Мучат в школе, мучат в школе, мучат в школе

Оценить
Мучат в школе, мучат в школе, мучат в школе
Есть ли необходимость в том, чтобы держать детей в школе до вечера?

Министр культуры Владимир Мединский пришел к выводу, что российских школьников недостаточно нагружают в школе. По мнению Владимира Ростиславовича, идеальным было, если бы школьники были заняты до семи часов вечера. «Я сам, как родитель, у которого сын пошел в пятый класс, могу сказать, что идеальная история – это когда ребенок утром приходит в школу в половине девятого и занят до семи вечера», – заявил Мединский. Он пояснил, что в этом случае ребенок «не начинает где-то болтаться после часа дня, а родители на работе, нервничают, переживают, не знают, делает ли он уроки».

Вячеслав Коротин

Создается впечатление, что главный по культуре в России просто решил переложить на плечи школы воспитание своего ребенка. Позднее в пресс-службе Минкультуры пояснили, что глава ведомства говорил о внеклассных занятиях, кружках и спортивных секциях.

Инициатива Мединского не осталась без внимания у социологов. По данным «Левада-Центра», с мнением министра согласилось лишь 7% опрошенных родителей. Абсолютное большинство респондентов (57%) назвали нагрузки в школе чрезмерными. Почти половина опрошенных считают, что качество образования в настоящий момент упало по сравнению со временем, когда они сами учились в школе.

Идею министра культуры раскритиковали и в Госдуме. «Во-первых, значительная часть школ учится в две, а то и в три смены. Во-вторых, это проблема групп продлённого дня. До сих пор есть полтора десятка регионов, где берут существенные деньги за продлёнки. Многие родители не могут позволить себе оставлять детей даже не до 19:00, а до 16:00», – отметил первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов. А Руслан Ткаченко, председатель Московского городского родительского комитета, искренне порадовался за то, что Владимир Мединский занимается культурой, а не образованием.

Кстати, наличие у школьников свободного времени вызывало беспокойство у чиновников и ранее. Например, в ноябре 2014 года глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов высказал свои опасения по этому поводу: «Если сравнить нашу страну со странами ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), куда входят страны с наиболее развитыми системами образования, то мы увидим, что за счет большей продолжительности каникул и большего количества праздничных дней наши дети с 1-го по 9-й класс примерно на 15% проводят меньше времени в школе, чем их сверстники из других стран». Этот показатель и вовсе станет в два раза больше, если учесть, что во многих странах мира учатся в школах не по 11 лет, как у нас, а по 12–13.

Дети – против!

Понятно, что вопрос организации детского досуга очень волнует учителей и родителей. Но что думают сами ученики о том, чтобы сидеть в стенах школы с восьми утра до семи вечера?

Анна Мухина

Гриша АблаевГриша Аблаев, 2-й класс:

ЭТО КАК В САДИКЕ

Весь день в школе – это как весь день в садике. Мне не нравилось там. Лучше с мамой поучить уроки.

Таня ПшеничнаяТаня Пшеничная, 5-й класс:

Я НА ТАКОЕ НЕ СОГЛАСНА!

Там ни у кого крыша не поехала? А куда нам девать все остальные наши занятия? У меня еще есть музыкальная школа, лыжная секция. Мои одноклассники и одноклассницы тоже ходят на разные секции, а еще в художественную школу. Выходит, что нам придется всё это бросить? Если мы будем учиться в школе до семи, то когда мы будем делать уроки? Нет, я на такое не согласна.

Маша АблаеваМаша Аблаева, 8-й класс:

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ОДНИ И ТЕ ЖЕ ЛИЦА

Я бы не хотела весь день находиться в школе и видеть одни и те же лица. К тому же не будет оставаться времени на собственные увлечения и занятия.

Оля ВатрушеваОля Ватрушева, 11-й класс:

ЕСТЬ ЖИЗНЬ ПОМИМО ШКОЛЫ

Не буду говорить за всех, но лично я отношусь к этой инициативе резко отрицательно. Считаю, что у школьников и сейчас достаточно большая нагрузка. Шесть уроков выдержать можно без особых проблем, а за восемь очень сильно устаешь.

