Министр на защите двух процентов
Ещё год назад правительство Саратовской области было не готово к тому, чтобы считать имущественные налоги на объекты недвижимости по их кадастровой стоимости. Вроде как жалели чиновники и население, и бизнес. В этом году всё изменилось. Денег стало меньше. Везде. В стране, в государстве, в региональной казне, само собой. А деньги нужны, и их требуется где-то брать. Так почему бы не пополнить бюджет за счёт нового порядка исчисления имущественного налога?
У регионов есть право, у бизнеса – обязанность
Идея – с точки зрения власти, вполне логичная – «внезапно» встретила сопротивление со стороны плательщиков этого самого имущественного налога. (Что касается населения, то жителям региона, скорее всего, налоговые изменения не грозят до самого 2020 года, когда налог на имущество физических лиц прекратит своё действие и в действие вступит единый налог на недвижимость.)
Итак, сейчас речь идёт о бизнесе, его коммерческой недвижимости и, соответственно, о налоге на имущество организаций.
Попытку внедрить «кадастровый» налог для организаций на территории Саратовского региона областное правительство предприняло ещё в прошлом году. Вернее, тогда комитет по управлению имуществом области (КУИ) начал прорабатывать региональный законопроект, который позволил бы облагать коммерческую недвижимость налогом, исходящим из её кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость, как известно, практически равна рыночной цене и в несколько раз превышает используемую сейчас инвентаризационную стоимость. А потому как налогооблагаемая база она куда привлекательнее и лучше.
Право брать за основу результаты кадастровой оценке при расчётах налога на имущество предприятий регионам предоставила федеральная власть в лице Государственной думы, одобрив в 2013 году соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ. Согласно внесённым тогда изменениям, регионам в добровольном порядке разрешается перейти на новый способ расчёта налога на имущество организаций или оставаться на старой системе исчисления (по балансовой стоимости). Изменить способ расчёта налога можно в любой момент (приняв соответствующий закон), но при переходе на новую налогооблагаемую базу (кадастровую стоимость), вернуться к прежним правилам налогообложения будет уже нельзя.
Отсюда у региональных властей столько сомнений и метаний. С одной стороны, маячит неплохой, в общем-то, шанс получить в бюджет дополнительные доходы. С другой – смущает реакция бизнеса, который, скорее всего, сидеть сложа руки не будет и начнёт искать способы ухода от лишней налоговой нагрузки. А это уже вполне реальный шанс лишиться и тех бюджетных доходов, которые имеются от бизнеса сейчас.
Стоит отметить, что кадастровая стоимость становится налогооблагаемой базой при переходе на новые правила расчётов не для всего недвижимого имущества, а для некоторых конкретных его видов. Это административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них. А также нежилые помещения, предназначенные или фактически используемые для размещения офисов, магазинов, объектов общепита и бытового обслуживания. Причем кадастровая стоимость ляжет в основу расчётов имущественного налога по объекту даже в том случае, если под офисы, магазины и прочее в нём отведено всего 20 процентов от общей площади.
При этом, согласно Налоговому кодексу РФ, в регионах, которые решились ввести новые правила исчисления налога на имущество организаций, должен быть сформирован перечень конкретных объектов коммерческой недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости. Этот перечень может обновляться к 1 января каждого года. Но меняться в течение года не должен.
Что касается ставок налога на имущество организаций по кадастровой стоимости, то в НК РФ было оговорено, что при внедрении налогообложения имущества организаций на основе кадастровой оценки в 2014 году, ставка по этому налогу не должна превышать 1%, в 2015-м – 1,5%. С 2016 года максимально возможная ставка будет равна 2%.
Регионы имеют право применять максимальную ставку сразу или идти к ней постепенно. Многие субъекты РФ, только сейчас принимая решение о переходе на новые правила расчёта имущественного налога на коммерческую недвижимость, выбирают долгий путь. Кстати, по данным ФНС РФ, в текущем году «кадастровый» налог применяется уже в 28 субъектах Федерации. В прошлом году их было всего четыре – Москва, Московская, Амурская и Кемеровская области.
