Мульти-пульти

Оценить
Мульти-пульти
Саратов посетил режиссер-мультипликатор Гарри Бардин

Однажды кто-то предложил Уолту Диснею стать мэром Лос-Анджелеса. «Зачем мне быть мэром, – спросил американский мультипликатор, – если я уже король?». На минувшей неделе в Саратове встречали короля отечественной мультипликации Гарри Яковлевича Бардина. Своим многолетним опытом режиссер поделился с совсем еще юными мультипликаторами – учениками анимационной студии «Два кадра».

Для многих жителей нашей страны Гарри Бардин не просто мультипликатор. Он символ советского и российского анимационного искусства. Персонажи его мультфильмов – забавные, запоминающиеся, необычные – знакомы практически каждому. А еще Гарри Яковлевич именно тот человек, который сумел доказать, что мультфильм можно сделать из любого подручного материала. По его прихоти оживали спички, пластилин, веревка и даже проволока. Наш город легендарный мультипликатор посетил в рамках второго открытого фестиваля-конкурса детского кино «Киновертикаль».

Главное – это свинцовая попа

В рамках третьего фестивального дня в Саратовском областном доме работников искусств Гарри Бардин встретился с детьми, которые с удовольствием не только смотрят мультфильмы, но и снимают их самостоятельно. На суд режиссера мальчишки и девчонки представили несколько своих самых лучших работ.

Мультфильмы были от и до сделаны детьми. Продолжительность каждого из них – не более двух минут. Условия такие: ребята самостоятельно придумывают сценарий, рисуют персонажей, озвучивают их и заставляют двигаться. Процесс создания мультфильма – долгий и трудоемкий. Всего лишь каким-то двум минутам просмотра на большом экране предшествует кропотливая работа, которая требует сосредоточенности и усидчивости. «Федор Савельевич Хитрук говорил, что у мультипликатора должна быть свинцовая попа. Это он имел в виду терпение. Должно быть такое терпение, чтобы дождаться того момента, когда получится», – напомнил присутствующим слова советского режиссера Гарри Яковлевич.

Тех из присутствующих, кто не умеет создавать рисованные истории, заинтересовало, сколько же требуется времени для того, чтобы создать такой короткометражный шедевр. «Совершенно по-разному. Бывает, что съемки мы можем завершить за урок, а бывает, что и за два часа. Только съемки! Но это не предел. Некоторые мультфильмы ребята могут снимать по полгода. Надо написать историю, сделать персонажей, записать фоны, озвучить. А в итоге получается мультфильм на пять минут», – рассказывает мультипликатор студии «Два кадра» Дмитрий Палагин.

После просмотра мультфильмов Гарри Яковлевич дал несколько практических советов детям. Например, обратил внимание юных режиссеров на то, что персонажей нужно учить говорить, а для этого работать над их мимикой. «Мы как раз сейчас начинаем это проходить», – объяснил Дмитрий.

Гарри Бардин оказался очень внимательным к мелочам. Фон одного из кадров в мультфильме сначала был зеленого цвета. В следующем кадре фон изменился на красный. Гарри Яковлевич посоветовал внимательно относиться к мелочам, очень тщательно все проверять. Ведь упустив какую-то деталь в процессе съемок, исправить ее уже не получится.

Безусловно, для маленьких мультипликаторов из студии «Два кадра» персона Гарри Бардина является если не культовой, то уж непременно образцом для подражания. Все они неоднократно смотрели мультфильмы мэтра. Смотрели не только для развлечения или чтобы скоротать свободное время, но и в целях узнавания новых приемов, направлений для своей работы.

«Что касается общего настроения, то мне очень понравилось то, что вы рассказываете историю легко, как дышите. Ваши истории – это только ваши истории. Мне нравится, что они целиком и полностью похожи на вас. Это замечательно!» – признался детям Гарри Яковлевич.

