Качественно-количественное

Оценить
Качественно-количественное
Основной госпрограммой из экономического блока была названа программа развития сельского хозяйства. Вера Салманова
Пощупать результаты госпрограмм можно будет не раньше конца года

Если у кого-то вдруг появляются крамольные сомнения в благополучии Саратовского региона, советуем сходить на какое-нибудь заседание регионального правительства. Сомнения исчезнут сразу. Всё у нас хорошо, несмотря на трудности. Каждая отдельно взятая проблема в жизни региона перекрывается целым ворохом достижений и высоких показателей. Будь то социальная политика, строительство, сельское хозяйство, да что угодно. В минувшую пятницу, например, в правительстве обсуждали реализацию многочисленных государственных программ в первом полугодии текущего года. Министр экономики рассказал о картине в общем, а министр сельского хозяйства – о частностях. И из этих двух докладов стало ясно, что никакие внешние экономические обстоятельства или влияния стихии не могут сломить силу духа Саратовской губернии и подорвать уверенность в неминуемом светлом её будущем.

Повод для гордости

Тон обсуждению задал губернатор Валерий Радаев, когда в своём вступительном слове начал рассказывать о событиях прошедшей недели, благотворно повлиявших «на всех жителей области». Во-первых, Радаев отметил, что в регионе появилось два новых завода – локомотивный в Энгельсе и по переработке фруктов в Ртищевском районе от компании «Сады Придонья».

«Уже сегодня можно не сомневаться, что энгельсские локомотивы станут новым региональным брендом Саратовской области, а завод в поселке Ртищевский в ближайшей перспективе войдет в число крупнейших предприятий перерабатывающей промышленности в масштабах страны», – заявил Радаев, и никто не посмел в этих оценках сомневаться. Губернатор подчеркнул, что ввод этих производств увеличивает общее количество саратовских предприятий, выпускающих конечную продукцию. Раньше-то ведь на саратовской земле занимались производством комплектующих для самых разных производств. Вслух этим даже гордились – мол, гибкая структура, в любой момент под разные условия можем перестроиться. Но втихаря грустили, потому что на одних только комплектующих много не заработаешь. Теперь появился повод для гордости. Предприятия законченного цикла завелись и у нас. А это, как отметил губернатор Радаев, отразится на увеличении добавленной стоимости, а значит, и на налоговых отчислениях в бюджет. «Всё это – имидж региона, новые точки роста, решение задач импортозамещения, ресурсосбережения и внедрения инноваций. Позвольте всех поздравить с этими важными событиями!» – не без некоторого пафоса подчеркнул глава региона. И никто не осмелился сказать ему, что завод по переработке яблок в поселке Ртищевский будет делать только концентрат для яблочного сока. А сам сок сделают из него и разольют в Волгоградской области, и именно она, таким образом, получит добавленную стоимость.

Во-вторых, по словам губернатора, при всех очевидных проблемах в сельском хозяйстве (гибель урожая от засухи, нехватка кормов для скота) падать духом нельзя. Лучше равняться на энтузиастов. Например, на таких, как Александр Жукушев из Новоузенского района, который взял у государства денег по программе «Начинающий фермер», завёл 40 коров и не жалуется, а крутится. При полном отсутствии кормов в Новоузенском районе (всё сгорело под летним солнцем) закупил необходимые объёмы у более везучих соседей. «Молочная продукция этого хозяйства завоевала популярность у покупателей Саратова, – с некоторым даже восторгом сообщил Валерий Васильевич. – У КФХ есть своя торговая точка на рынке в поселке Юбилейный, хозяйство регулярно участвует в ярмарках на Театральной площади. Пока я там был, фермеру раз 40 позвонили, чтобы заказать продукцию. Такие примеры нужно тиражировать и широко освещать».

Губернатор не пытался замалчивать проблему засухи. Он заявил, что лично встречается с особо пострадавшими и обсуждает с ними возможности решения больных вопросов. И он знает самую серьёзную проблему на сегодняшний день – это семена и корма для животноводческой отрасли.

