Время упразднять
В России началась мода на мегарегуляторы. Только что упразднили Федеральную службу по тарифам и Рособоронзаказ, передав их функции Федеральной антимонопольной службе. Теперь ФАС имеет беспрецедентные возможности влиять на естественные монополии и на доходы и расходы всего госсектора. За два года до этого на базе ЦБ РФ был создан так называемый мегарегулятор финансового рынка. Помимо надзора над коммерческими банками, в его функции вошёл контроль за небанковскими финансовыми организациями, включая страховые компании, компании по управлению активами, пенсионные фонды, брокерские компании и микрофинансовые организации. Сейчас правительство РФ готовится объединить в одном лице сразу три надзорных ведомства в потребительской сфере – Роспотребнадзор, Росздравнадзор и Россельхознадзор.
О планах правительства по созданию очередного объединения надзорных ведомств в начале сентября заявила вице-премьер Ольга Голодец, отвечающая в кабинете министров российского правительства за социальные вопросы.
Источник в финансово-экономическом блоке правительства, по данным федеральных информагентств, отмечает, что детали создания мегарегулятора пока обсуждаются и речь может идти не о простом слиянии ведомств, а о выделении «соответствующих контрольных функций» из этих надзорных органов. За Роспотребнадзором, например, может сохраниться санитарно-эпидемиологический надзор, который не ограничивается сферой оборота товаров.
Другие представители российского правительства считают разговоры об объединении надзорных ведомств преждевременными. Так, например, министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов, которому поручено курировать реформу надзорных органов, сообщил РБК, что сбор предложений с профильных ведомств находится на начальном этапе.
«В России более 40 надзорных органов только на федеральном уровне. Очевидно, что если есть дублирующие полномочия, то мы будем готовить предложения по оптимизации их структуры», – сказал он.
«У нас редко получается так, как планировалось, поэтому опасаться всяких отклонений от норм всё же стоит».
Пресс-секретарь вице-премьера по социальным вопросам Ольги Голодец и представитель Роспотребнадзора отказались от комментариев. Не дождались информагентства ответов из Россельхознадзора и Росздравнадзора.
В Саратовском регионе, как выяснила «Газета недели», территориальные подразделения этих ведомств вообще не слышали об идее их реструктуризации, обсуждаемой наверху. В региональном управлении Роспотребнадзора нам заявили, что даже если бы они что-то знали, комментировать такие вещи не имеют права. Не уполномочены.
В областном Россельхознадзоре ответили примерно теми же фразами. Пояснили, что не могут говорить о том, чего не знают. В Росздравнадзоре по Саратовской области новость о возможном объединении с другими надзорными ведомствами встретили с некоторым раздражением. Предложили обратиться к ним, когда решение будет принято. Тогда, мол, и поговорим. И мы, конечно, обратимся, если будет куда.
Хотят как лучше, получится как всегда
Создать мегарегулятор на потребительском рынке еще в 2007 году предлагало Минздравсоцразвития под руководством Татьяны Голиковой. Тогда обсуждалось создание единого надзорного органа в сфере производства и оборота продукции, которая представляет потенциальную опасность для человека. Объединять под одной крышей предлагалось три ведомства: Росздравнадзор, Росздрав и Роспотребнадзор – на базе Росздравнадзора. Тогда слияние трех ведомств не получилось. Росздрав был расформирован в 2008 году, а его функции были переданы министерству. Позже Минздравсоцразвития высказывался против всяких объединений с Росздравнадзором, потому что, мол, «резкие реорганизационные мероприятия» в этой сфере будут иметь разрушительный характер. Сегодня, по мнению независимых экспертов, шансов на объединение гораздо больше.
Эксперты полагают, что к очередной дискуссии о разграничении полномочий и зон ответственности могли подтолкнуть недавние проверки магазинов Россельхознадзором. С конца июля текущего года Россельхознадзор сообщал о нарушениях, выявленных при проверке московских магазинов «Ашан» и магазинов сети в регионе.
«Ведомства действуют иногда шире и не в рамках своих компетенций, – говорят аналитики. – С одной стороны, это, наверное, хорошо, когда из нескольких ведомств создаётся одно хорошо управляемое. В этом случае администрировать деятельность такого ведомства было бы значительно проще. Оно могло бы быть эффективным, потому что проблематику видно внутри одного ведомства, а не нужно обобщать разные вопросы по разным направлениям».
Что касается бизнеса, то, судя по комментариям нескольких бизнес-сообществ («Опора России», «Деловая Россия»), для предпринимателей главное – чтобы надзорный мегарегулятор не оказывал на них дополнительного давления. «Если будет достигнута та цель, которая декларируется, и бизнес будет иметь дело с проверяющими из одного ведомства, то это даже хорошо, – считают предприниматели. – Другое дело, что у нас редко получается так, как планировалось, поэтому опасаться всяких отклонений от норм всё же стоит».
Не дела ради, экономии для
Примеры такого эффективного и хорошо управляемого мегарегулятора в мире существуют. В частности, единая структура, которая контролирует безопасность продуктов и лекарств, есть в США и называется FDA – Food and Drug Administration. Именно её, по мнению экспертов, намерено «срисовать» российское правительство.
При этом эксперты не сомневаются, что правительство РФ в этот раз свою идею воплотит в жизнь. Прежде всего потому, что перед властью сейчас остро стоит задача экономии бюджетных средств, которая может возникнуть при слиянии территориальных органов.
«Мегарегулятор будет создан с большой долей вероятности. Однако это вряд ли как-то скажется на качестве продуктов или на ценах, – говорит аналитик инвесткомпании «Финам» Тимур Нигматуллин. – Здесь речь идёт не об улучшении качества регулирования, на мой взгляд, а о снижении бюджетных расходов. Это приоритет, и я бы не стал ждать каких-то существенных изменений с точки зрения подхода к регулированию».
Необходимостью экономить, по словам экспертов, объясняются и недавние слухи об объединении Минфина и Минэкономразвития. А также широко обсуждаемая в правительстве идея объединения Федеральной налоговой службы с таможенниками.