«Роли, которые принесли несчастье своим создателям»
Московское издательство «Центрполиграф» выпустило двухтысячным тиражом книгу Алексея Казакова «Роли, которые принесли несчастье своим создателям». Книга снабжена завлекательным подзаголовком («Совпадения, предсказания, мистика?!») и рассказывает о неком (цитируем аннотацию) «мистическом воздействии роли на ее создателя и исполнителя», то есть о «случаях необъяснимого негативного влияния кино- и театральных ролей на судьбу исполнителей, когда те воплощали на экране и на сцене силы зла, пытались «проникнуть» в потусторонний мир, а также «умирали» в кадре и на подмостках».
Любой желающий и сам вспомнит немало примеров такого свойства. Высоцкий, например, сыграл в фильме Михаила Швейцера роль Дона Гуана, погибшего в результате «пожатья каменной десницы» статуи Командора, – и вскоре умер. А Брюс Ли и его сын Брэндон, погибшие на съемочной площадке? А Натали Вуд, чья гибель и поныне остается загадкой? А Ривер Феникс?
Автор книги пишет о «проклятых» книгах, чьи экранизации для актеров оказывались фатальными, но если вспомнить, например, сколь много представителей актерской гильдии снялись в «Мастере и Маргарите» (фильме и сериале) без роковых последствий для здоровья и жизни, то простая статистика окажется не в пользу построений А. Казакова. Кроме того, не следует забывать, что само служение Мельпомене – если, конечно, не халтурить! – колоссальная трата нервной энергии, и ее далеко не всегда удается восполнить «мирными» средствами. «О, знал бы я, когда бывает, / Когда пускался на дебют, / Что строчки с кровью – убивают, / Нахлынут горлом и убьют!» – писал Борис Пастернак. В этом же стихотворении, кстати, есть и строка о «полной гибели всерьез». Как и многие другие представители публичных профессий, актеры все время на виду, под пристальным вниманием хроникеров и папарацци. Жизнь под прицелом фото– и видеокамер у кого-то вызывает стрессы, усугубляемые крепкими напитками, психотропными препаратами или наркотиками. Хит Леджер, Филипп Сеймур Хоффман, Бред Ренфро, Крис Фарли – о сколько их упало в эту бездну!