На берегу теплого моря

Оценить
Взгляд в прошлое и будущее чудесного маленького поселка

Ну что, за четыре года кое-что изменилось. Билет на электричку стал стоить не 10, как в 2012 году, а 17 рублей. И, что самое ужасное, появились комары. А в остальном маленький приморский поселок остался чудесным местом бюджетного отпуска на Черном море. Пока. Потому как, есть такое подозрение, самый что ни на есть бюджетный отпуск станет непосильной роскошью для рядового россиянина. Итак, Дедеркой, крохотный поселок в 12 километрах от Туапсе.

На электричке эти километры преодолеваются за 7-10 минут на шикарной кондиционированной «Ласточке». Или минут за 30-40 (это в зависимости от удачи или умения преодолевать километровые пробки) на автомобиле.

Пляж – галька, не очень широкий, относительно чистый. Есть абсолютно загаженные места, а есть чуть ли не стерильные. Море – чистое и теплое.

Развитие в динамике

DSC04666.JPGГода четыре назад я уже писала об этом чудесном месте. И за это время мало что изменилось. Нет, некоторые дома стали чуть больше, чуть ухоженнее, а некоторые еще больше обветшали. Всё зависит от хозяев, которые или вкалывают в сезон как проклятые и пускают доход на развитие своего маленького бизнеса, или не перетруждаются сильно, потому как уж нет возможности либо, тоже вариант, желания.

Что печально, Дедеркой – это чисто здравница. Местных фруктов очень мало. Овощей нет совсем. Исключение составляет инжир, который, понятное дело, недолговечен, на любителя и недешев – 250 рублей за кг.

Еда в многочисленных харчевнях – как минимум с десяток на крохотный поселок – разная и по цене, и по качеству. Продукты – дороже, чем в Туапсе, процентов на 10-15. Что, впрочем, понятно и объяснимо.

С дорогами ситуация не изменилась. Оживленное движение по центральной улице Приморской машин и пешеходов слегка раздражает и тех, и других. Потому как полутораполосная дорога в сезон становится очень тесной: помимо участников движения, есть еще масса припаркованных авто. Но есть и приятное изменение – через каждые 50-100 метров расположены «лежачие полицейские». А потому, даже если какой-нибудь горячий кавказский парень решит полихачить, к жертвам и разрушениям это не приведет.

Что еще? Если предыдущие года новостройки появлялись регулярно, то в этом сезоне мы обнаружили единственную стройплощадку. Но есть подозрение, что это расширялись хозяева уже работающего микроотеля.

Несколько участков, которые продаются уже четыре года, так и остались неухоженными. Но если раньше за один хозяева просили 23 миллиона рублей, то теперь цена снизилась до 12 лямов. Однако желающих обзавестись собственным участком земли в Дедеркое не прибавилось. Собственно, это понятно, потому как помимо платы за землю надо изрядно потратиться на возведение каких-либо строений, куда можно будет в перспективе пускать отдыхающих.

А будут ли они, отдыхающие, в обозримом будущем – не известно.

А еще начались перебои с водой. Нет, наши хозяева оказались предусмотрительными людьми, и у них на участке была огромная емкость с водой, но централизованная подача пару раз прекращалась. Объяснили нам перебои засухой: в Дедеркое за лето не выпало ни одного дождя.

Цены на жилье, понятное дело, выросли, как и цены на продукты.

Туапсе

IMG_1211.JPGЧудесный маленький город. Чистый, зеленый, с очень вежливыми водителями. В Туапсе, практически как в европейских городах, водители уступают место пешеходам вне зависимости от светофоров и зебр. Не факт, что водителям это нравится, но... А еще в Туапсе, как и у нас, свирепствуют эвакуаторы.

В самом центре города расположены три рынка. Один – овощной – рядом с вокзалом. Но овощи на рынке исключительно привозные, местные дары собственных огородов реализуют на муниципальном рынке, в пяти минутах ходьбы от рынка номер один. Пятачок для бабушек-огородниц – совсем крохотный. Свои помидоры – у пары-тройки торговок, огурцы встречаются через раз. Яблоки – совсем плохонькие. Короче, совсем не житница. Да и цены на всё это счастье как минимум не ниже саратовских. Хотя качество куда хуже.

Что печально, маленькие магазинчики, носящие гордое звание бутиков и расположенные на всех трех с половиной центральных улицах Туапсе, в массовом порядке закрываются. Причиной того, как удалось узнать у одной печальной хозяйки, является курс валют. Что, собственно, понятно.

Такая же ситуация и в торгово-развлекательном центре «Красная площадь», который приткнулся между грандиозными нефтяными емкостями Роснефти. Еще в прошлом году два этажа из четырех были под завязку забиты брендовыми отделами. В этом году на одном из торговых этажей работают два детских магазинчика. Второй этаж тоже занят не полностью. Правда, тут на заклеенных бумагой витринах красуется оптимистичное «Скоро открытие». Понятно, цены по сравнению с прошлым годом выросли примерно вдвое, а покупателей стало значительно меньше.

Но дивной красоты поющий фонтан в центре города функционирует. Фонтан не только поет, он еще и подсвечен. Наверняка вечером, а в Туапсе темнеет около восьми вечера, этот фонтан на платановой алее великолепен.

