Не подкопаешься

Оценить
День без цивилизации невдалеке от цивилизации

Вот уже несколько лет подряд на Увеке проходит фестиваль «Один день из жизни средневекового города», который посвящен Укеку – древнему крупному золотоордынскому городу, который располагался на территории почти созвучного ему поселка. В прошлом году на фестиваль ездил Вячеслав Коротин (смотри «День в Золотой Орде» № 31 (307) от 09.09.2014), в этом году – уже я. Отталкиваясь от прошлогодней публикации, и начну свой рассказ.

Формально в вопросе о том, как добраться до фестиваля, а до Увека путь неблизкий, принципиально ничего нового не было, на выбор предоставлялись три известных уже варианта: на бесплатных автобусах от областного музея краеведения и администрации Заводского района; на городском транспорте за свой счет – на электричке до Анисовки или на маршрутных автобусах с пересадкой у стадиона «Волга»; наконец, на собственном авто.

Поменялось самое главное – количество, которое в данном случае свидетельствовало еще и о качестве. Парковка расширилась, автобусов с бесплатной доставкой стало больше – во всяком случае, проезжая мимо администрации, я видел, что на остановке стояло не так уж много людей, в отличие от музея краеведения. Мне неожиданно удалось уехать вовремя: по ошибке я зашел в автобус для школьников и поехал с ними. Заказной автобус не заполняли до отказа, пассажиров старались усадить с максимальным комфортом. И хотя на обратном пути я ехал в заполненном автобусе, это, очевидно, была вина не водителя: в последний момент, перед самым отъездом, в салон неожиданно повалил народ.

Торговые холмы

Нужно прояснить важный момент. Зрители видят только часть исторического фестиваля – гости посещают лишь второй день из трех. В первый решают хозяйственные вопросы, регистрируют участников, проводят маневры и квестовые игры, в третий день намечается круглый стол, на котором обсуждают итоги, а также устраивают просмотр находок из фондов музея. В общем, это уже внутренняя кухня. По счастливой иронии судьбы в этом году дождь словно обошел стороной именно «гостевую» часть: накануне слегка поморосило, а вечером в субботу, уже после того, как все разъехались, начался ливень. В день же фестиваля было солнечно и тепло, как летом.

Зона фестиваля была поделена на две площадки – занимательную и историческую. На первой расположились стоянки, выставочный шатер и сцена. Недалеко от них проводились конные прогулки. Более масштабно выглядела историческая часть, где размещались ставка эмира, тир, палатки ремесленников, базар. Ближе к холму можно было найти лекаря и русский лагерь. Со стороны, впрочем, могло показаться, что вся площадь – это практически один сплошной базар, где торгуют едой или сувенирами.

Несмотря на то что мой коллега в прошлом году предупреждал, что за водой и едой будут очереди, и я, последовав его совету, купил полторашку воды заранее, оказалось, что не так страшен черт, как его малюют. Очереди, конечно, иногда возникали, но такие можно встретить и в магазине. На километры они не растягивались. Приятно удивили цены: ровно или почти такие же, как в городе. Например, шпажка шашлыка отдавалась за 100 рублей, пирожок с сосиской и картофелем – за 30. Вода продавалась там же. Это всё на занимательной площадке, на исторической же можно было испить медовухи или купить валдайского чая – всему свое место.

А вот атрибутика была везде. Организаторы заранее предупреждали торговцев, что есть определенные критерии как товара, так и внешности. Например, в исторической зоне вы обязаны быть в костюме, желательно без серьезных отклонений по веку (Укек, напомним, существовал в XIII-XIV веках), при этом количество не­исторического товара вроде магнитиков не должно было превышать 20 процентов. Также не приветствовались изделия из пластика. И самое главное – с торговцев не бралась пошлина, иными словами, все мастера (а многие были из других городов) торговали свободно.

На одном лотке я увидел довольно странное сочетание – помимо славянской атрибутики, ещё и скандинавскую, чуть ли не с героями сериала «Викинги». «Богами торгуем!» – усмехнулся продавец и начал пояснять, какой оберег сколько стоит. «Хм, у вас Перун с Велесом рядом стоят», – заметил я. Продавец то ли не расслышал, то ли не понял, а вот его сосед среагировал быстрее: «Парень-то глазастый!» – и тут же между враждующими богами поставил Раду.

