По подсказке сверху

Оценить
В Саратовской области меняется механизм предоставления льгот на ЖКУ по требованию Жилищного кодекса

Возмещать затраты льготников на оплату жилищно-коммунальных услуг в Саратовской области теперь будут по-новому. Об этом стало известно на минувшей неделе от министра социального развития региона Ларисы Колязиной. За последний год механизм предоставления льгот по стоимости ЖКУ областные чиновники меняют уже второй раз. Правда, говорят, что сейчас действуют уже не по своей прихоти, а в связи с требованиями федерального законодательства.

Теперь по факту оплаты

Вопрос изменения механизма по льготам на ЖКУ обсуждался в числе прочих в Саратовской областной думе на совместном заседании рабочей группы комитетов по социальной политике и ЖКХ. Обсуждение инициировал губернатор Валерий Радаев. Он же стал проводником в думу сразу нескольких законопроектов, касающихся предоставления жилищно-коммунальных льгот отдельным категориям граждан.

Поправки обсудили быстро и быстро одобрили не только депутаты регионального собрания, но и общественники. А все потому, что вступить в силу они должны уже с 1 ноября 2015 года.

Суть в том, что льгота по ЖКУ теперь будет представлять собой не единую денежную выплату (ЕДВ), как было раньше, а компенсацию в чистом виде. И считаться сумма возмещения теперь будет по-другому.

Сейчас льгота по ЖКУ, которую предоставляют 465 тысячам жителей Саратовской области (из них 355 тысяч – региональные льготники), рассчитывается от фактически начисленных сумм за оказанные жилищно-коммунальные услуги (в том числе с учетом нормативов потребления). Минсоцразвития собирает необходимые данные с ресурсоснабжающих организаций или из принесенных льготниками жировок. Этот механизм действует с октября прошлого года. А до того льготу считали и вовсе исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Причем в Саратовской области эти механизмы предлагали выплату льготы гражданам авансом. То есть льготники сначала получали деньги из бюджета на свои персональные счета, а потом из них же, по сути, оплачивали счета за ЖКУ.

Новый механизм подразумевает компенсацию затрат льготников по факту оплаты. То есть граждане, имеющие право на льготу, сначала должны оплатить выставленные им счета за ЖКУ из собственных средств, а государство им потом компенсирует понесенные расходы.

Объем мер социальной поддержки (размер льгот) для каждой категории льготников определен законом и в этот раз не меняется. При этом есть в федеральном законе одна оговорка. Если по оплате ЖКУ у льготника имеется задолженность более чем за три месяца, в компенсации ему будет отказано. До тех пор, пока он не закроет долги. Затем право на льготу к нему вернется.

«Размер компенсации будет устанавливаться из расчета не начисленных сумм за потребленные жилищно-коммунальные услуги, а исходя из объема фактически потребленных и оплаченных жилищно-коммунальных услуг, – пояснили в минсоцразвития. – Это значит, что компенсация будет выплачиваться только тем льготникам, которые не имеют задолженности по оплате ЖКУ. Таково требование статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации. Проектами законов Саратовской области предусмотрено, что должником будет считаться тот гражданин, в отношении которого от ресурсоснабжающих организаций в течение трех месяцев поступят сведения о полной неоплате им начислений за жилое помещение и коммунальные услуги».

Кстати, по данным минсоцразвития Саратовской области, должников из числа льготников около 4-5 процентов.

В 2014 году на выплату ЕДВ на ЖКУ в областном бюджете было потрачено 4,6 млрд рублей, в 2015 году на те же цели предусмотрено 3,7 млрд рублей.

Так оно эффективней и выгодней

По словам депутата Саратовской областной думы Леонида Писного, новый механизм расчета и предоставления льготы по ЖКУ отдельным категориям граждан выглядит более справедливым и экономичным для регионального бюджета, чем действовавшие ранее.

Собственно, предыдущий механизм – по факту потребления – тоже был, по словам Писного, удобоваримым. И тоже экономным для бюджета. А вот при расчете льготы по региональным стандартам стоимости жилищно-коммунальных услуг бюджет сильно льготникам переплачивал. В основном потому, что стандарты стоимости считались из нормативного потребления коммунальных услуг, которое значительно превышает показатели фактического потребления по приборам учета.

Про факт переплаты, кстати, выяснилось в мае текущего года, когда на одном из заседаний бюджетного комитета Саратовской областной думы министр финансов региона Александр Выскребенцев рассказывал депутатам, на чем можно сэкономить бюджетные средства и за счет пересмотра каких расходных статей можно найти дополнительно сотни миллионов. Одной из таких статей оказались меры соцподдержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Исходя из доклада министра получалось, что при переходе от расчетов льготы из стандарта стоимости ЖКУ на предоставление льготы по фактическому потреблению в бюджете области на текущий год высвободилось 500 миллионов рублей.