Два кадра

В студии «Два кадра» занимается немного детей. По словам Дмитрия, это обусловлено тем, что съемка мультфильмов – больше индивидуальное занятие. В студии могут заниматься дети в возрасте от пяти лет. Детям, которые еще не успели отпраздновать свой пятый день рождения, снимать мультфильмы будет непросто, потому что у них еще мало усидчивости и способности концентрировать внимание. Дмитрий рассказывает, что детям и в пятилетнем возрасте первое время тяжело усидеть на месте весь урок. Для самых маленьких мультипликаторов создаются специальные условия. Например, продолжительность одного занятия не превышает 30 минут и работают они над коллективными творениями. Ребята из старшей группы трудятся уже над авторскими мультфильмами.

Усидчивость – главное, что требуется от ребенка, желающего снимать мультфильмы. Но на этом набор качеств успешного мультипликатора не заканчивается. Помимо этого ребенок должен любить рисовать. Не обязательно уметь рисовать! Любить! Научить рисовать ребенка можно, а вот научить любить рисовать, увы, нет. Ничего путного не выйдет, если ребенка начинает тошнить при одном только виде акварельных красок, альбомного листа, цветных карандашей и кисточек.

В студии за Дмитрием закреплена в основном техническая сторона процесса. Он занимается монтажом, режиссурой, операторской работой. Работу с детьми организует его коллега Екатерина Нефедова. Научиться снимать мультфильмы Екатерина мечтала еще с самого детства. В студенческие годы она чисто случайно оказалась в студии «Два кадра». «Я училась в аграрном университете. По специальность ландшафтный дизайнер. Однажды наш педагог по компьютерной графике пригласила нас помочь в студии авторской анимации обрабатывать на компьютере персонажей. Пришло несколько студентов, включая и меня. Я так в студии и осталась. Можно сказать, что Гарри Бардин мой кумир, человек, на чей профессионализм стоит равняться», – говорит Екатерина.

Мечты о будущем у нее связаны с мультипликацией. Но она не мечтает снять когда-нибудь мультфильм, который побьет все рекорды по кассовым сборам. «Авторская анимация не предполагает каких-то кассовых сборов. Конечно, неплохо, если бы так можно было зарабатывать деньги. Но не сегодня. Если есть возможность снимать мультфильмы – это уже неплохо», – вставляет Дмитрий.

То, что доктор прописал

Екатерина хочет и дальше продолжать работать с детьми, учить их снимать мультфильмы. Еще одна глобальная мечта Екатерины – можно сказать, подвижническая. Она планирует в Саратове развивать мульттерапию. «Анимация таит в себе лечебные силы. Через мультфильмы больные дети могут показать свой внутренний мир, поделиться им с окружающими людьми, рассказать о том, что их волнует. Анимация – отличное средство, которое помогает детям социализироваться, благоприятно влияет на здоровье. В Саратове данное направление пока что не развито. А в Москве и Санкт-Петербурге достаточно много анимационных студий, которые работают с детьми в больницах, онкологических центрах. Мне кажется, что это здорово! И Саратову это тоже нужно», – делится своими планами на будущее Екатерина.

В данном направлении Екатерина уже начала работу: «Мы проводили в детском доме мастер-класс по мультипликации. Детям понравилось делать мультфильмы! Они работали с большим интересом, с горящими глазами. Дети в детских домах всегда дают большую отдачу. Они не требуют какого-то шоу».

Действительно, возможности мульттерапии сложно переоценить. Ребенок, который взялся снимать мультфильм, должен познакомиться с такими видами искусства, как живопись, графика, скульптура, фотография, музыка, литература, театр. Еще одна ценность мульттерапии – работа в команде. У каждого в процессе создания мультфильма своя роль. Кто-то режиссер, кто-то пишет сценарий, кто-то занимается озвучкой персонажей, а кто-то отвечает за музыкальное сопровождение. И ребенок понимает: «Я – не винтик, не ненужная, забытая деталь механизма. От меня тоже зависит, что получится в итоге».

* * *

Фестиваль завершился 18 сентября. Гарри Яковлевич, к сожалению, остаться на церемонию закрытия конкурса не смог, но участников не оставил без видеообращения. «Снимайте, рискуйте, дерзайте, делайте все, чтобы вас заметили», – пожелал детям известный мультипликатор. Но эти слова понравились и взрослым.