Два эмира

И хотя торговые площадки занимали львиную долю как территории, так и времени зрителей, самым важным были все-таки исторические сцены. Расписание, данное изначально на сайте, претерпело существенные изменения: никаких встреч, снаряжений и отправок караванов не было (зато были верблюды, у которых стояла толпа зевак), да и обход эмиром города сместился на час. «Ждем другого эмира?» – замечали самые саркастичные в толпе, намекая на приезд губернатора Валерия Радаева. Впрочем, надо заметить, публику развлекали неплохо: то поймают беглого чеканщика монеты, то прогонят нищего (он собрал в итоге 1686 рублей 60 копеек), то собачка, подхватив оставленную на одной из лавок кость, убежит, воровато стреляя глазами. Последнее, впрочем, явно было незапланированной акцией, как, полагаю, и спуск с одного из холмов отары овец, непонятно откуда взявшихся и так же быстро испарившихся.

В полдень приехал губернатор, и процессия двинулась смотреть город. Организатор фестиваля Дмитрий Кубанкин проводил экскурсию для Валерия Васильевича, и публика разделилась на две части – тех, кто шел за эмиром, и тех, кто шел за губернатором, время от времени останавливавшемся спросить, кто и что это перед ним, благо сами жители Укека так и норовили попасться на глаза. Например, передо мной в самый неожиданный момент встал чумазый бедняк с цепями на руках. «Видал, какие у меня?» – протянул он. «За что?» – «Пошутил». – «Над кем? Над эмиром?» – «Не над эмиром, но он услышал». В это же время эмир ходил, смотрел мастерские, шел к доктору, когда голова разболелась, дарил по щедрости души своей колчан попавшемуся горожанину и спрашивал иностранца, из каких это он Даний приехал.

Исторических сцен было не так уж много: помимо обхода города эмиром зрители увидели битву охраны с разбойниками и выборы лучшего жителя города среди торговцев, ремесленников, воинов и музыкантов. Сцены были любопытные: вот охрана эмира борется с разбойниками. Охрана убивает всех, кроме одного, – суд над ним будет вершить великодушный эмир. Правитель решает, что воина нужно продать. Начинаются торги: 500, 1000, 2000, 2500, 2558... Присматриваются тщательней: а цена включает кольчугу или нет? Торгуются обладатель колчана и некая женщина из толпы зевак. Народ посмеивается: как же этой даме хочется замуж! Она воина в конце концов и выкупает – за 5000 рублей, даже несмотря на то что ее честно предупреждают, что этого молодца уже три года продают и он б/у. Впрочем, деньги с нее, разумеется, не возьмут, да и парень в рабство не попадет. После этого будет еще несколько показательных боев, в том числе и за пределами сцены: на фестивале продавалось игрушечное оружие и для детей, которые, разумеется, упросили своих родителей купить им эти «мечи» и «топоры», а потом с серьезным видом дрались на пригорке.

Спустя два часа начинаются выборы лучшего жителя города. Больше всего аплодисментов достается только что сыгравшей на варгане Чейнеш Байтушкиной – гостю фестиваля, известному в России музыканту, исполнительнице алтайского горлового пения.

Народ постепенно начинает расходиться, а мы берем комментарий у подуставшего Дмитрия Кубанкина: «Самая главная проблема прошлого года была связана с транспортом. В этом году она была решена: не было пробок, стоянка была расширена до 5000 автомобилей – этого оказалось достаточно. В плане организации этот фестиваль прошел спокойней». Дмитрий Александрович считает, что расширять по хронометражу «Один день из жизни средневекового города» не стоит, а вот над тем, чтобы насыщать и делать более качественной программу, можно думать.

На вопрос о том, не слишком ли много ярмарки и не стоит ли насытить жизнь города чем-то еще, организатор отвечает, что ярмарка и есть жизнь города, именно поэтому в этом году ее поделили на историческую и обычную. В целом, говорит Кубанкин, он доволен фестивалем, как и встретившийся мне там же Игорь Сорокин, работающий ныне над проектом «Саратовская крепость: рассредоточенный музей истории города». Игорь Владимирович среди прочего в нашем разговоре отметил, что не встретил на фестивале ни одного пьяного человека. Мелочь? Может быть, и да, но показательная.