Получается, что если школа будет занимать весь день, надо будет этот день в школе чем-то заполнять. Тогда школы придется формировать по каким-то профилям, направлениям.

Но даже в этом случае занятия до семи вечера – это очень долго. У нас же есть какая-то другая жизнь, кроме школы. Нам хочется общаться не только с одноклассниками, но и с другими друзьями. Гулять хочется. Школа – это еще не вся жизнь. Я, например, еще спортом занимаюсь и рисовать очень люблю.

Екатерина АблаеваЕкатерина Аблаева, мама двоих школьников:

ИДЕЯ НЕЖИЗНЕСПОСОБНА ПО МНОГИМ ПРИЧИНАМ

Считаю это предложение абсолютно несерьезным. Человек, который это предложил, видимо, мало что знает о детях. Чтобы ребята весь день находились в школе, нужно очень много педагогов по внеурочной деятельности. Ведь детей чем-то нужно занимать, нужны кружки, помещения, которых в гимназии, где учатся мои сын и дочь, не хватает. По этой причине в школе не так много секций. Среднюю школу вывели в первую смену, а вторые и третьи классы будут всегда учиться во вторую смену, если только не построят еще какое-нибудь здание.

Мой сын занимается хоккеем. Школа такие занятия уж точно не сможет организовать. И потом, дети просто устают от шума, друг от друга. В образовательном учреждении от детей требуют соблюдать дисциплину. Даже послушные дети устают от казарменных порядков. Им просто иногда хочется расслабиться, поваляться на диване, сделать небольшой перерыв во время выполнения домашних заданий, посмотреть мультики, например. Представляю, как будут уставать учителя весь день в школе. Их нужно будет в 30 лет отправлять на льготную пенсию. И вообще, во сколько такие услуги (пребывание ребенка весь день в школе) школы обойдутся родителям?!

Какой смысл увеличивать время «отсидки» ребенка в школе?

«Газета недели в Саратове» пыталась выяснить, так ли это плохо, когда у школьников есть в запасе несколько свободных часов.

Вячеслав Коротин

Анна ЗахароваАнна Александровна Захарова, учитель английского языка:

НЕЧЕГО ШАТАТЬСЯ ПО УЛИЦЕ!

Я думаю, что было бы просто замечательно, если бы после занятий в школе ребенок посещал кружки и секции. Далеко не каждый родитель в состоянии обеспечить ребенку всесторонне развитие. Это я говорю не только с позиции учителя, но и как мама двоих детей. У меня были мысли, когда дети подрастут, отдать их в прогимназию. Там дети и играют, и учатся.

Дети должны быть заняты, чтобы родители были спокойны, у них не болела голова. Старшеклассники после школы любят пошататься по улице. Неизвестно, к чему такие прогулки могут привести. Они должны быть заняты до самого вечера! До того момента, когда родители вернутся с работы. Но огорчает то, что большинство школ под эту инициативу не приспособлены. Практически в каждой школе есть дефицит кабинетов. А так я только за!

Людмила ШитиковаЛюдмила Константиновна Шитикова, пенсионер, работала учителем истории и обществознания:

ДЕТИ ДОЛЖНЫ САМИ ВЫБИРАТЬ, ЧЕМ ЗАНИМАТЬСЯ

У меня встречный вопрос к нему: «А у нас возможность есть детей до семи часов вечера занимать в школе?» Согласна, дети должны быть заняты. Но чем им быть занятыми, они должны выбирать сами или на крайний случай вместе с родителями. Как он их собирается держать в школах? Я не знаю! Ему, наверное, виднее. Если он так заявляет, значит, уверен, что у нас и финансирования на всё хватит, и с кадрами проблем нет.

Для детей это, конечно, не плохо. Но детям нужно создать такие условия, в которых они смогут выбрать, чем им заниматься после школы. Школьник должен сам учиться делать выбор, принимать решения. Во взрослой жизни это пригодится. Нужны очень хорошие условия для того, чтобы продержать ребенка целый день в школе.

