Тщательней, товарищи!
Саратовская область вошла в число регионов со средней прозрачностью госзакупок. И это отнюдь не положительная оценка. В Национальном рейтинге прозрачности закупок Независимого исследовательского учреждения НАУЭТ (источник признанный и авторитетный), который составляется регулярно с 2006 года, область положительных оценок образуют только гарантированная и высокая прозрачность. За ними следуют уже «средняя», «базовая» и «низкая» прозрачности.
Составление рейтинга проходит под эгидой Минэкономразвития, ФАС и Счетной палаты. А главный его смысл – определить состояние закупочной сферы, её тенденции и прогнозы на будущее. Как говорят аналитики, переоценить значение рейтинга сложно. Для государства это возможность скорректировать управление рынком, а для потенциальных поставщиков – информация о том, в закупках каких компаний и в каких регионах участвовать стоит, а от каких имеет смысл воздержаться.
Встревожились, приехали
О том, что в Саратовской области с госзакупками не всё хорошо, в последнее время говорится всё чаще. Потому что проблем в этой сфере обнаруживается всё больше. Буквально месяц назад в наш регион приезжала комиссия из ФАС России с проверками. Федеральные чиновники – помощник главы ФАС РФ Павел Субботин и начальник правового отдела Управления контроля размещения госзаказов ФАС Роман Семёнов – пояснили, что в Саратовской области растёт количество жалоб на результаты конкурсов по госзакупкам, и это, мол, тревожит.
Так, по данным чиновников ведомства, в прошлом году в УФАС было подано в общей сложности 633 жалобы, а уже за первое полугодие текущего года – 279. При этом если в прошлом году 139 из них возвращено, то с начала этого года – только 22. Если в 2014 году 300 жалоб были признаны необоснованными, то в этом – только 63.
То есть чиновники отметили существенный рост именно обоснованных жалоб на результаты торгов, и у этого факта, по их словам, есть как минимум две причины: либо жалобщики стали более квалифицированными, либо закупщики (организаторы торгов) стали менее добросовестными.
О небрежности заказчиков свидетельствует другая статистика. Скорее всего, существенно возрастет по итогам года количество жалоб, связанных с нарушениями конкурсных процедур. Их уже 89, а в прошлом году было за 12 месяцев 147. Административных дел при этом сейчас почти столько же, сколько было за весь прошлый год.
Чаще всего, по данным областного УФАС, жалуются на муниципальные конкурсы. В текущем году из 279 жалоб 111 были именно на тендеры муниципальных заказчиков.
Повод хоть и формальный, но очень вредный
Что касается жалоб по конкурсной документации, то помощник главы ФАС РФ Павел Субботин, будучи с визитом в Саратове, подтвердил, что в ней и в самом деле зачастую обнаруживается масса недочётов – и небрежность, и неаккуратность. Тогда как потребовать отмены конкурса, грубо говоря, можно даже из-за одной пропущенной запятой, неверно проставленного числа и прочих формальных поводов. Большинство таких претензий на результатах проведённых аукционов после соответствующей проверки не сказываются, а вот процесс осуществления закупки существенно удлиняется.
Государственным заказчикам это определённо вредит. Они обязаны обеспечить своевременное исполнение госконтракта. Срыв сроков работ (а при выявлении ошибок на торгах заказчик обязан проводить их заново) чреват для заказчика неприятностями, иногда весьма серьезными. Те, кто осваивает федеральные деньги, рискуют, в частности, остаться без средств на удовлетворение госнужд.
Как пояснил министр экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области Владимир Пожаров на недавней встрече с журналистами, если конкурсные процедуры из-за формальных жалоб будут сдвигаться на конец года, бюджетные средства просто не будут освоены. Не успеют. А значит, федеральные деньги придётся вернуть. Если ситуация будет повторяться из года в год, центр может просто отказать в деньгах региону. Дескать, зачем давать финансирование, если регион не умеет его использовать. Объяснять, что это для региона очень и очень плохо, наверное, не обязательно.
Однако кое-кому такая ситуация оказалась на руку, кое-кто даже научился зарабатывать на затягивании конкурсных процедур, попросту шантажируя заказчиков и победителей аукционов.
