Правила меняются и ужесточаются
Федеральная власть продолжает бороться за чистоту и прозрачность закупок для государственных нужд. На минувшей неделе комитетом Госдумы по экономической политике были одобрены поправки в закон о закупках госкомпаний. Законопроект, подготовленный Минэкономразвития РФ, рекомендован к принятию в первом чтении. По мнению саратовских чиновников, изменения в правилах будут полезны всем. И прежде всего бизнесу, участвующему в тендерах на государственный заказ.
В этот раз госкомпаниям запретят самостоятельно выбирать способ небольших закупок ниже установленного правительством ценового порога в 200 миллионов рублей. Вариантов будет всего два: или конкурентные способы (конкурс, аукцион, запрос котировок и предложений), или закупка у единственного поставщика.
Ограничить в количестве
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что в настоящее время госкомпании могут использовать свыше 2700 способов закупок: «по результатам переговоров», «прямой поиск», «нерегламентированная закупка», «отбор», «закупки на основе устойчивых хозяйственных связей», «мелкая закупка» и т. д.
Такое количество вариантов затрудняет подготовку документов и упрощает сговор с поставщиками, считают авторы законодательных изменений. При этом если все мелкие закупки свести к некоему единообразию, то малым и средним предпринимателям будет проще в них участвовать. Ценовой порог, согласно законопроекту, должен составлять 200 млн рублей. Это, по мнению Минэкономразвития, будет способствовать обеспечению большей доступности к госзакупкам для малого и среднего бизнеса.
Кроме того, в том же законопроекте ведомство предлагает регулировать работу электронных площадок. Предполагается, что правительство должно установить порядок и условия отбора операторов. Сейчас в России действует уже более 150 электронных площадок, в конце 2014 года их было 120. Ограничения для них, по мнению законодателей, нужны ещё и потому, что некоторые площадки создаются под конкретную закупку. И такие «однодневки» дискредитируют весь рынок.
Предложения федерального ведомства положительно оценили чиновники в Саратовском регионе. По словам Владимира Пожарова, министра экономического развития и инвестиционной политики области, чьё ведомство курирует госзакупки в регионе, предложенные поправки в Федеральный закон № 223-ФЗ благотворно скажутся на прозрачности и эффективности закупок, осуществляемых госкомпаниями.
«Во-первых, в настоящее время госкомпании фактически используют невообразимое количество способов закупок – около трех тысяч! Безусловно, это много. Бизнесу, особенно индивидуальным предпринимателям, крайне непросто разбираться в тонкостях участия в столь многочисленных и разнообразных способах закупок. По закону о контрактной системе заказчик вправе использовать только пять способов – представляется, что этого вполне достаточно, – отметил Владимир Пожаров. – Второй принципиальный момент – это урегулирование вопроса количества электронных площадок, на которых можно проводить закупки. Большое их количество также создает проблемы для бизнеса: чтобы участвовать в закупках, нужно регистрироваться на каждой площадке, а это влечет как материальные, так и временные затраты. Соответственно, чем понятнее и проще будут условия участия в закупках, тем меньше будет жалоб на их проведение».
А вот самому бизнесу ограничение количества электронных площадок нравится не очень. Против такого шага высказались и поставщики, и сами площадки.
По словам президента РСПП Александра Шохина, площадки успешно конкурируют и предлагаемые ограничения «не соответствуют международной практике саморегулирования и введения профессиональных стандартов». Представители бизнеса отмечают также, что у госорганов уже достаточно механизмов для контроля и регулирования закупочной деятельности госкомпаний и их поставщиков. Дополнительные рычаги могут привести к излишней зарегулированности процесса.
Деофшоризация и список нужного
Требования к государственным закупкам ужесточали уже дважды. В июле были опубликованы поправки, запрещающие государственные закупки у офшорных компаний. Отмечалось, что «довольно много поставщиков товаров и услуг для госнужд» были зарегистрированы, как выяснялось впоследствии, в офшорных зонах. То есть в странах, где действует льготный налоговый режим и не нужно отчитываться о финансовых операциях.
Целью запрета на осуществление закупок у таких компаний была названа «деофшоризация российской экономики», поддержка отечественных производителей, а также стимулирование бизнеса на импортозамещение.
Еще одно новшество касается порядка госзакупок библиотеками и образовательными организациями. Им впервые разрешили заказывать услуги за счёт бюджета у единственного поставщика. Правда, такие закупки возможны, если их предметом являются права на доступ к информации из зарубежных баз данных.
Эти нововведения вступили в силу 15 августа текущего года.
С 1 января 2016 года в силу вступят и другие изменения в законодательстве, касающемся госзакупкок. Об этом на минувшей неделе заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.
Речь идёт о двух постановлениях, корректирующих закон о контрактной системе.
Первым определяются общие требования к закупаемым для нужд государства товарам, работам и услугам, которые теперь будут заноситься в специальный перечень. В нём должны указываться потребительские свойства товаров, критерии качества и другие характеристики, которые напрямую влияют на их стоимость.
Второе постановление позволяет государственным структурам – как федеральным, так и региональным – устанавливать свои требования по закупкам в соответствии с изменениями общих правил. Другими словами, каждое ведомство будет создавать собственный перечень работ и услуг по аналогии с перечнем, разработанным правительством.
По словам Медведева, таким образом, контроль за государственными закупками будет обеспечиваться на всех уровнях власти, что должно повысить их эффективность и способствовать более экономному использованию бюджетных средств.