БабАня

IMG_1252.JPGМне кажется, что эта удивительная женщина заслуживает отдельного упоминания. Ей 78. Зимой она сильно хворала – сердце и прочие возрастные прелести. Да, ей стало сложнее заниматься домашним хозяйством, и на ее невестку Анжелу легла дополнительная нагрузка.

Но! За те 12 дней, которые мы провели в Дедеркое, я ни разу не видела, чтобы бабАня куксилась, жаловалась, болела. Да, несколько раз я видела ее лежащей на веранде – но это были двадцатиминутки послеобеденного отдыха. А еще я видела, что она читает, а потом мы эту книгу обсуждали. Я не знаю автора этого произведения, но называлась книга «Берия». Судя по всему, это была не художественная литература.

Как-то, возвращаясь с пляжа, мы встретили бабАню у ворот участка – она проверяла почту и сетовала, что сегодня не принесли газету, потому как новости она предпочитает узнавать из газет, а не из интернета, потому что газета – живая, и ее можно взять в руки. Вот не знаю, вхожа ли бабАня в Сеть. Но узнать пароль от вай-фая она смогла мгновенно, позвонив детям и записав цифры на бумажке. Слово «логин», пожалуй, ей не знакомо, но с паролем она разобралась быстро и без каких-либо проблем.

Что касается внуков, то бабАня любит их беззаветно. Когда я заметила, что ее внучка Эвелина – золотая девочка, то бабАня отреагировала мгновенно: «Не золотая – бриллиантовая». Собственно говоря, это нюансы, потому как внучка у бабАни удалась на славу. В этом году ей исполнится 20, но все четыре года, которые мы отдыхаем в Дедеркое, Эвелина работает. А вообще-то она студентка медицинского колледжа. Буквально за несколько дней до нашего ­отъезда Эвелина с работы ушла, «потому что мама выходит на работу и не сможет управляться с домашним хозяйством».

Но жалобы – это не про бабАню. А вот пошутить, причем очень тонко и изящно, сделать какой-то изысканный и нетривиальный комплимент – это про нее. О себе говорит с долей самоиронии. Серьезно о жизни было однажды, когда случился салют в часть открытия очередной смены в детском лагере от РЖД. Тогда бабАня сказала, что до сих пор поначалу вздрагивает и боится стрельбы, потому как всё ещё помнит ужасы обстрелов.

А еще бабАню очень волнует ситуация на Украине. Как у большинства армян, у нее много родственников, том числе и тех, кто жил в Донецке. Родственников, понятное дело, пристроили в Туапсе («дом дали, участок дали, всё у него хорошо, таксует»), но бабАня очень переживает, потому как там, на Украине, беда.

Ласточка

«Ласточка» – это прекрасный и современный электропоезд. С кондиционером и туалетами в первом и последнем вагонами. Ходит по расписанию, как часы. Цена билета в одной зоне – 17 рублей. То есть до Туапсе от Дедеркоя доехать можно за 17 рублей, до Сочи – за 250. Это плюсы.

Да, говорят, сразу после Олимпиады цены на электричку стали заоблачными – что-то около 70 рублей за зону. То есть до Сочи можно было доехать за тысячу с лишним рублей. Понятно, местный народ начал активно возражать против такой новации. Потому как, например, из Дедеркоя в Туапсе ежедневно ездит чуть ли не всё население: взрослые – на работу, дети и подростки – в школу. Или глас народа был услышан, или резко упала наполняемость электропоездов, но цены снизились до вполне приемлемой цифры.

Минусы: платформы очень низкие. Первая ступенька электропоезда – сантиметрах в 70-80 от платформы. То есть маломобильные граждане попасть в электричку могут только с посторонней помощью. Но самое печально не это. Как рассказала мне коллега по отдыху, они всей семьей отправились на экскурсию в Олимпийскую деревню. Так вот, по словам соседки, она никогда не видела такой давки, когда дети просто кричали от того, что их сжимают со всех сторон. И малышей передавали по верху, чтобы устроить на коленях счастливцев, которым удалось занять места. Такая давка продолжалась ровно полпути – до Лазаревского, где часть пассажиров вышла.

Мне, например, совершенно не понятно, отчего железнодорожники пускают в Сочи одиночный, а не двойной состав «Ласточки». Впрочем, можно предположить, что дело тут в коммерческой составляющей: билеты пассажиры покупают всё равно, а одинарный состав – это дешевле, чем двойной. Моей соседке, а она путешествовала в Олимпийскую деревню с мужем и двумя дочками, 4 и 12 лет, особенно не повезло. В Сочи под поезд, увы, с летальным исходом, попал мужчина, и электричка задержалась на час.

Кстати, о билетах. В этом году на направлении Туапсе – Сочи введено ноу-хау. На некоторых станциях нет билетных касс, но по вагонам ходят кассиры-контролеры, которые билеты продают прямо в вагоне. Потому как эти самые кассиры оснащены компактными кассовыми аппаратами. Но если касса на станции есть, а пассажир вдруг по каким-то причинам билет там не приобрел, то вагонные кассиры взимают какой-то сбор. Не знаю, зависит ли он от зон, но до Дедеркоя (цена билета – 17 рублей) этот сбор равен 75 рублям.