Стабильно, если стабилизировать
Ситуация на рынке труда России сейчас спокойнее, чем в кризис 2008-2010 годов. Об этом в начале сентября сообщил глава Минтруда РФ Максим Топилин. Неделей позже с характеристикой российского рынка труда выступила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина. Она заявила, что состояние его носит антиинфляционный характер. Рынок труда, по словам Набиуллиной, приспосабливается к новым экономическим условиям не через увольнения сотрудников, а через рост частичной занятости и снижение уровня реальной заработной платы. И данный фактор, наряду с другими демографическими явлениями, будет оказывать сдерживающее влияние на потребительскую активность в России.
По словам Натальи Соколовой, руководителя министерства занятости, труда и миграции Саратовской области, которая в минувшую пятницу встречалась с журналистами, состояние рынка труда в нашем отдельно взятом регионе «достаточно стабильно». Он, мол, тоже приспособился к новым экономическим реалиям. Правда, ей, кажется, совершенно не важно, как и за счет чего.
Мы мониторим, не прогнозируем
Никаких ярко выраженных кризисных явлений на рынке труда Саратовской области, по словам Соколовой, не отслеживается. Это в общем-то все, что министр готова была сообщить общественности. Уровень регистрируемой безработицы – 1,1%, уровень общей – 4,6%. Традиционно важно, что это меньше, чем средние показатели по стране. На 26 тысяч вакансий 13,5 тысячи учтенных безработных. Тоже важно. Потому что вакансий больше. А если гуманитарии (основной контингент биржи труда) переделаются в технарей (самых востребованных рынком), проблема безработицы вообще будет снята.
Ну да, предприятия по-прежнему заявляют о готовящихся сокращениях. Но на сегодняшний день численность высвобождаемых и планируемых к высвобождению, по словам министра, в два раза ниже, чем весной. А это, мол, уже свидетельствует о том, что рынок труда стабилизировался и негативные тенденции сходят на нет.
«На сегодня предприятиями заявлено на высвобождение чуть больше трех тысяч человек. В режиме неполной занятости находится около четырех тысяч человек, тогда как в марте планы на высвобождение были на восемь тысяч человек в общей сложности, – сообщила Соколова. – При этом реально и фактически жизнь показывает, что работодатели заявляют на сокращение гораздо большее количество работников, чем потом в итоге сокращают. Свои планы они выполняют не более чем на 60 процентов».
Ну да, отдельные отрасли экономики «просели» по уровню заработной платы. Но, по словам Натальи Соколовой, в целом-то средний показатель в регионе растет. И сейчас он достиг уже 22,3 тысячи рублей.
Мы, правда, вспомнили, что не так давно средняя заработная плата составляла почти 27 тысяч рублей. Но министр заявила нам, что мы что-то путаем и средняя зарплата в Саратовской области такой никогда не была. Или была, но не в нашем регионе.
«Как такового снижения средней заработной платы зафиксировано не было. Наоборот, от месяца к месяцу показатель прирастает, – заявила министр. – Да, по отдельным отраслям зарплата проседает, но в целом показатель растет».
За более подробным рассказом о средней по региону зарплате и о ее перспективах министр Соколова посоветовала обратиться к ее коллеге – министру экономики Владимиру Пожарову: «Мы мониторим, прогнозируют – они».
Немного пафоса
С трудом из министра занятости удалось вытянуть немного про то, как будет меняться зарплата бюджетников. В конце концов, их доходы ориентированы на средние показатели по региону. И были подозрения, что в случае снижения уровня средней заработной платы в минусе могут оказаться и работники, обеспечиваемые государством.
Но нет. Опасения эти, если верить министру Соколовой, совершенно напрасны.
«В отличие от других регионов, Саратовская область не отказывается от своих обязательств и приняла решение проводить индексацию зарплат работников бюджетной сферы. Правда, в этом году она переносится с 1 октября на 1 декабря. Но повышение состоится на 5,4% – это уровень ранее планируемой инфляции, заложенной на текущий год в 2014 году. Отмечу также, что индексация бюджетникам будет проводиться и в 2017, и в 2018 году», – убеждала министр.
Наталья Соколова добавила, что правительство Саратовской области вообще-то чуть ли не единственное, кто пошел на такой подвиг. Другие регионы не решились и неизвестно, решатся ли вообще.
«Конечно, это будет непросто. Мы понимаем, что индексация зарплат будет проводиться по большей части той категории работников бюджетной сферы, которая уже подпадает под действие майских указов президента. Более 80 процентов тех, кому заработная плата будет проиндексирована, это те, чья зарплата повышается в рамках дорожных карт исполнения указов президента. И получается даже некая задвоенность, – разъяснила Соколова. – Но как бы ни было тяжело, это – социально значимый шаг. Область не отказывается от своих обязательств и продолжает гарантировать людям необходимую величину доходности, к которой они привыкли».
