Николай Мерцалов:

Оценить
Пик популярности тату ещё впереди

Перед тем как выбрать персону для интервью, я позвонил одному из местных тату-мастеров и попросил назвать имена коллег, считающихся самыми лучшими в Саратове. Он назвал два имени, одно из которых — Николай Мерцалов. С Николаем, мастером татуировки в жанре «реализм», мы поговорили об уровне саратовских мастеров и о том, куда они уезжают; чего не хватает местному тату-рынку и как на нем сказался кризис; умеют ли в России делать качественное тату-оборудование и как не нарваться на мастера-непрофессионала.

— Татуировкой в России и в Саратове уже никого не удивишь. Можно ли сейчас сказать, что её популярность прошла какой-то пик?

— Я не думаю, что пик уже был. Скорее, он ещё впереди — популярность татуировки продолжает расти. Растёт и уровень тату-мастеров — люди это замечают, и это их тоже притягивает. Ведь когда появляется хорошее предложение, начинает расти и спрос.

— А как в Саратове обстоят дела с тату-мастерами?

— От Москвы и Питера мы, конечно, отстаём. Там есть уже развитый тату-рынок — в разных стилях работает много мастеров одного уровня. Люди могут выбирать, поэтому мастера борются за клиентов, пытаются их зацепить или низкой ценой, или какими-то фишками. Потому что знают: если расслабишься — посетителей у тебя будет гораздо меньше. В Саратове же такого рынка нет: хороших мастеров можно пересчитать по пальцам, и они, как правило, работают в узкой направленности. Стоящих мастеров, конечно, больше десятка наберётся, но это не сотни, как в обеих столицах. Если же сравнивать с остальными российскими городами, то тут, я думаю, Саратов всё-таки находится на достойном уровне.

— Мне кажется, на саратовских улицах и в интернете можно найти гораздо больше десятка тату-салонов и мастеров...

— Да, только потом работы этих «мастеров» людям часто приходится переделывать. В основном клиенты идут к ним по знакомству, из-за низкой цены, либо в силу своей неосведомлённости. Такие мастера не могут ставить высокие цены, иначе к ним вообще может никто не обратиться. Ведь человек лучше пойдёт к уже зарекомендовавшему себя специалисту. Вообще татуировка — это не предмет первой необходимости, с ней всегда можно повременить. Поэтому, я считаю, не стоит бросаться: «Хочу тату сейчас, но денег нет, и я сделаю её по дешёвке!» Лучше подойти к этому вопросу более основательно. Но, например, в Москве можно сделать качественную тату немного дешевле, чем в Саратове...

— Как такое может быть?

— В Саратове не такая большая конкуренция, как в столице. А здоровая конкуренция — это и есть здоровый рынок.

— А почему в Саратове нет достаточного количества хороших мастеров?

— Я думаю, потому, что здесь между мастерами нет такого тесного общения, которое обеспечивало бы профессиональный рост. В Москве у тату-мастеров есть своя тусовка, проводятся слёты. У нас этого нет. Может быть, в исторически купеческом городе такой менталитет... Многие саратовские мастера зажимаются у себя в каморках и не хотят ни с кем общаться. Они рассуждают так: мы ведь конкуренты, уводим друг у друга клиентов, а значит, не стоит нам общаться. При этом не все понимают, что с некоторыми мастерами находятся совсем на разных уровнях, и конкуренция тут весьма условная… Думаю, если бы у нас было какое-то товарищество, мастера бы общались — они гораздо быстрее бы и развивались.

Пример из практики: не так давно в нашу студию пришёл новый мастер с почти нулевым уровнем, и сейчас он растет как профессионал очень быстро. Потому что общается с более опытными коллегами, перенимает опыт. Но многие считают: «Да что там, я и сам могу развиться, что будет надо — посмотрю в интернете». Естественно, развиваются они медленно. Но, наверное, эта проблема не только нашего города, но и многих других провинций.

— Российские тату-мастера как-то котируются в мире?

— Да. На мне есть татуировка, которую делал московский мастер, входящий в мировые топы. В России очень сильна школа реализма*. Но в нашем городе хорошие мастера часто предпочитают не задерживаться. Они развиваются до определённой ступени и уезжают в Москву, Питер или даже в Европу. Например, есть один саратовский парень, который теперь живёт в Осло. И там его уровень резко взлетел: сейчас его работы печатают в мировых журналах. Почему-то там уровень наших мастеров растёт еще быстрее...

Повторюсь, тут большую роль играет круг общения, когда ты общаешься с профессионалами. Кстати, очень много российских мастеров спонсируются мировыми производителями тату-оборудования и краски. В качестве рекламы им бесплатно предоставляют оборудование. Но в Саратове таких мастеров нет.

— А качественное оборудование и краски в России производятся?

— Как правило, всё оборудование не российского производства, но у нас есть много хороших билдеров, изготавливающих машинки. Кроме того, есть несколько российских производителей, делающих качественные иглы. Некоторые отечественные иглы стоят дороже зарубежных, и они не уступают им по качеству. Российские производители даже экспортируют товар — за границей он пользуется спросом.

А вот красок у нас почти не делают. Кто-то пытается что-то делать для себя, но на рынок это, как правило, не выходит. По­этому в основном краски приходят из США и Европы. Есть и китайские, но это на любителя — я считаю, они недостаточно хороши. То же самое с китайскими машинками. Но их всё равно покупают, потому что они доступные. Ведь цена — это немаловажный фактор.

