Заразиться профессией

Оценить
«Нефтемаш» предлагает новый проект для школьников

Центр молодежного инновационного творчества завода «Нефтемаш», день ото дня набирая силы и опыт, подошел к началу нового проекта по профориентации школьников. Его запустили в преддверии Дня машиностроителя, который отмечается в этом году 27 сентября. Завтра, 23 сентября, в АО «Нефтемаш-САПКОН» состоится мероприятие, посвященное этому празднику.

И на заводах зарабатывают деньги

До сих пор отдельные проекты ЦМИТа были своего рода подготовкой к следующей большой работе, рассчитанной на трехлетний цикл. На этот раз «Нефтемаш» привлекает восьмиклассников. Если раньше Центр работал с несколькими образовательными учреждениями, то теперь приглашаются все школы.

Нередко будущие абитуриенты, не зная своих предпочтений, ищут советов знакомых при выборе вуза. Бывает, что решение принимает не выпускник, а его родители. ЦМИТ предлагает проект, в котором школьники в течение трех лет будут получать разнообразный опыт работы технического, коммерческого характера, опыт, позволяющий научиться защищать свою работу. Прикладное воспитание даст учащимся понять, для чего они изучают тот или иной предмет в школе. К 11 классу у ребят появится собственный взгляд на профессии и будет легче сделать выбор самостоятельно. Проект нацеливает школьников на производственные специальности.

– В обществе сложилось мнение, что многие заводы у нас были закрыты, разрушены, – рассказывает инициатор проектов, член совета директоров АО «Нефтемаш-САПКОН» Светлана Шимчук. – Люди удивляются, когда узнают, что в Саратове остались производства, которые работают. Специалисты здесь что-то создают, выпускают, к тому же зарабатывают деньги. Мы предлагаем ребятам своими глазами увидеть завод в действии, кто и чем занят в кабинетах и цехах. Наша цель – через различные задания пробудить в детях интерес к заводским профессиям и, соответственно, к учебе в школе. Мы постараемся позаботиться о том, чтобы ребята шли на наши занятия не для массовости, а понимали, что им это нужно.

Фильм на производственную тему

Первый этап предстоящей большой работы, посвященный обучению проектной деятельности и знакомству с производствами, стартовал 15 сентября. Акцент сделан на предприятия машиностроительного и оборонного комплекса. Курировать проект взялись специалисты Саратовского агрегатного завода, «Корпуса», «Алмаза», «СЭПО-ЗЭМ», «Нефтемаша». Позже к ним присоединятся сотрудники «НИТИ-Тесар». Ребята познакомились с представителями заводов. Помогали производственникам директор департамента образования Института экономических стратегий (Москва) Вера Смирнова и член президиума Союза молодых инженеров России Станислав Тактаев.

– Школьники должны видеть перспективы работы на предприятиях, а они у выпускников вузов есть, – утверждает ведущий инженер-конструктор Саратовского агрегатного завода Сергей Никитин. – Завод предоставляет молодым специалистам льготы и денежные поощрения. Они проходят дополнительное обучение. Работать на нашем предприятии интересно, оно интенсивно развивается. Наши сотрудники ездят в командировки по городам России и за рубеж. На агрегатный завод я пришел около четырех лет назад обычным инженером, потом получил первую категорию, а теперь стал ведущим инженером. Производство дает возможность для хорошего карьерного роста.

По словам начальника отдела по развитию персонала предприятия ООО «СЭПО-ЗЭМ» Александра Карпова, на рынке труда как никогда востребованы инженерные и рабочие профессии. СЭПО ведет и свою активную работу по профориентации, но в основном со студентами. Не факт, что выпускник вуза будет работать по специальности, если он получает высшее образование ради диплома. А заинтересовать профессией школьников гораздо проще. Работа с учащимися средних и старших классов – важное звено в цепи профориентации.

– Наши дети просто не знали, какие предприятия есть в нашем городе, – делится впечатлением классный руководитель 8 класса Гуманитарно-экономического лицея Лариса Кулешова. – Они не знали, что на заводах Саратова выпускают новейшую технику, в том числе оборонную. Очень важно, что перед ребятами выступали молодые специалисты. Они рассказывали о том, что довольны своей работой, которая действительно их увлекает.

Заразиться профессиейВ обсуждениях и деловых играх взрослые и дети вместе разобрали проблему низкого престижа профессии машиностроителя, составили план решения проблемы. Пришли к выводу, что нужно создать видеоролики о заводах и важности конкретных профессий. Для этого подросткам необходимы знания о предприятиях. В течение недели школьники посещали производства.