«В этом году тот же самый Новоузенский район имеет практически нулевую урожайность и испытывает острый недостаток кормов. На данный момент он обеспечен кормами лишь на 50 процентов, – сообщил губернатор под впечатлением от встречи с новоузенскими фермерами. – Ситуация требует оперативных действий. К настоящему времени Минсельхоз России рассматривает документы, поданные областью на получение компенсации за погибшие зерновые. Вслед за этим будут поданы документы на закупку кормов. Напомню, область ставит перед собой амбициозную задачу – полностью обеспечить себя продукцией животноводства. Допустить сокращения поголовья мы просто не имеем права».

Только о хорошем

В отличие от губернатора министр экономического развития области Владимир Пожаров старался концентрировать внимание аудитории только на положительных моментах в реализации государственных программ. Не упоминая о каких-либо сложностях, возникающих по ходу. Как достижение подаётся, в частности, работа регионального правительства по привлечению федеральных средств на выполнение программных мероприятий. Как отметил министр, важно не просто грамотно и эффективно потратить казённые деньги, но как можно больше привлечь финансов из федерального центра в Саратовский регион. И желательно ещё, чтобы, привлекая больше федеральных денег, меньше тратилось своих – областных.

Собственно, с этой задачей региональные чиновники успешно справляются, и это является предметом их особой гордости. В докладах профильных министерств обязательно фигурирует пункт о том, сколько федеральных рублей привлечено на каждый областной рубль. Если брать все

16 госпрограмм, которые реализуются в Саратовской области, то, по словам Пожарова, из 98,9 млрд рублей, предусмотренных на их финансирование, областных денег будет только треть. В этом году на каждый рубль из областного бюджета удалось притянуть по пять рублей из федерального.

Дальше речь шла о том, куда, собственно, эти деньги тратятся. Большая часть, как оказалось, отправится на повышение качества жизни – 84,2 %. При этом львиная доля этих трат (60 %) уйдёт на социальную защиту и соцобеспечение граждан, а также на здравоохранение. Соцподдержка в основном адресная и целевая, а в здравоохранении деньги нужны на достройку нескольких объектов – неонатального центра, службы крови, ряд фельдшерско-акушерских пунктов и т. д.

По программе образования, якобы самой эффективной из всех, деньги в числе прочих задач уйдут на закрытие очереди в детские сады. В этом году, как известно, ожидается создание 1786 дополнительных мест, чем закрывается общая потребность региона.

В строительной сфере федеральные деньги остро требуются на обеспечение нуждающихся жильём. Скандальная тема про провал программы переселения и претензии Фонда содействия реформированию ЖКХ к Саратовскому региону «за обман» была, ясное дело, опущена. Министра строительства и ЖКХ региона Дмитрия Тепина, как главу профильного ведомства, от выступления и вопросов уберегли. За него Пожаров мимоходом отметил, что за первое полугодие жилищные условия улучшили 85 выпускников детдомов, 28 ветеранов Великой Отечественной войны и одна многодетная семья. Ещё напомнили, что в регионе действует льготная ипотека под 10,3 % годовых и ещё ряд государственных инструментов по стимулированию покупательской способности населения для приобретения квартир на первичном рынке.

Поддержка выросла. Гарантийная

11 миллиардов программных рублей предназначены для модернизации экономики. В Саратовской области этой теме посвящены 4 из 16 государственных программ. Среди них есть и программа поддержки и развития предпринимательства, по которой финансирование в текущем году было увеличено втрое.

«Причём уровень софинансирования со стороны региона был снижен с 20 до 5 процентов», – не забыл ввернуть министр экономики. Эти средства планируется потратить на компенсацию процентных ставок по банковским кредитам, лизинговым платежам, на компенсацию затрат на обеспечение деятельности центров молодёжного инновационного творчества.

Кроме того, бюджетными деньгами будут обеспечивать доступность кредитов для бизнеса. Схема занятная. Финансы не достанутся напрямую ни предпринимателям, ни банкам. Их разложат в гарантийный фонд и фонд микрокредитования, воспользоваться услугами которых предпринимателям было проблематично и в хорошее время. Уж очень много условий для оберега государственных фондов от ненужных рисков. То есть деньги на развитие предпринимательства как бы дали и как бы нет.