«Сносят» торги и ждут
На госзакупках российские предприниматели пытались зарабатывать всегда. Несколько лет назад те, кто не хотел выполнять государственный заказ на удовлетворение некрупных государственных нужд, но очень хотел заработать, изобрели довольно грубую и при этом очень простую схему. Заявлялись на участие в конкурсе с более выгодной ценой, а потом за определённую плату со стороны конкурента отказывались от участия в торгах.
Сейчас такие компании (по мнению саратовских экспертов, их немного – всего три-четыре) работают по-другому. Компании, которые не собираются ничего поставлять или быть подрядчиками, могут по существующему законодательству даже не участвовать в торгах. При этом они наблюдают за тем, как проводится конкурс, изучают документацию, находят ошибку и дожидаются окончания торгов. А потом выступают с требованием признать результаты тендера недействительными по причине той самой обнаруженной ими ошибки.
Больше такие компании ничего, по сути, не делают. Дальше они просто сидят и ждут, когда к ним придут и попросят отозвать свою жалобу в обмен на финансовое вознаграждение.
Схема работает. При этом являясь, собственно говоря, вымогательской, по закону она опять же таковой не является. Полиция подтверждает, что состава преступления в таких действиях нет. Ведь жалобщики сами ни у кого ничего не вымогают. Они просто заявляют о наличии ошибки в проведении конкурса, вследствие которой конкурс может быть признан недействительным.
Председатель Общественной палаты Саратовской области Александр Ландо в одном из своих интервью саратовским журналистам рассказывал, что располагает конкретными примерами и даже знает людей, которые платили таким жалобщикам за отзыв жалобы в УФАС. Собственно, именно активность Ландо в этом вопросе, говорят, буквально вынудила руководство Федеральной антимонопольной службы РФ отправить «десант» в Саратов для проверки. На совместном совещании с органами региональной власти Александр Ландо лично рассказывал об имеющихся у него фактах московским гостям. В частности, он приводил в пример аукцион администрации Ртищевского района, искавшей подрядчика для ремонта дороги. На конкурс, мол, заявилась всего одна компания. Но сразу же по окончании торгов компании ещё две компании, которые в торгах не участвовали (ООО «Сфера-Групп» и ООО «Торгово-строительная компания «Априори»), подали жалобы в УФАС на результаты аукциона. Антимонопольная служба сначала приостановила аукцион, а потом признала жалобы необоснованными. Однако администрации пришлось проводить конкурс повторно, а это вылилось в потерю времени и дополнительные расходы бюджетных денег, отметил глава ОП Саратовской области.
Этот пример московских чиновников не впечатлил и в массовости подобных ситуаций не убедил. А другой конкретики у Ландо не нашлось.
Есть один способ – готовиться надо лучше
Вместе с тем саратовские чиновники всё же надеялись, что представители федерального ведомства подскажут им, как бороться с проявлениями этой «нечистоплотности некоторых ушлых организаций», как их остановить в рамках правового поля. И получили-таки ряд рекомендаций. Правда, не тех, на которые рассчитывали.
По мнению представителей ФАС России, решить проблему формальных жалоб, основанных исключительно на придирках к оформлению конкурсной документации, можно только одним способом – тщательней эту самую документацию готовить. «Необходимо больше внимания уделять обучению специалистов в муниципалитетах правильно готовить документы», – посоветовали представители федерального ведомства.
Кроме того, помочь может и централизация госзакупок. По мнению представителей руководства ФАС России, стоит попробовать объединять все заказы, например, по строительным работам (самое большое количество жалоб по Саратовскому региону) и доверять их подготовку тем организациям, которые могут работать с подрядчиками.
Эти советы Александру Ландо, например, показались бесполезными. Как заявил он местным СМИ после визита высокопоставленных антимонопольщиков, нужно искать действенные правовые средства для борьбы «с этим злом», и ФАС, мол, должна изменить свою позицию. Единственное полезное, что получил регион от того визита, по мнению председателя общественной палаты, – это проведённый ими семинар для муниципальных чиновников, которым показали, как всё-таки нужно составлять документы для аукционов, чтобы исключить возможность их обжалования.