Очевидно также, что детей должны кормить. Тогда надо сделать так, чтобы работа школьной столовой устраивала всех родителей. Не все родители и дети довольны качеством питания в школьной столовой.

Сама по себе, еще раз повторюсь, идея неплохая. В нынешних условиях дети должны быть под каким-то контролем. Другая сторона медали – как на это посмотрят родители. Кто-то из родителей будет очень доволен таким нововведением, а кто-то, наоборот, нет. Может, кому-то не понравится, что его ребенок весь день будет проводить в общественном учреждении.

Анна МалковаАнна Георгиевна Малкова, директор образовательной компании «ЕГЭ-Студия»:

ШКОЛЬНЫЕ СТЕНЫ САМИ ПО СЕБЕ ЗНАНИЙ НЕ ПРИБАВЯТ

Как человек, много лет работавший репетитором по математике, я предпочитаю точность и конкретику высказываний. И в формулировке «Школьник должен быть занят до семи вечера» мне сразу хочется задать уточняющий вопрос: «Занят чем?»

Итак, школьник приходит в школу ребенком и выходит почти взрослым. За это время он отсиживает тысячи уроков и «проходит» десятки предметов. В результате он просто обязан стать высокообразованным, отлично подготовленным к жизни человеком, так?

Нет, не так. Например, сейчас многим учащимся 11-го класса в школе сообщают, что «не готовят к ЕГЭ» или что «готовят только на 60 баллов» (из ста!). Родители судорожно бросаются искать репетиторов или курсы. Ребята приходят к нам на собеседование. И вот что мы наблюдаем. Шесть школьников из десяти не в силах посчитать скидку в 30%. Почти половина одиннадцатиклассников не знает, чему равна площадь квадрата. Встречаются уникумы, не знающие, что Земля вращается вокруг Солнца. Работа репетитора часто похожа на скорую помощь – реанимировать, вернуть способность учиться, накачать знаниями за короткий период времени, от месяца до года.

Где же результаты десяти школьных лет? И какой смысл увеличивать время «отсидки» ребенка в школе?

Школьные стены сами по себе не обладают волшебным действием. От того, что ученик будет находиться в них в два раза больше времени, знаний не прибавится. Что сделать, чтобы выпускник покидал школу с реальными знаниями? Это уже совсем другой вопрос.

Ольга ЧекановаОльга Анатольевна Чеканова, учитель физкультуры:

НЕ ЛИШАЙТЕ РЕБЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

С инициативой министра я категорически не согласна! Своего ребенка я буду самостоятельно возить на тренировки. Когда он подрастет, то в спортивную секцию сможет ходить и сам. И заниматься он будет тем видом спорта, какой выберет сам. А не тем, который для него выберет кто-то. Помимо всего прочего, у ребенка обязательно должно быть свободное время. Время, которым он будет распоряжаться самостоятельно, делать то, что ему нравится, что интересно. Просиживание в школе до вечера лишит ребенка самостоятельности. Контроль должен быть, но не тотальный. Детям нужно доверять. Не лишайте нормального детства наших школьников!

Платная продленка, свобода выбора и ланч-боксы

Чтобы узнать это, мы не просто перелопатили тонны информации в интернете, а добрались до живых людей, проживающих в США, Германии и Новой Зеландии.

Анна Мухина

Новая Зеландия: няня за 16 долларов в день

Образование в Новой Зеландии обязательно для всех детей от шести до 16 лет. Школы здесь есть самые разнообразные: государственные, частные, религиозные, общие (которые мальчики и девочки посещают вместе), а также отдельно женские и мужские.

Учатся дети с понедельника по пятницу с девяти утра до трех часов дня. Если школа государственная, то образование для ее учеников бесплатное. Но все кружки, секции и дополнительные занятия, которые не входят в школьную программу, оплачиваются отдельно. Среди них музыка, сценическое искусство, танцы, спорт, рисование. При этом школа поощряет участие своих учеников в различных групповых проектах, где дети учатся работать в команде.

