Полицейский военкому не товарищ?

Оценить
Блюстители порядка отказались разыскивать уклонистов

Суд признал незаконными действия отдела МВД по Ершовскому району, руководство которого отказалось помогать военкомату в доставке повесток и розыске призывников. Представители МВД заявили коллегам из Минобороны, что сотрудничество ведомств было предписано законом о милиции, а современная полиция делиться бензином и личным составом вовсе не обязана.

Как рассказал помощник ершовского прокурора Евгений Спиридонов, весной областной военкомат направил на имя начальника районного отдела МВД обращение с просьбой о вручении повесток призывникам и поимке уклонистов. Полицейский ответил письменным отказом. Ранее правила взаимодействия ведомств были определены федеральным законом «О милиции» от 1991 года и совместной инструкцией, утвержденной главами МВД и Министерства обороны. Согласно этой инструкции военные комиссары должны были обращаться к органам внутренних дел с просьбами «об обеспечении прибытия граждан с приложением повесток, подлежащих вручению» и о розыске уклонистов. Милиционеры, соответственно, были обязаны «принимать необходимые меры».

Отметим, что блюстители порядка и раньше без восторга относились к подобным дополнительным обязанностям, ведь на поездки к будущим защитникам родины нужен бензин, зачастую навещать юношей приходилось в нерабочее время, а вся положительная отчетность доставалась военкомату. Региональная прокуратура не раз заявляла, что считает меры по розыску уклонистов недостаточными.

В 2011 году закон о милиции утратил силу, а в новый правовой акт

«О полиции» норма о сотрудничестве с военкоматами по организации призыва не вошла.

Как рассказал Евгений Спиридонов, в 2014 году ершовские полицейские уже отказывали военным в помощи. Тогда прокуратура вынесла представление, одного из сотрудников отдела МВД привлекли к дисциплинарной ответственности. В нынешнем году после повторного нарушения надзорное ведомство обратилось в суд. Ершовский районный суд признал действия полиции незаконными. Представители МВД обжаловали это решение в областном суде, но безрезультатно. Как поясняет Спиридонов, обязанность полиции участвовать в проведении призывной кампании упомянута в действующем федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе». В статье 4 говорится, что органы внутренних дел обязаны «производить розыск и задержание граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу».

В надзорном ведомстве обещают следить, чтобы ситуация не повторилась во время осеннего призыва. Отвечая на вопрос о том, как ведомственные разногласия отразились на количестве уклонистов в районе, Евгений Спиридонов заявил: «Прокуратура не дремлет, поэтому число уклонистов вырасти не может».

Всего за время весеннего призыва прокуратура обнаружила более 750 нарушений закона – в основном, допущены эти нарушения не потенциальными новобранцами, а теми, кто отвечает за проведение кампании. Например, хвалынский отдел областного военкомата неправильно вёл личные дела призывников: в картах медицинского освидетельствования юношей не было результатов анализа крови, флю­орографии и ЭКГ. Всего по области к дисциплинарной ответственности привлечено почти 200 должностных лиц, возбуждено 27 административных дел, в суд направлено семнадцать исков.


[кстати сказать]

Уголовные «итоги» весеннего призыва пока не подведены

По результатам осенней кампании 2014-го под суд отправились два молодых человека, обвиненные в уклонении от призыва. Житель Ртищевского района Виталий Отставнов не явился на медкомиссию, вместо этого отравился на заработки в Москву. Суд приговорил его к штрафу в 7 тысяч рублей. Уроженец Марксовского района Алексей Дебелый прошел медицинское освидетельствование, был признан годным, но не явился на отправку в войска. Наказанием ему стал штраф в 20 тысяч рублей. В покушении на мошенничество заподозрен сотрудник краснокутского отдела областного военкомата: по мнению следователей, он за 10 тысяч рублей обещал призывнику оформить военный билет.
Напомним, что осенью прошлого года в армию ушли 3138 человек, в весенний призыв нынешнего — 2889. Более 80 призывников не имеют высшего образования, почти 40 процентов выросли в неполных семьях, более 100 человек — сироты. По заключению медкомиссии, четверть юношей, приходящих на освидетельствование, оказываются не годными к службе по состоянию здоровья. По этому показателю дела в Саратове обстоят несколько лучше, чем в целом по Центральному военному округу, к которому относится регион, — в среднем медкомиссия отсеивает 27 процентов молодых людей. Чаще всего саратовцы не идут в армию из-за болезней костно-мышечной системы (в 25 процентах случаев), сердечно-сосудистой системы (13 %), пищеварительных органов (11 %) и психических расстройств (6,6 %). Душевное здоровье саратовцев, как и следовало ожидать, крепче, чем в целом по округу, — в среднем 15 процентов несостоявшихся солдат считаются негодными к службе именно по причине психического заболевания.
На альтернативную гражданскую службу (АГС) весной отправились девять человек. Всего за время существования АГС этой возможностью воспользовались 66 саратовцев. Все они служили санитарами-уборщиками в социальных учреждениях.