— Какая примерно доля стоимости тату приходится на затраты мастера на оборудование и расходные материалы?

— Это зависит от конкретной работы. Можно ведь сделать рисунок многими разными красками, а можно просто покрасить всё одним цветом. Всё сугубо индивидуально. Но в любом случае основную часть стоимости тату, естественно, составляет именно работа мастера. Кстати, все расходы на материалы напрямую влияют на качество. Например, я сейчас перешёл на картриджную систему работы. Это в два-три раза дороже, зато качественно и удобно. Также можно купить недорогую машинку за тысячу рублей, а можно — последней модели за 40 тысяч. Но, разумеется, это не значит, что дорогое оборудование сделает всю работу за мастера.

— Может ли тату-мастер хорошо заработать в Саратове?

— Может, и по саратовским меркам очень даже неплохо. И многие именно по этой причине и становятся «тату-мастерами» — думают, что так они смогут просто и неплохо заработать. К сожалению, таких становится всё больше.

Недавно наблюдал забавный случай: в социальных сетях есть страничка какого-то парня, и по ней видно, что у него есть своя тату-студия. У студии есть помещение и даже логотип. И он задаёт другим мастерам вопрос: «Какие мне машинки купить?» Ну вот как это так? Сразу понятно, что этот человек тату делать не умеет, хотя у него уже и студия с логотипом есть. К сожалению, далеко не все мастера умеют и просто рисовать — скачают с интернета рисунок, перенесут его на кальку, приклеят к телу и по этим контурам наносят тату.

— А на что надо ориентироваться, чтобы выбрать по-настоящему хорошего мастера?

— Во-первых, обязательно смотреть работы мастера и сравнивать их, например, с уровнем мировых мастеров. Это можно найти в интернете, в поисковике набрать что-нибудь вроде «тату-мастера мира». И если человек хочет тату в определённой стилистике, то надо искать мастера, работающего именно в ней. А вот только по стоимости ориентироваться не надо. Тут нет такого понятия: если дорого, значит — круто.

— Насколько безопасно делать тату? Может ли, например, некачественная краска вызвать аллергию?

— Может, но это бывает очень редко. Конечность из-за этого не отрежут, хотя до такого может дойти, если делать тату грязным оборудованием, за которым мастер совсем не следит. Нагноения, перекрёстные заражения — да, это бывает. Но не только в России, в том числе и в Штатах. В интернете про это можно найти кучу информации, в том числе и видео. Я с таким уже давно не сталкивался. Если мастер ответственный, чистоплотный, следит за оборудованием и знает меры предосторожности, делать тату безопасно. К слову, чаще всего осложнения происходят по вине клиента: ты объясняешь ему, как ухаживать за татуировкой, а он ничего этого не соблюдает. Например, со свежей татуировкой идёт купаться в водоёмах.

— Какие татуировки сейчас предпочитают наносить? Есть какие-то тенденции, актуальные в России и мире?

— Такого уже нет. Сейчас настолько развилась тату-культура: миллионы людей делают татуировки, очень много стилей, вкусов… Хотя, например, у нас до сих пор популярны так называемые чернушные тату — с мрачной графикой, геометрическими фигурами, черепами и т. д. Но, мне кажется, сейчас эта мода уже начинает спадать.

— О спадающей моде. Безвкусные и однообразные татуировки в виде иероглифов, скорпионов и так далее до сих пор в тренде?

— Нет, это тоже пережитки прошлого, когда все работали по каталогам. Сейчас такого почти нет. В последнее время как раз есть тенденция к развитию индивидуальной татуировки, то есть специально под клиента разрабатывается отдельный эскиз. Люди уже начинают понимать, что можно разъяснить мастеру идею — и он сможет профессионально её реализовать.

Ведь того же самого скорпиона можно сделать по-разному. Например, в реализме на всю спину. И это будет смотреться очень круто. То же самое с иероглифами, хотя их уже почти не бьют. Многие считают, что надписи — заезженная тема. Но они просто не видели по-настоящему хороших надписей! Бывают просто шедевры. Есть мастера, которые специализируются только на надписях. И разрабатывают такие шрифты — закачаешься.

Но в Саратове, к сожалению, самостоятельно делать качественные эскизы умеют далеко не все. Этот процесс сам по себе может занять несколько часов, иногда за него даже берут отдельную плату.

— Но наверняка люди всё ещё заказывают уже ставшие шаблонными сюжеты?

— Пока ещё да. Например, часто просят сделать надпись строчкой. К сожалению, это далеко не всегда цитаты из Толстого или Уайльда. Люди находят в интернете фразы на латинском или испанском, в основном метафоры вроде «Любовь зла», «Человек человеку волк», «Только бог мне судья», «Моя жизнь — мои правила». Мастеру можно даже не заморачиваться и прямо в «ворде» выбрать нужный шрифт… Часто приходят девушки и говорят, что хотят сделать надпись, но при этом сами даже не знают, какую. Вот этого я точно не советую делать.

— Как часто с людьми случается «синяя болезнь», когда человек начинает планомерно покрывать своё тело татуировками чуть ли не с ног до головы?

— Я думаю, это болезнь мифическая. Скорее, бывает так: человек сделал качественное тату, оно ему понравилось, он пошёл к тому же мастеру и сделал ещё одну татушку. Потом ещё одну. Возможно, кто-то и считает это психической болезнью. Но я думаю, что это, скорее, просто любовь к искусству.

*Реализм — стиль татуировок, в котором рисунок максимально похож на фотографическое изображение.