Внеклассные занятия бывают как групповые, так и индивидуальные. Стоят они обычно от 10 до 30 $ за занятие. Длятся они от тридцати минут до часа, проводятся два-три раза в неделю. В расписании стоят во время обеденного перерыва, на который в новозеландских школах выделяется полтора часа: с полудня до половины второго. Обеды дети приносят с собой из дома.

– В нашей школе помимо стандартного набора внеклассных занятий, – делится с нами гражданка Новой Зеландии Маша Бозина, мама 11-летней Насти. – Есть еще клуб садоводов, в котором дети выращивают растения в школьных теплицах, изучают природу, местную флору и фауну, а также есть шахматный клуб. В нем я, кстати, преподавала два года назад в качестве волонтера. Кроме того, Настя танцует сальсу в городском танцевальном клубе (это самостоятельная организация). И таких клубов очень много по всему городу, что создает отличную конкуренцию.

В Новой Зеландии нельзя оставлять ребенка без присмотра до 14 лет, поэтому если у родителей нет возможности забирать свое чадо из школы в 15:00, можно оставить его в школе до 18:00 на попечении няни (услуга стоит 16 новозеландских долларов в день).

Родительские собрания отличаются от наших: это отчет детей о своих достижениях. Они поют, танцуют, читают стихи перед родительской аудиторией, демонстрируют поделки. А процесс учебы учитель обсуждает конкретно с каждым родителем с глазу на глаз.

Германия: футбол даже в самой захудалой деревушке

В Германии нет привычного нам первого сентября. Дети начинают ходить в школу со второй или третьей недели первого осеннего месяца (дата начала занятий, а также расписание школьных каникул – остается на усмотрение конкретной федеральной земли). В начальную школу во всей стране берут с шести лет, а вот количество лет обучения в ней варьируется от четырех до шести лет, в зависимости от того, в какой федеральной земле школа находится.

Практически все немецкие дети ходят в школу в дообеденное время – с восьми утра до часу дня. Только у старших школьников занятия могут длиться чуть дольше. На случай если родители работают, в немецких школах существуют «продленки». Там детей кормят обедом и помогают с «домашкой». В общем-то, всё как у нас.

Наличие дополнительных занятий – кружков, секций, студий – зависит от конкретной школы. В гимназиях их больше, в реальных и основных школах – меньше.

– Моему школьному опыту уже тринадцать лет, – делится Альфред Брозе, владелец собственного бизнеса, программист из Штутгарта. В 13 лет он вместе с семьей репатриировался в Германию из Узбекистана. – Хотя в плане организации детского досуга после школы мало что изменилось. Обычно это спортивные секции, которые к школам никак не привязаны. Занятия там, естественно, не бесплатные. Чем престижнее секция, тем она дороже. Мальчики здесь в основном занимаются футболом, девочки бальными танцами, верховой ездой. Все секции обычно недалеко от дома – довезти туда ребенка не проблема. Даже в самой захудалой деревушке есть футбольное поле.

США: платная продленка и благотворительный сбор

О школах в Соединенных Штатах снято множество фильмов, написана целая тонна книг, а также масса путеводителей в интернете. Первое, что приходит на ум, – это персональные шкафчики для учебников и личных вещей, школьный городок с несколькими корпусами, огромное футбольное поле и какой-нибудь ученик, который борется за спортивную стипендию в университете.

На самом деле школы в США очень разные – образовательная программа варьируется от штата к штату, школы бывают профильные – с уклоном в естественно-научную или гуманитарную сторону.

Ученики здесь, как и в Новой Зеландии, ходят в школу пять дней в неделю, с восьми утра до трех дня. В основе общеобразовательная школа также имеет три ступени – начальную, среднюю и старшую. Если ребенок не пользуется школьным автобусом, то до его 14-летия родителям следует его забирать. И, главное, не опаздывать.

Начальная школа начинается с нулевого класса, так называемый kindergarten – туда принимают пятилеток. И это своеобразная подготовка к школе.

