Барельефы не намокают!

Оценить
Барельефы не намокают!
Фото Вера Салманова
Несмотря на всю чертовщину, в Саратове появилась еще одна достопримечательность

В прошедшую субботу, 12 сентября, была торжественно открыта и залита шампанским мемориальная доска, посвященная русскому писателю Михаилу Булгакову. А днем ранее, в пятницу, общественная палата области инициировала проведение в СГУ круглого стола, где сливки гражданского общества должны были дать оценку творчеству классика.

«Наверное, не все саратовцы знают, что Булгаков большой период своей жизни связал с нашим городом. Здесь он обрёл первую любовь, а все знают, что первая любовь – это вдохновение. Это то, что создавало его как личность и потом нашло воплощение в его творчестве. Мы посчитали нужным, раз уж есть дом, где он несколько лет останавливался, встретил свою первую любовь, это увековечить. Мы хотим напомнить саратовцам, что есть такая личность, связанная с нашим городом. Может, кто-то лишний раз возьмёт в руки книжку, посмотрит, почитает...» – такие мотивы движут председателем общественной палаты области Александром Ландо, который в Год литературы вознамерился увековечить имена, связанные с Саратовом.

На круглом столе, прошедшем в стенах классического университета, председатель общественной палаты рассказал о планах переименования улицы Сакко и Ванцетти в улицу Булгакова, и к юбилею мастера в будущем году установить скульптурную композицию с персонажами из «Мастера и Маргариты» или «Собачьего сердца». Уж если за что-то взялся Александр Соломонович, то доведет до конца. Главное, чтобы это обещание не затерялось в потоке других обещаний, таких, например, как памятник режиссеру ТЮЗа Юрию Киселеву, планируемая установка которого громко обсуждалась в стенах общественной палаты два года назад. Однако за памятник Булгакову всерьез радеет заместитель руководителя администрации президента РФ Вячеслав Володин.

Еще Александр Ландо блеснул одной из своих любимых цитат из произведений писателя. «Что-то недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжело больны, или втайне ненавидят окружающих». Это в свете его понимания жизни и отношения к жизни, мужчины могут задуматься», – прокомментировал общественник. Добавим, что общественник привел не всю цитату, она заканчивается словами: «Правда, возможны исключения».

Затем разговор о творчестве и жизни Михаила Булгакова в Саратове продолжили филологи. Булгаковед, профессор СГУ Алексей Гапоненков рассказал о роли Саратова в судьбе писателя. В наш город Михаил Афанасьевич впервые приехал в 1911 году, в гости к своей любимой девушке Татьяне Лаппа. Через год влюбленные женятся и уезжают в Киев, на родину писателя. До 1917 года Михаил и Татьяна неоднократно приезжали в Саратов и подолгу жили здесь. А в один из визитов, как рассказал литературовед, у Михаила Афанасьевича украли чемодан на саратовском железнодорожном вокзале – сатирический элемент, связанный с Саратовом, в его биографии тоже присутствовал.

Глава общественной палаты Александр Ландо поинтересовался у Алексея Гапоненкова, есть ли в произведениях писателя отголоски его пребывания в Саратове. Тот заявил, что роскошные часы, описанные в «Белой гвардии», могут быть описанием часов из дома Лаппа, также упоминания города есть в его незаконченной автобиографической повести.

Исследователь творчества великого писателя высказался и по поводу устанавливаемого барельефа на улице Сакко и Ванцетти. «Я не могу удовлетвориться тем вариантом, который предложен там. Есть неточности в надписи, и их хотелось бы подправить. Надпись очень важна. Эти изображение и надпись увидят во всем мире, в том числе и в Киеве. Когда падет власть Порошенко, мы обязательно подружимся, и эта надпись нас свяжет! Это то, что объединяет Киев и Саратов», – с горячностью сообщил литературовед.

Слово дали руководителю научно-методического отдела Московского музея-театра «Булгаковский дом» Ирине Горпенко-Мягковой. Этой возможностью она воспользовалась сполна: в своем сорокаминутном выступлении столичная гостья подробно рассказала не только о личных встречах с супругами писателя Михаила Булгакова, но и о заслугах своего покойного супруга, булгаковеда Бориса Мягкова, собственных пяти высших образованиях и т. д. Она показала родословную писателя и подарила привезенные книги. Несколько утомленный Александр Ландо с трудом остановил женщину. Однако лимит отведенного времени был уже исчерпан. К сожалению, так и не удалось выяснить, какую оценку творчеству Михаила Булгакова дают другие члены общественной палаты, и был ли бы он способен вынести их критику.

Барельефы не намокают!А на следующий день политическая и интеллектуальная элита Саратова собралась на открытии памятного барельефа на здании по улице Сакко и Ванцетти, 55 (областная федерация профсоюзов). На барельефе изображен сам писатель, портрет его первой жены Татьяны Лаппа и спящий кот. «Уголок Булгакова» дополняют стилизованная скамья для размышлений и фонарь в ретростиле. Однако торжественно сдернутое самим Воландом покрывало не сделало сенсации для саратовцев: в социальные сети уже попало фото барельефа незадолго до торжественного открытия. Некоторые горожане усомнились в художественной ценности изображения и раскритиковали неудачно подобранный цвет, сливающийся с цветом фасада здания.

Но больше всего внимания привлекла надпись на висящем рядом баннере, где изображен портрет Михаила Булгакова и Татьяны Лаппа. Однако дата указана неверная: вместо 1911-го, года первого визита писателя в Саратов, указан 1811 год. Народному артисту России Александру Галко, сыгравшему Воланда, ничего другого не оставалось, как только назвать случившееся «шуткой Саратова», чертовщиной и не более того. Пользователи социальных сетей не оставили этот курьез без внимания. «Настоящая любовь возникает задолго до рождения», – прокомментировали изображение в сообществе «Типичный Саратов» в соцсети «ВКонтакте». «Какая любовь, мне Москву через год сдавать (Кутузов)», – пошутил пользователь Никита Шик.

В завершение торжественного мероприятия Ирина Горпиенко-Мягкова и архитектор Борис Донецкий искупали великого писателя душем из шампанского. Быть может, такая традиция и существует – им видней. Хорошо хоть, что бить бутылку об барельеф не стали.

Вот так, несмотря на всю «чертовщину», появилась еще одна городская достопримечательность.