Новым видом поддержки малого и среднего бизнеса, по словам министра Пожарова, станет создание регионального интегрированного центра с целью поддержки региональных экспортёров. Что это такое, вообще не ясно. Подробности этого новшества и его эффективности, видимо, станут известны в конце, когда, по словам Владимира Пожарова, можно будет увидеть реальные, то есть качественные результаты реализации госпрограмм.

И всё-таки основной госпрограммой из экономического блока министр назвал программу развития сельского хозяйства, результатом которой стала поддержка трех тысяч сельхозтоваропроизводителей. Подробно о ней рассказывала глава областного минсельхоза Татьяна Кравцева. Но Владимир Пожаров, предваряя её выступление, отметил, что задачей областного правительства в области сельского хозяйства на сегодняшний день является помощь чиновникам федерального Минсельхоза в проведении анализа и оценки ситуации в нашем регионе. Надо, чтобы пострадавшие от засухи сельхозтоваропроизводители начали быстрее получать компенсационные выплаты. 

«Мы также работаем с банками по пролонгации кредитных договоров и с Рос­агролизингом по изменению графиков выполнения договорных обязательств фермеров с учётом засухи», – обнадежил Владимир Александрович.

АПК в росте, колхозники на передовой

Кравцева на этот раз старалась сильно ситуацию в АПК не приукрашать. Но привычка оказалась сильнее, поэтому злободневная тема последствий засухи была утоплена в цифрах повсеместного роста.

Вот, например, по налоговым отчислениям у сельхозтоваропроизводителей в первом полугодии рост. На 4,5 процента. По средней зарплате тоже – ну и пусть, что на 6 процентов и что зарплата в сельском хозяйстве от сезона зависит, динамика-то положительная. Рост в показателях отгрузки предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности позволил даже занять лидирующие позиции среди регионов ПФО. «Мы лидируем по растительному маслу, колбасе, муке и крупам», – рапортовала Кравцева.

Успехи сплошь и рядом в реализации инвестиционных проектов в сфере АПК: «За 6 месяцев сельхозпредприятиями всех категорий было направлено более трех миллиардов рублей инвестиций в основной капитал Саратовской области (108 % к уровню прошлого года)». Да, темпы инвестиционной деятельности сдерживаются высокими ставками по банковским кредитам, значительной закредитованностью сельхозтоваропроизводителей и удорожанием оборудования и комплектующих материалов. Но ведь по факту в Саратовской области в агропромышленном секторе «планируется к реализации и реализуется 38 крупных и средних инвестиционных проектов с общим объёмом инвестиций свыше 46 миллиардов рублей».

Теплицы строят, сады закладывают, озимые вот ещё организованно посеем и заживём, – настраивала всех на хорошее министр.

Ну и что, если ожидаемый урожай зерновых меньше прогнозируемого и составит по этому году около 2,5 млн тонн с недобором в объёме 1,5 млн тонн. Татьяне Кравцевой всё равно есть чем сердце успокоить: «Наш регион обеспечен продовольственным зерном, и обеспеченность превышает нормативные потребности в 2,6 раза».

Основная задача второго полугодия, по словам министра, кроме сева озимых, формирование кормовой базы для животноводства, для зимовки скота и птицы.

«С учётом недостатка кормов по Левобережью необходимо оказывать помощь всем категориям хозяйств», – сообщила министр, не вдаваясь в подробности реализации этого плана. А в конце выступления напомнила, что 2,3 млрд рублей по госпрограмме уже потрачено. Что на каждый областной рубль областным минсельхозом было привлечено 8 рублей из федерального бюджета – величайшее достижение.

И что вся господдержка, по сути, идёт на поддержку кредитования, которое, да, буксует. Из этого следовало, между прочим, что бюджетные деньги на развитие сельского хозяйства оседают где-то в государственных банках.