Не стоит беспокоиться о чистоте

Оценить
Федеральный минстрой посчитал, сколько раз россиянину положено принимать душ. Саратовские чиновники посоветовали не обращать на эти расчеты внимание

Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации определило количество процедур пользования сантехническим оборудованием для расчёта нормативов потребления населением горячей и холодной воды. Документ появился в интернете после регистрации в Минюсте в начале сентября и, естественно, был обнаружен средствами массовой информации. Интерпретируют приказ Минстроя России от 10 августа 2015 в СМИ по-разному. (Официально он называется «Об установлении количества процедур пользования одним водоразборным устройством в течение календарного месяца, применяемых в целях расчёта нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях».) Но чаще СМИ склоняются к тому, что документ этот носит ограничительный характер для потребителей. Мол, это только начало. А в дальнейшем сверхнормативное посещение туалета и пользование ванной и раковиной дорого нам обойдётся.

Всё посчитано, не всё понятно

Приказ Минстроя РФ о количестве водных процедур в месяц не сопровождают никакие пояснительные записки. В документе сказано только, что за исполнением приказа следить будет замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис. Что показатели, прописанные в приказе, нужны для расчёта нормативов потребления коммунальных услуг по горячей и холодной воде в жилых помещениях. Что количество процедур определено в зависимости от вида водоразборного устройства и санитарно-технического оборудования (четыре разновидности ванн, душ, раковина, мойка кухонная, унитаз), а также от категории многоквартирных и жилых домов.

Так, например, жильцы многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, канализацией, оборудованных унитазами, раковинами, мойками, ваннами длиной 1,2–1,7 метра, по мнению федерального Минстроя, принимают ванну один раз в неделю или четыре раза в месяц. Мыться под душем один жилец благоустроенной квартиры в благоустроенном доме должен (может, положено – нужное подчеркнуть) 25 раз в месяц. Мыть руки, то есть пользоваться раковиной, – 107 раз в месяц, посещать туалет (читай: спускать воду в унитазе) – 118 раз в месяц.

Информационные агентства вместе со своими читателями на форумах строят догадки, что этот приказ может означать. Самая популярная версия о том, что правительство хочет-таки вернуться к теме социальных норм и повысить плату за сверхнормативное потребление коммунальных ресурсов.

Некоторые восприняли документ спокойно и вспомнили, что когда-то существовали «Нормы расхода воды потребителями» СНиП 2.04.01-85* «и другие интересные документы советской эпохи». О них, мол, неплохо было бы «напомнить всяким Меням и Чибисам, а то ведь они и дальше будут думать, что изобрели велосипед».

Мы гадать не стали и прямо спросили в областном комитете по государственному регулированию тарифов, что это за приказ такой и нужно ли потребителям начинать волноваться.

Думать пока не нужно

В комитете по тарифам нам рекомендовали не забивать себе голову лишней информацией. «Приказ о количестве процедур по водоразборным устройствам – это внутренний документ. Он нужен регулятору, чтобы рассчитать единый норматив по коммунальному ресурсу», – пояснила пресс-секретарь комитета Татьяна Никифорова.

Она напомнила, что согласно существующим правилам при установлении и определении нормативов потребления коммунальных услуг может применяться аналоговый или расчётный метод. Аналоговый метод применяется при наличии данных по объёмам потребления коммунального ресурса в домах, оборудованных счётчиками. Грубо говоря, эти показатели в усреднённом виде становятся нормативами потребления для аналогичных по техническим характеристикам домов без приборов учёта.

Расчётный метод применяется, если невозможно применить аналоговый метод, то есть информации об объёмах потребления ресурса в «оприборенных» домах нет или её недостаточно.

Так вот, в комитете по тарифам Саратовской области говорят, что для применения расчётного метода тоже нужны исходные показатели, на основе которых уже можно начинать что-то считать. До приказа Минстроя РФ о количестве процедур пользования сантехническим оборудованием, по словам Татьяны Никифоровой, никаких исходных данных для применения расчётного метода не было. Но потребителям, мол, об этих цифрах в приказе думать пока не нужно.

Говорят, что в регионах давно ждали от Минстроя РФ такого документа, потому что во многих субъектах РФ из-за недостатка информации от управляющих организаций по объёмам потребления ресурсов в «оприборенных» домах невозможно применение аналогового метода. Остаётся расчётный метод. И с утверждёнными нормами по количеству водных процедур, например, его можно пытаться использовать.

Не очень правильное, но почему-то нужное

Специалисты комитета нас, конечно, успокоили. Всё-таки структура работает под руководством Ларисы Новиковой, а это не может не внушать доверия. Мы вот Ларисе Николаевне верим. Но по поводу приказа всё равно сомневались и спросили ещё одного эксперта, собаку съевшего на теме про тарифы, что он по этому поводу думает.

Леонид Писной, депутат Саратовской областной думы, строитель и признанный специалист в сфере ЖКХ, тоже сказал, что населению беспокоиться не стоит и комитет, мол, дал правильные разъяснения.

А потом напомнил, что федеральное правительство своим постановлением от 17 декабря 2014 года передало полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг на уровень субъекта Федерации и при этом обозначило его как единый. То есть нормативы потребления должны быть одинаковыми по каждому виду ресурса на территории всего региона. Сейчас нормативы разнятся от района к району. При этом в сельских территориях действуют нормативы в разы меньшие, чем в больших городах. И ему это понятно, потому что он знает, что фактическое потребление ресурса в деревнях и сёлах на самом деле значительно ниже городского.

Пока у регионов возможности отвертеться от единых нормативов нет. Но есть возможность притормозить их принятие. В постановлении предусмотрено право субъекта РФ принять решение о поэтапном переходе к единым нормативам на своей территории. Правда, в этом документе оговорено, что переход должен состояться не позднее 1 января 2016 года.

Саратовская область, кстати, этим правом воспользовалась и решила, по обыкновению, всё тщательно пересчитать и обдумать, прежде чем вводить единые нормативы, на которых настаивают федеральные власти.

«По моему мнению и по мнению многих моих коллег, единый норматив без права какой-либо его дифференциации в разрезе хотя бы муниципальных образований – решение, мягко говоря, не сильно правильное, – говорит Леонид Писной. – С одной стороны, такой норматив был бы, конечно, удобен с точки зрения оказания мер соцподдержки, например. Но с другой стороны, его установление очень затруднено в связи с разными объёмами потребления ресурса, в том числе и по воде. Потребление в сельских территориях ряда муниципальных районов в разы меньше, чем в больших городах. Эта субъективная реальность является сдерживающим фактором для принятия единого норматива. Поэтому на территории нашей области он до сих пор не принят.

Мы предпринимаем сейчас определённые действия, стараемся договориться с федеральным центром о том, чтобы нормативная база предусмотрела право субъектов на дифференциацию нормативов. Правда, без единого норматива мы не можем установить повышающие коэффициенты, с помощью которых можно стимулировать потребителей устанавливать счётчики. Это вообще непростой вопрос, за один день он, конечно, не решится. А тут ещё ситуация осложняется тем, что процесс слияния ФСТ с ФАС в рамках структурного реформирования до конца не завершён. Поэтому и работа по единым нормативам несколько затруднена. Но мы надеемся, что диалог с новым руководством регулятора будет таким же конструктивным, как и с предыдущим. Раньше наши предложения слышали. Надеемся, что услышат и в этот раз».