Учащиеся лицея выбрали «Нефтемаш». Численность работников завода – 500 человек. В одной только конструкторско-технологической службе работают 50 специалистов. Экскурсию по этой службе провел молодой инженер-конструктор Сергей Лазарев. Он продемонстрировал результат собственной мысли – модернизированный генератор пены, вес которого снизился со 100 до 47 кг. В прошлом году конструкторы «Нефтемаша» модернизировали 13 изделий.

Сергей Лазарев подробно рассказал о своей работе. Заказчик описывает, что ему нужно. Конструктор анализирует, сможет ли завод выполнить задание. С самого первого этапа проектирования он должен хорошо понимать, что и для чего создает, должен предугадать желания заказчика. Конструктор моделирует изделие, пускает его в производство, оформляет документацию и ведет заказ до самого заключительного этапа его изготовления. По мнению Сергея Лазарева, чтобы получить профессию конструктора, нужно пройти непростой путь, но он приведет к интересному занятию. Это не работа в «Макдоналдсе». Профессия конструктора креативная, с творческим подходом.

Экскурсантам показали рабочие места конструкторов, где создаются изделия сначала в 3D-программах. А потом ребят провели по цехам и продемонстрировали, как эта деталь воплощается в реальность. Школьники осмотрели механообрабатывающее производство, заготовительный участок, сборочное производство. В отделе главного метролога и в лабораториях они увидели, как проходят проверку изделия и материалы. Восьмиклассникам напомнили, что качество закладывается на стадии проектирования – вот такая важная профессия конструктора.

После экскурсии ученики ГЭЛ сказали, что больше всего им понравилась кошка, вызвав на мгновение недоумение взрослых. «Кошка» действительно была, когда ребятам показывали разные картинки и демонстрировали, как используют 3D-моделирование. Школьникам пообещали, что у них обязательно будет возможность поработать в такой программе и изготовить на 3D-принтере то, что им самим захочется. В группе лицеистов был только один мальчик. И именно девочек заинтересовала экскурсия. Блеск в их глазах появился. Уходя с завода, они пожелали еще раз сюда прийти.

Опыт собственных ошибок и маленьких побед – лучшее прикладное обучение

Заразиться профессиейПервый этап проекта завершится завтра концертом, посвященным Дню машиностроителя. На торжество приглашены сотрудники предприятий Саратова и областного министерства промышленности и энергетики. За эти дни на станках ЦМИТа ребята изготовили памятные сувениры. Во время концерта подведут итоги недельной работы, оценят видеоролики школьников.

На следующих этапах ученики будут получать технические, экономические задания, создавать новые проекты и защищать их, примут участие в конкурсе «Выбери профессию», который уже входит в традицию ЦМИТа.

– Мы стремимся развивать детей в разных направлениях, – продолжает Светлана Шимчук. – Надо оказать им доверие, ведь у них много скрытых талантов. Конечно, ставить конструкторскую задачу перед ребятами глупо и нереально. Овладевая прикладными моментами физики, геометрии, они будут выполнять небольшие задания. Взрослые, имеющие опыт, скованы границами. Они уже знают, что и по какой причине может не получиться. У детей пока этих ограничений не существует. Методом проб и ошибок они будут приходить к каким-то выводам. Получая такой опыт, к выпускному классу они поймут, в какой отрасли хотели бы работать в дальнейшем. Радует, что к нашим проектам удается подключать министерства промышленности и энергетики, экономики и инвестиционной политики, образования, молодежной политики, спорта и туризма. Находятся и предприятия, которые поддерживают наши начинания.

«Нефтемаш» запускает очень важный механизм взаимодействия школ и заводов, которые охотно откликаются. Если со временем человеческих ресурсов ЦМИТа будет недостаточно, не исключено, что работа со школьниками переместится на территории образовательных учреждений, а возможно, и других предприятий. У сотрудников «Нефтемаша» много идей, поэтому в ходе реализации пилотный проект будет совершенствоваться.

Уважаемые работники отрасли машиностроения!

ШимчукПоздравляю вас с профессиональным праздником.

Желаю новых трудовых достижений, творческих идей, сохранить и приумножить производства, чтобы кризис только стимулировал развитие промышленности!

Здоровья, оптимизма, удачи, всех благ вам и вашим близким и родным!

Председатель Совета директоров
АО «Нефтемаш-САПКОН»
Ф.С. Шимчук