– Насколько я могу судить, американцы делают большую ставку на организацию пространства для детей, – рассказывает жительница Калифорнии Элина Каплун. – Они называют это рутиной. Каждый день повторяется один и тот же порядок: поделки, чтение, игры. Но в рамках этой рутины у детей больше свободы. У пятилеток класс – это большая комната с разными зонами: зона науки, зона, где читают книги, зона, где играют, и зона со столами, где выполняют задания и делают поделки. Детям дают задания, а по выполнению им разрешается пойти поиграть, например. Большое внимание уделяют чтению книг, это прививают еще в садике: ребенку дают с собой книги и журнал, в который родители вписывают прочитанные книги; как только набирается 100 книг, ребенку дают медаль. Чем старше ребенок, тем меньше в учебе игры. К средней школе все дети пересаживаются за парты. Дополнительные занятия есть в школах и во всевозможных студиях, но они все платные. В школе есть и продленка, но она тоже стоит денег. Работать, имея ребенка-школьника, проблематично, если нет кого-нибудь на подхвате. Кого-то выручают бабушки, но чаще семья нанимает няню.

Интересно в штатах организовано питание у учеников: обеды можно приносить с собой в ланч-боксах, можно покупать в школьной столовой. Те, у кого не хватает средств оплачивать питание ребенка, могут участвовать в федеральной программе по питанию: таких учеников кормят бесплатно.

Что еще полезно знать про американские школы: там, например, тоже собирают деньги с родителей – это называется donation. Каждый дает столько, сколько он может. Эти деньги идут на нужды школы или благотворительность. На эти деньги, например, устраивают экскурсии для учеников.

С того момента, как по закону подросток получается свободу передвижения, он начинает подрабатывать: после школы девочки сидят с детьми, мальчишки моют машины и т. п.


[кстати сказать]

Все не так или пусть никто не уйдет обиженным?

Ответа от чиновников минобраза мы не дождались

Когда готовился этот материал, мы сделали запрос в министерство образования Саратовской области и в комитет по образованию администрации города, чтобы выяснить, а готовы ли саратовские школы к воплощению замысла министра Мединского? Сумеют ли они обеспечить детям необходимую занятость в течение одиннадцати часов и как? Какими кружками, секциями и музыкальными паузами будут разбавлять непрерывный процесс обучения?

Анна Мухина

К сожалению, к вечеру понедельника ни от министерства, ни от комитета ответа не последовало. Нас заверили, что все запрошенные цифры собраны, но документы ждут подписи начальства.

Ну, пока они ждут, помечтаем немного о том, что бы нам хотелось увидеть в тех ответах. Например, признание чиновников, что саратовские школы, да и областные тоже, совершенно не готовы к реализации такого рода инициатив. Во-первых, потому что рабочий день школьника составит 11 часов, хотя официально рабочий день не может длиться дольше восьми часов. Тут, кстати, встает вопрос об организации работы учителя, который тоже не может пахать по 11-12 часов в сутки. Значит, придется расширять штат преподавателей. А это уже дополнительная нагрузка на бюджет.

Далее – про помещения для внеклассных занятий. Нехватка кабинетов – это серьезная проблема для многих школ. В некоторых из них до сих пор нет группы продленного дня для первоклашек, потому что по нормативам семилетки должны на продленке отдыхать – то есть один кабинет должен стоять с застеленными раскладушками. Поэтому продленка в таких школах начинается только со второго класса. А в некоторых саратовских школах из-за нехватки помещений занятия идут в две смены. И выхода из такого положения нет.

Далеко не во всех школах Саратова и области есть спортивные залы, не говоря уже о собственных стадионах или, тем более, о плавательных бассейнах. Значит, спортивные секции отпадают.

В общем, хотелось бы услышать от чиновников о том, что нагрузка на детей сейчас и так слишком большая, что наша система образования не заточена под полный рабочий день. Что детям это и не нужно. И что чиновники не готовы в этом смысле комментировать заявление министра, к тому же еще и не профильного.

Гораздо хуже, если чиновники сообщат, что готовы взять под козырек, подтянуть здесь, урезать там и выдать готовность ввести в школах 12-часовой рабочий день для всех, немедленно, и пусть никто не уйдет обиженным.