Дом революционеров
Эта история состоит из двух частей: первая – это такой локальный ад, когда соседи годами выясняют отношения, а потом приносят их в суд. Вторая – про то, каково жить в памятнике архитектуры в Саратове. С одной стороны, красивое здание, у которого есть своя история. А с другой стороны, даже крышу залатать нельзя без специального на то разрешения.
К нам в редакцию обратилась жительница дома № 66 по улице Мичурина Екатерина Мартынова. В 2013 году, во время затяжных сентябрьских ливней, их – ее и родителей – квартиру пролило так сильно, что часть воды ушла на нижний этаж. А внизу соседи, с которыми у Пивоваровых-Мартыновых десятки лет складываются весьма непростые отношения.
Дом 66 на ул. Мичурина – это старинный двухэтажный особнячок постройки конца XIX – начала XX века. Когда-то тут жили революционеры Марк Елизаров и сестры Анна и Мария Ульяновы. Сегодня это старый покосившийся дом с остатками былой роскоши на фасаде, но неприглядный со двора. Долгое время квартиры в нем были коммунальными. Сейчас они возвращены в первоначальное состояние, так что осталось в нем семь или восемь больших просторных квартир.
Долгое время канализации в этом доме не было: по словам Екатерины, устанавливать сантехнику и подводить к ней трубы жильцы дома стали не так давно. До этого по нужде приходилось бегать во двор, в туалет типа скворечник.
Помещения для сантехники каждый планировал как мог, и случалось, что раковина верхнего соседа вполне могла оказаться над жилой комнатой нижнего. В нашем случае так и произошло.
В общем, нижние соседи, Кащаевы, подали в суд на верхних – Екатерину и ее маму Нину Пивоварову. С требованием возместить ущерб, причиненный проливом. В качестве причины указали протечку сантехнических труб. Экспертиза, назначенная судом, установила, что вина за пролив лишь отчасти лежит на соседских трубах. Часть ущерба все-таки причинена протечкой крыши.
Сама Екатерина с выводами экспертизы не совсем согласна: определенные проблемы с ее сантехникой были и раньше:
– Влажность на стыках труб у нас присутствует постоянно, но до сентябрьских ливней 2013 года она никому не мешала, и никогда никакой потолок не протекал. Она и сейчас есть, но, опять же, никаких протечек нет.
В итоге истцы все равно уточнили свое заявление и часть компенсации потребовали с ООО «Мастер Дом», в управлении которого в тот момент находился дом революционеров.
Война в течение двух лет шла по всем фронтам: и в судах, и в доме. Соседи снизу постоянно перекрывали холодную воду соседям сверху (общедомовой стояк холодного водоснабжения проходит как раз через квартиру Кащаевых), соседи сверху судились за воду с нижними жильцами. Параллельно Нина Пивоварова подала в суд на ООО «Мастер Дом» за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Но управляющая компания ловко выскользнула из этой ситуации, заявив, что памятники архитектуры ремонтировать она не имеет права.
Компания ООО «Мастер Дом», которая до недавнего времени управляла памятником архитектуры на Мичурина, 66, и про которую жильцы домов, находящихся в ее управлении, пишут и говорят очень много нелицеприятных вещей, судя по всему, обанкротилась. Сейчас несчастный дом стоит совершенно бесхозный. Жильцы копят долги, поскольку не понимают – в какой конторе им теперь оплачивать услуги.
Жильцы второго этажа самостоятельно купили листы железа, которые укладывают на чердаке и носят их с места на место во время разных осадков, чтобы хоть как-то охранить свое жилище от текущей воды.
В итоге мировой суд (Октябрьский район Саратова) вынес решение: Екатерина Мартынова и Нина Пивоварова должны возместить соседям снизу всю сумму ущерба, включая и ущерб от протекшей крыши. Мать и дочь ходатайствовали об отсрочке выплат, поскольку семья выплачивает кредиты и денег остается по минимуму – заплатить за квартиру и на питание. Но судья Екатерина Шейкина ходатайство отклонила.
Но война с соседями – это война с соседями. Куда страшнее то, что люди до сих пор живут с прохудившейся напрочь крышей, а заделать ее никто не берется.
Компания ООО «Мастер Дом», которая до недавнего времени управляла памятником архитектуры на Мичурина, 66, и про которую жильцы домов, находящихся в ее управлении, пишут и говорят очень много нелицеприятных вещей, судя по всему, обанкротилась. Сейчас несчастный дом стоит совершенно бесхозный. Жильцы копят долги, поскольку не понимают – в какой конторе им теперь оплачивать услуги.
За ремонт крыши никто не берется. Да и «Мастер Дом» совершенно правильно делала, что самостоятельно ремонт крыши в нем не проводила. Раз дом в реестре памятников архитектуры, значит, текущим, капитальным ремонтом, а также восстановительными работами должна заниматься организация, аккредитованная на такие виды работ. А у нас многие саратовцы живут в зданиях, которые признаны памятниками архитектуры, и получают за это сполна.
По словам заместителя главы администрации Саратова по градостроительству и архитектуре Андрея Гнусина, инициатива проведения ремонта, конечно, должна исходить от жильцов, а организацией все-таки должна заниматься управляющая компания. Просто нанимать надо будет не знакомую бригаду, которая покроет крышу по сходной цене, а строительную организацию, имеющую допуск к работам с памятниками архитектуры. А это уже совсем другие деньги. Оплату такой услуги жители старинных особняков, приватизировавшие свои квартиры в этих особняках, позволить себе не могут. Если хотя бы часть жилого фонда в таком доме принадлежит муниципалитету, есть шанс, что город включится в ремонт. Но при том плачевном состоянии, в котором пребывает городской бюджет, надеяться на это трудно.