И промышленникам досталось
В 2015 году областной комитет по управлению имуществом сформировал новый перечень объектов коммерческой недвижимости, налогооблагаемой базой для которых должна стать кадастровая стоимость. Теперь в списке 102 объекта, большая часть которых (80 объектов) расположена в Саратове. В перечень, как и год назад, включались здания площадью свыше тысячи квадратных метров и помещения площадью больше 200 кв. м. Однако в отличие от прошлогоднего варианта, в список не вошли помещения, находящиеся в пристройках к жилым домам. Зато помимо торгово-офисных зданий и помещений в него включены теперь помещения промышленных предприятий, которые служат для обеспечения их производственной деятельности. Например, в список попали административные здания АО «Нефтемаш»-Сапкон, ОАО «НИТИ-Тесар», ЗАО «Саратоворгтехника», ОАО «Саратовский завод энергетического машиностроения», ОАО «Завод Нефтегазмаш», ОАО «Тантал», ООО «Саратоворгсинтез», ОАО «НПП «Контакт» и др.
Руководители этих предприятий, понятное дело, новшеству не обрадовались. Как, собственно, и все остальные, которые с удивлением вглядываются в налоговые перспективы. Потому что при максимальной ставке в 2% от кадастровой стоимости, которую теперь предлагает комитет по управлению имуществом, их платёж по налогу вырастет в два-три раза. Это и само по себе неприятно, а в кризис ещё и болезненно.
Предприниматели просят пересмотреть состав перечня и, главное, применить более щадящий режим по ставкам. «Если государство хочет, чтобы мы добросовестно пополняли бюджет, а не уходили в тень, укрываясь от налогов, пусть подойдет к нашей налогооблагаемой базе дифференцированно», – не скрывают своей позиции представители бизнеса. Аргументы власти о том, что в дифференциации ставок нет экономического смысла и что если закон разрешает в 2016 году устанавливать максимальный их уровень, то этим надо пользоваться для пополнения бюджета, бизнес не убедили.
«Налог будет приносить дополнительные доходы лишь при максимальной ставке. В этом случае в 2016 году область сможет заработать около 120–130 миллионов рублей на налоге на недвижимость физлиц, еще 50–60 миллионов рублей заплатят предприятия», – говорит Олег Галкин.
Постепенное повышение ставки и дифференцированный подход в её применении к объектам недвижимости, по словам бизнеса, нужны прежде всего властям, чтобы понять, как вообще изменённый налог будет собираться. В пример приводится практика Москвы, где предприятия, чтобы минимизировать свои потери, начинают делиться на мелкие структуры. Если саратовские предприятия, напуганные резкостью и бескомпромиссностью регионального правительства, пойдут тем же путём, бюджет может потерять миллионов 200. А это больше, чем власть надеется выручить.
Решение принято, но последнее слово за депутатами
Выяснение отношений между бизнесом и властью в этом году было бурным и выходящим за рамки. Региональный законопроект о налоге на имущество организаций бизнес неприязненно окрести «поправками Галкина». Возмущение предпринимательского сообщества глава КУИ в свою очередь называл «истерией и спекуляциями».
Роль рефери в этом споре принял на себя президент Торгово-промышленной палаты Саратовской области Максим Фатеев. В целом поддерживая бизнес (в части исключения из перечня заводоуправлений, неразрывно связанных с производственной деятельностью предприятий), Фатеев призывал обе стороны конфликта к конструктивному диалогу. Отмечал, например, что и бизнес-сообществу, и власти необходимо услышать друг друга и совместными усилиями преодолеть возникшие барьеры на пути к пониманию.
Понимая, что власть вряд ли откажется от идеи перехода на новый порядок исчисления налога на имущество организаций (необходимость нового порядка уже согласована с большей частью региональных инстанций), предпринимательское сообщество добилось пересмотра состава перечня объектов.
Олег Галкин в комментарии «Газете недели» подтвердил, что руководители предприятий услышаны, и региональное правительство в лице КУИ готово «пересмотреть перечень, в том числе в части исключения из него помещений заводоуправлений».
