРФ решили выработать общенациональные меры по выводу страны из кризиса. Наш земляк и потенциальный преемник Зюганова Валерий Рашкин обратился на днях к коллегам по Госдуме с новой политической повесткой. Он глубоко возмущен тем, что вся дискуссия о параметрах федерального бюджета проходит под ковром, и убеждает госдепов тоже вместе с ним возмутиться и потребовать новой роли парламента. «В цивилизованных странах в условиях нарастающего кризиса мудрая исполнительная власть старается всегда опереться на мнение и поддержку парламента. Но только не в России, где для парламента и народа существуют лишь бравурные заявления правительства о достижении так называемого дна кризиса».

Рашкин называет политику правительства Медведева ошибочной и бездарной, данные Росстата явно приукрашенными, прожиточный минимум нереалистичным и подсчеты бедных некорректными. По данным Рашкина, можно говорить о бедности более чем половины населения России. Но если негативные макроэкономические процессы нарастают, россияне и дальше будут беднеть. «По сути, именно им предстоит оплатить все ошибки экономической политики последних лет», – сказал Валерий Рашкин депутатам Государственной думы, чтобы они не смели потом отвертеться, что, дескать, не знали, не понимали, когда на их глазах начнет рушиться российская государственность. Суперпрезидентский политический режим, когда ручное управление всеми процессами в стране налажено из одного кресла, привел к деградации государство.

С этими обвинениями Валерия Рашкина трудно спорить. И низкий ему поклон за высказанное отношение к тому, что происходит. Но декоративная роль карманной оппозиции уже давно надоела. Коммунисты давно застоялись в своих стойлах и очень хотят по-настоящему порулить. И вот тут-то хорошо бы за ними внимательно последить. Например, всем предпринимателям, крупным и мелким, очень полезно почитать подготовленный Валерием Рашкиным, Ольгой Алимовой и несколькими другими депутатами-коммунистами законопроект о мерах защиты национальных интересов на валютном рынке. На минувшей неделе он был официально зарегистрирован, и его легко найти в интернете.

В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» есть две части. Одна – для будущего электората. В ней коммунисты клеймят трансграничные перемещения капиталов. Потому что нашей стране они не подходят. Мы стали одной из стран-»лидеров» по вывозу капитала. От нас деньги бегут, а Центробанк за этим преспокойно наблюдает и даже способствует процессу своими неправильными действиями. Рынок сам всё не отрегулирует. Нужно думать об интересах страны.

На этом основной электорат может перестать читать. Потому что дальше ему будет скучно. Да и закон будет не интересным. Потому что только тридцать процентов россиян по последним опросам хоть как-то тревожатся по поводу валютных курсов и пытаются в них вникать. Остальных все эти скачки долларов и евро как бы не касаются. Но на самом деле основная опасность кроется как раз в том, что дальше. Потому что коммунисты-законодатели предлагают разрешительный порядок на совершение валютных операций, ограничения на приобретение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями иностранной валюты, обязательную продажу резидентами (юридическими лицами и физическими лицами – индивидуальными предпринимателями) 100% валютной выручки и много чего еще, но главное – уголовную ответственность за нарушение валютного законодательства.

Читаешь этот законопроект о прекращении либеральной политики по отношению к свободному использованию иностранной валюты и понимаешь, что, да, конечно, всё это уже было в советские времена. Но в советские времена наши люди не были избалованы зарубежными товарами. А сейчас им хорошо бы понимать, что любое ужесточение на хождение долларов и евро отра­зится на стоимости обуви, бытовой техники, автомобилей, без которых уже не захотят жить люди. Потому что всякий контроль в нашей стране принято обходить. А все пути обхода стоят денег. Да и смешно это – на отрезке жизни одного поколения то разрешать, то запрещать свободное обращение валюты. Обыватели же не виноваты, что элита страна спасает свои капиталы за рубежом. Хотя, наверное, рашкинских миллионов в выведенных в прошлом году из страны 150 миллиардах нет.

Рашкин называет политику правительства Медведева ошибочной и бездарной, данные Росстата явно приукрашенными, прожиточный минимум нереалистичным и подсчеты бедных некорректными. По данным Рашкина, можно говорить о бедности более чем половины населения России. Но если негативные макроэкономические процессы нарастают, россияне и дальше будут беднеть. «По сути, именно им предстоит оплатить все ошибки экономической политики последних лет», – сказал Валерий Рашкин депутатам Государственной думы, чтобы они не смели потом отвертеться, что, дескать, не знали, не понимали, когда на их глазах начнет рушиться российская государственность.

Совет безопасности Глазьеву в помощь

Коммунисты не одиноки в своем желании выковать железный занавес для российской экономики. Еще большие изоляторы по своему духу и предложениям – члены группы, рупором которой выступает Сергей Глазьев. В середине сентября он готовился выступить в Совбезе РФ с докладом, где речь шла, ни много ни мало, о неотложных мерах по отражению угроз существованию России. При этом не надо смеяться, но я нигде не нашла ни намека на то, что беда нависла над президентом Путиным. (Помните володинское выражение: «Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России.)

В докладе Глазьева речь идет об агрессии США в нашу сторону, потому что мы выбраны направлением для главного удара. У нас есть углеводороды и другие природные ресурсы. Да, конечно, у нас нет новейших технологий. Но это опять же США захватили глобальное лидерство и теперь раздуваются от своего превосходства над другими странами. Но глобальному доминированию мешает самостоятельная внешняя политика президента России. Он главный виновник срывов планов американцев. И вся антироссийская агрессия США объясняется именно этим.

Неизвестно, до какого уровня дошел этот доклад, на каких столах полежал. Никто из серьезных экономистов на него не откликнулся. Между тем там тоже есть большой раздел про то, как нам проучить американцев, отказавшись от их доллара. Для этого надо постепенно перейти на использование рублей в национальных расчетах, перевести инвалютные займы в рублевые кредиты, фиксировать котировки обменного курса в привязке к рублю, а не к доллару, устанавливать длинные коридоры колебания курса, страховать только рублевые вклады граждан, а за организацию валютных счетов физических лиц наказывать банки рублем, да и вообще для банков установить ограничения по валютным позициям, а для граждан, желающих купить валюту, установить пятипроцентный налог.

Контроль за всем, что происходит в России, по Глазьеву, должен перейти Совету безопасности, но можно создать и еще несколько новых органов, и уж точно ГКСП (Государственный комитет по стратегическому планированию при президенте РФ). Потому что правительству РФ вывод России из кризиса поручать нельзя: «Правительство РФ, как центральный орган исполнительной власти, загружено текущими задачами и не может формулировать стратегические цели и контролировать их достижение».

В докладе 45 страниц, на которых расписано, что именно ГКСП нужно отдать функцию содействия привлечению передовых зарубежных технологий, государственную научно-техническую экспертизу и много чего еще. Эти страницы стоят того, чтобы их прочитать. Вот наш министр экономического развития Владимир Пожаров не прочитал. И потому, когда журналисты недавно спросили его, как он относится к докладу, он сказал, что Глазьева поддерживает. Потому что кто ж будет против дешевых кредитов для реальной экономики? Глазьев между тем подкладывает бомбу под коммерческие банки, предлагая им кредитовать предприятия по ставкам значительно ниже инфляции.