Как ни скрывай, а стабилизировать приходится
Саратовский министр занятости, труда и миграции на встрече с журналистами была совершенно искренне оптимистична. О грустном и плохом говорить не хотела. А хотела делиться достижениями. Например, радостью от того, что из федерального бюджета в наш регион придет 56 миллионов рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Мы хотели было спросить, зачем региону, у которого рынок труда в полном ажуре (если верить профильному министру), деньги на стабилизацию, но не успели. Наталья Соколова сообщила, что региональное правительство эти деньги выпросило само и очень этим гордится. Потому что кроме нас практически никому больше так не помогли.
За эти средства, по словам министра Соколовой, они «боролись и сражались на всех рубежах». Министр даже сама ездила в Москву к депутату Госдумы Ольге Баталиной (возглавляет думский комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов), и та помогла и посодействовала.
Как бы то ни было, но у региона теперь есть (будет в ближайшие дни) 56 миллионов рублей, которые якобы достанутся семи региональным предприятиям (ЗАО «Тролза», АО «Нефтемаш-САПКОН», АО «Вольский механический завод» и др.). Потом выяснилось, что напрямую деньги этим предприятиям не дадут. Но с их помощью на данных заводах будут проводить опережающее обучение специалистов (трехмесячные курсы) под новые производственные направления (910 человек). Обучающимся из этих самых денег будут платить стипендию в размере семи тысяч рублей. Еще их потратят на зарплату и налоги сотрудникам обозначенных заводов, которые пока находятся в режиме неполной занятости. Мера придумана для того, чтобы предприятия могли сохранить коллектив и не увольнять работников.
Та же схема «подстраховки» будет действовать на предприятиях по отношению к работникам с инвалидностью. Как пояснила министр, обычно работодатели, испытывая финансовые затруднения и пытаясь оптимизировать затраты, в первую очередь прощаются с сотрудниками именно этой категории. Чтобы трудящихся инвалидов оставили в покое, государство будет само платить им зарплату (чуть выше минимальной), пока дела не поправятся.
«В этот раз, в отличие от кризиса 2009-2010 годов, вектор государственной поддержки изменился, – пояснила Соколова. – Теперь помощь оказывается не тем предприятиям, которые испытывают серьезные трудности и где производство находится в стагнации, а тем, что в целом стабильны, у кого хорошие перспективы, но сейчас они испытывают временные трудности».
[кстати сказать] Конечно же, ситуация на рынке труда по-разному складывается в разных регионах России. Вот, например, согласно исследованию портала Superjob на предмет трудовой привлекательности городов, оказалось, что никаких проблем с трудоустройством нет в Москве, Санкт-Петербурге и Южно-Сахалинске. Столица же стала лидером и по уровню зарплат, и по ее соотношению с прожиточным минимумом. Высокие места в рейтинге трудовой привлекательности достались также Петропавловск-Камчатскому, Якутску, Казани, Екатеринбургу, Рязани, Нижнему Новгороду. Наша соседка Самара оказалась в категории «В», к которой отнесены города со средним потенциалом для трудоустройства: относительно невысокий уровень оплаты труда, существенное количество соискателей, претендующих на рабочее место, высокая доля нетрудоустроенных и/или желающих покинуть город для трудоустройства. Саратов попал в класс «С» – это города с низким потенциалом для трудоустройства (низкий уровень зарплатных предложений, существенный дисбаланс в структуре рынка труда – высокая конкуренция, большая доля желающих уехать и/или нетрудоустроенных). По оценкам экспертов, хуже, чем в Саратове, дела с трудоустройством обстоят в Краснодаре, Тольятти и Оренбурге. Эти три города характеризуются высоким уровнем конкуренции, невысокими зарплатами. Интересно, что Тольятти получил оценку «А» по параметру «доля нетрудоустроенных», но низкие показатели по другим параметрам определили последнюю позицию этого города в итоговом рейтинге. Если говорить о зарплатах и провести сравнение в абсолютных величинах, то, по данным экспертов, доходы россиян в августе текущего года на 5% ниже, чем в августе 2014-го. За год реальная зарплата стала ниже на 9,8%. При этом в номинальном выражении, как говорят эксперты, среднедушевые доходы в прошлом месяце в среднем по России составили 31 тысячу рублей, что в годовом выражении выше на 7,2 процента. |