То есть за то время, когда применялся принцип расчетов льготы по региональным стандартам стоимости ЖКУ (2010-2014 гг.), переплата по этому виду соцподдержки составила не менее миллиарда рублей. А то и многим более.

Компенсация фактических затрат льготников по оплате жилья и коммунальных услуг, по словам чиновников и депутатов, сделает граждан, имеющих право на эту льготу, дисциплинированней.

«Все-таки раньше, при применении авансового метода предоставления льготы, не единичными были случаи, когда люди получали средства из бюджета, но оплачивать счета не торопились. И надо, конечно, понимать, что это для нас ЕДВ – целевые средства, а для граждан – это просто деньги», – говорит Леонид Писной. Ограничение на право на льготу тогда тоже существовало, правда, более лояльное. Чтобы лишиться соцподдержки по оплате ЖКУ, льготник мог копить долги до полугода. Сейчас – не дольше трех месяцев.

«Конечно, у людей по-разному складываются обстоятельства, и разные бывают у льготников проблемы в финансовых вопросах. И не всегда есть деньги на оплату жилищно-коммунальных услуг даже с теми скидками, которые им предоставляются за счет государства. Новый механизм предоставления льготы кому-то может показаться неудобным, потому что некий временной разрыв между тем моментом, когда свои деньги за ЖКУ пришлось отдать, и тем, когда эти затраты компенсирует бюджет, неминуем. Но паниковать не стоит. Нужно просто осознать, что деньги вернутся в любом случае. Все проблемы разрешимы. И с долгами в том числе. Сохраняется право на реструктуризацию долгов, например. За время моей работы с населением еще никому в этом праве отказано не было», – объясняет Леонид Писной.


[кстати сказать]

Собственно, переход на компенсацию фактических затрат на оплату ЖКУ – метод, как пока представляется, эффективный и экономичный – это требование федерального законодательства.

Как пояснил Леонид Писной, в конце июня текущего года были приняты изменения в Жилищный кодекс РФ, которые и заменили понятие «предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг» на понятие «компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Кроме того федеральные законодатели потребовали единообразия применения норм Жилищного кодекса ко всем льготным категориям граждан – как федеральным, так и региональным. В связи с этим губернатор и внес в областную думу законопроекты, приводящие региональные законы о льготах на ЖКУ в соответствие с федеральным законодательством.

До этого требования изобретать механизмы предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан было доверено региональным властям. Каждый субъект РФ должен был сам решить, каким образом он будет снижать затраты на ЖКУ льготникам. И субъекты изобретали.

В Белгородской области, например, на первых порах существования этих льгот придумали и создали специальный фонд (коммунальный бюджет), из которого компенсировались затраты предприятий ЖКХ на предоставление скидки льготникам.

В нашем регионе, по словам Леонида Писного, эту систему попытались скопировать.

«Что-то похожее мы в 2003 году создали и у себя. Это было возмещение затрат в натуральном виде. Люди получали жировки с 50 процентной скидкой или в объеме своих льгот. А то, что бюджет должен был компенсировать, рассчитывалось управляющими организациями (ЖСК, ТСЖ) и ресурсоснабжающими организациями, если были прямые договора. Эти данные направлялись в минстрой (он тогда этим занимался), и по ним (т.е. по фактическим начислениям от фактического потребления) жилищно-коммунальным организациям перечислялись деньги из регионального бюджета. Эта система действовала до 2009 года, и она всех устраивала», – сообщил Леонид Писной.

Потом федеральное законодательство изменилось. Появился 185-ФЗ и Фонд содействия реформированию ЖКХ, которые обязали субъекты РФ с 2010 года перейти на монетизацию льгот в ЖКХ. В противном случае регионы могли лишиться поддержки фонда по программам капремонта и переселения граждан.

«Ничего нового мы выдумывать не стали, в рамках 122-ФЗ о монетизации прочих льгот была создана и уже успешно работала система ЕДВ – Единой денежной выплаты. Поэтому мы решили включить в нее и льготы по ЖКХ, – поясняет Писной. – Встал вопрос только, как ее рассчитывать. К тому времени была введена система региональных стандартов на оплату жилья и комуслуг для расчета субсидий. И мы использовали ее для монетизации льгот».

По словам нашего собеседника, для одних льготников расчет льготы по стандарту стоимости был благом, потому что бюджетом компенсировалось даже больше, чем было потрачено, потому что в основе стандартов стоимости лежали нормативы потребления ЖКУ, а другим, получается, недодавали. Один из таких льготников, кстати, оспорил механизм расчета льготы в суде, чем собственно и вынудил региональные власти пересмотреть использующийся подход. В 2013-14 годах в Саратовской области были введены в действие ряд законов, которые как раз и перевели расчеты от стандартов стоимости к расчетам от фактически начисленных сумм по факту потребления.