«Разговор с бизнес-сообществом будет продолжен на площадках предприятий, Саратовской областной думы, общественных организаций, а также Общественной палаты Саратовской области, – отметил глава комитета по имуществу. – При этом перечень налогооблагаемых объектов организаций продолжает формироваться. До сих пор у каждого владельца объекта имеется возможность вносить в его состав свои предложения. В связи с тем что состав перечня ещё не утверждён и всё ещё меняется, пока трудно назвать точную цифру дополнительных поступлений в бюджет области от введения нового порядка исчисления налога на недвижимость организаций. На сегодняшний момент ориентировочная сумма дополнительных доходов составляет порядка 100 миллионов рублей в год».
При этом Олег Галкин настаивает на том, что экономически обоснованной при переходе на новый порядок расчёта налога будет максимальная ставка в два процента.
«Комитетом при разработке проекта закона довольно подробно изучена практика 27 регионов страны. Их положительный опыт учтён в разработанном и внесённом в областную думу документе, – сообщил чиновник. – Основываясь именно на опыте других регионов, мы закладываем в законопроект максимальную ставку налога. Однако окончательное решение – принимать или не принимать закон, которым вводится новый порядок исчисления налога для организаций – остается за депутатами Саратовской областной думы».
[кстати сказать] Попытка не пытка Саратовская область в текущем году могла стать 29-м регионом, где применяется новый способ расчёта налога. Но не стала. Хотя и желание, и намерение совершить необратимый переход у региональных властей было. С прошлого года комитет по управлению имуществом Саратовской области прорабатывает законопроект, позволяющий брать налог с торгово-офисной недвижимости по кадастровой стоимости. Летом 2014 года у комитета уже был готов тот самый перечень конкретных объектов недвижимости, попадающих под действие закона. Тогда в него вошло 218 зданий и помещений. Как рассказывал местным журналистам глава комитета Олег Галкин, при формировании списка использовалась база данных областной кадастровой палаты. Из общей массы объектов выбирались отдельно стоящие нежилые здания торговых и административно-офисных центров, площадь которых превышала тысячу квадратных метров. А также соответствующие помещения площадью свыше 200 кв. м. В комментарии «Газете недели» Олег Галкин отметил, что комитет опубликовал перечень в открытом доступе (на сайте правительства и в СМИ), чтобы собственники внесённых в него зданий и помещений были в курсе и могли высказать своё мнение. Хотя делать этого КУИ, мол, не был обязан. «Таким образом, мы заявили о своем намерении вести открытый диалог с собственниками помещений и внимательно рассмотреть каждый спорный случай», – сообщил Олег Александрович. Спорных случаев, к слову, набралось немало. В КУИ, как и было обещано, рассматривали каждый и чаще соглашались с претензиями собственников. В результате внесения корректив в перечне объектов для «кадастрового» налога образца 2014 года осталось 186 зданий и помещений. «По Налоговому кодексу РФ максимальная налоговая ставка при введении закона в 2015 году не могла превышать 1,5%, – пояснил Галкин «Газете недели». – А при таком размере ставки введение налога на недвижимость на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости, было бы экономически нецелесообразным. Правительство области приняло решение отложить рассмотрение вопроса о введении новых правил налогообложения на один год». Экономическая нецелесообразность выражалась в невеликих бюджетных доходах от внедрения нового способа расчётов. В региональный бюджет дополнительно могло поступить от оставшихся в перечне объектов всего 50 миллионов рублей. Тогда как нагрузка на бизнес увеличивалась, но распределялась не равномерно. Согласно проведённому саратовскими чиновниками анализу, основная нагрузка по новому налогу легла бы на малый и средний бизнес, тогда как крупный (например, торговые комплексы «Лента», «Метро», «Триумф Молл» или «Сиеста»), наоборот, почувствовал бы некоторое облегчение. Кадастровая стоимость этих объектов, как оказалось, получилась меньше балансовой. Кроме того, как признался Олег Галкин, в прошлом году была ещё одна причина отложить принятие закона в Саратовской области. Оказывается, в федеральном законодательстве была лазейка. Там было сказано, что налогообложение недвижимости по кадастровой стоимости касается только юридических лиц, поэтому организации начали спешно перерегистрировать на граждан часть своих коммерческих зданий и помещений. Но федеральные законодатели недочёт заметили и исправили. И теперь налог положено брать даже с тех объектов, которые оформлены на физических лиц. |